Найти в Дзене
Synergy Times l Медиа

Как построить карьеру в арт-индустрии

Оглавление
Изображение от Freepik
Изображение от Freepik

Рынок труда в арт-индустрии растёт. По данным интернет-портала Artinvestment, в 2021 году рынок российского искусства достиг оборота 11,65 миллионов долларов. А на зарубежных аукционах русское искусство принесло 350 миллионов долларов. Оба показателя достигли допандемийных результатов. Российские эксперты на ярмарке Art Russia — 2022 также сходились во мнении, что инвестиции в арт-сферу выгодны, даже несмотря на кризисы. Ежегодно в России открывают культурные центры, музеи, выставочные комплексы, запускают новые проекты. В этом году правительство РФ выделило миллиард рублей на их развитие и поддержку. Индустрии нужны профессионалы. Но иногда начинающие специалисты боятся заявить о себе и не могут найти работу. С чего начать карьерный путь и куда пойти работать, рассказала преподаватель факультета арт-бизнеса университета «Синергия», культуролог и продюсер арт-проектов Мария Ракус.

Какие профессии нужны в арт-индустрии

В арт-сфере работают не только художники, музыканты, дизайнеры, фотографы, журналисты и другие креативщики, которые создают продукт. Этим специалистам нужны те, кто организует их деятельность, продвигает, рассказывает о них миру и при этом сами обладают фундаментальными знаниями в искусстве – культурологии, историографии, истории искусств и т. д.

К таким профессиям относятся:

  • Менеджер социокультурных проектов. Он разрабатывает концепции для мероприятий и проводит их в новых форматах, организует арт-проекты, договаривается о сотрудничестве с госструктурами, бизнесом и общественными организациями, занимается продвижением проектов.
  • Арт-критик. Это эксперт, который даёт свою оценку событиям в мире искусства, видит связи между социокультурными объектами. Помимо широкого кругозора и знаний в искусстве он обладает журналистскими способностями: пишет и редактирует тексты, выражая профессиональное мнение.
  • Арт-дилер. Его основная деятельность направлена на поиск, покупку и продажу произведений искусства. Он помогает заказчикам формировать коллекции, участвует в аукционных торгах и разбирается в логистических и юридических особенностях совершения сделок в арт-мире.
  • Куратор выставочных проектов. Он организует выставки в музее и арт-проекты, придумывает идеи и создаёт концепции, заявляет и раскрывает тему, сотрудничает с творцами, продумывает выставочное пространство. Куратор возглавляет выставки, собирает экспонаты в каталоги, организует обучение, показы, встречи художников и т. д. Такой специалист может проводить экскурсии, например, на открытии выставки.
  • Хранитель музейных проектов. Такой специалист занимается хранением, транспортировкой экспонатов, несёт за них материальную ответственность. Хранитель музейных проектов может работать в музеях, галереях, арт-кластерах, творческих объединениях, центрах современного искусства, аукционных домах, на фестивалях, интернет-ресурсах.
  • Аукционист. Занимается учётом, описанием, составлением каталогов, структурированием коллекций, выставлением на торги и проведением торгов в аукционных домах.

Что нужно уметь специалисту арт-индустрии

Как и в любой профессии, в арт-индустрии не обойтись без хард- и софт-скилов. Чтобы быть востребованным в этой сфере, нужны:

  • Базовые знания в искусстве. Они помогают учитывать специфику произведений, историю, стиль и направления, к которым они относятся, понимать контекст событий и роль художника в арт-мире.
  • Умение писать рецензии и анализировать произведения искусства.
  • Насмотренность – визуальный опыт, который помогает распознавать гармоничность, актуальность, перспективность работ.
  • Правовые особенности в работе с произведениями искусства и арт-институциями.
  • Навыки публичных выступлений.

Взаимодействовать с людьми специалисту арт-сферы помогают коммуникабельность, открытость, внимательность к деталям, аналитические навыки.

Чтобы стать профессионалом в области арт-индустрии, можно получить полноценное высшее образование по проверенным программам обучения. Такие есть, например, на факультете арт-бизнеса в университете «Синергия». Там изучают не только традиционные искусствоведческие дисциплины, но и прикладные: «Организация проектной деятельности», «Ценообразование», «Маркетинг», «Продажи в искусстве» и др.

С чего начать карьеру в арт-индустрии

С получением диплома образование не оканчивается. Специалист должен держать руку на пульсе – понимать, что происходит в арт-сфере, знать новые имена, что востребовано на арт-рынке и т. д. Культурный багаж даёт экспертность, вокруг которой строится личный бренд.

Арт-мир — закрытое сообщество. Попасть в него помогут:

  • Активный нетворкинг. Ходите в музеи и на выставки, знакомьтесь с будущими коллегами, подписывайтесь на их блоги и не стесняйтесь писать им в соцсетях (даже если вам кажется, что они небожители, а ваши вопросики — глупые).
  • Совместные проекты с преподавателями, художниками, галеристами.
  • Проекты в крупных арт-институциях, куда регулярно привлекают волонтёров и стажёров. Там можно набраться опыта и завести полезные знакомства.
  • Факультет арт-бизнеса университета «Синергия». Преподаватели помогают студентам наработать базу контактов в индустрии. С первого курса молодые специалисты стажируются в художественных галереях, event-агентствах, туристических центрах, музеях, выставочных пространствах, арт-кластерах, продюсерских центрах, образовательных проектах, арт-журналистике.

Карьерный путь зависит от того, какую арт-институцию вы выберете. Чаще всего начальные позиции – администратор и менеджер. Работая на них, можно познакомиться с художниками и посетителями, изучить первичный документооборот, специфику создания выставочных проектов, основы каталогизации и взаимодействия с предметами искусства. Это хорошая стартовая площадка для карьеры.

Начинающие арт-критики могут вести собственный блог или отправлять статьи в специализированные издания и лайфстайл-журналы. В дальнейшем можно стать экспертом по современному искусству, совмещать арт-критику с преподаванием в учебных заведениях.

Кураторы выставочных проектов могут, например, начать с сопровождения образовательных проектов у себя в вузе.

Как найти работу в арт-индустрии

На старте нужно выбрать направление арт-индустрии, в котором хотите строить карьеру. Например, вы арт-критик, и вам интересно современное искусство. Изучите, какие институции его представляют, какие у них сотрудники, есть ли должности, которые подойдут вашей специальности. Затем составьте резюме и вместе с сопроводительным письмом отправьте на электронную почту сообщества, где хотите работать. Чем больше писем в рассылке, тем эффективнее результат. Но этот способ поиска работы трудозатратный.

Можно выбрать путь короче – через сервисы по поиску работы, соцсети или личное общение с представителями индустрии. Также арт-институции выкладывают предложения о работе у себя на сайтах. На сервисах ищите вакансии по словам «арт», «арт-критик», «куратор», «арт-дилер», «галерист», «арт-менеджер», «экскурсовод», «преподаватель по искусству» и т. д. Ещё полезно посмотреть в Telegram-каналах, вводя, например: «Работа в сфере искусства».

В некоторых университетах студентам помогают с поиском работы. Для этого можно обратиться в специальное подразделение. Так, в «Синергии» студентов трудоустраивают уже с первого курса. Например, можно учиться на вечерней или дистанционной форме и работать.

Как построить карьеру в арт-индустрии: советы начинающим специалистам

unsplash.com
unsplash.com

Материал обновлен: 25 июля 2023

Рынок труда в арт-индустрии растёт. По данным интернет-портала Artinvestment, в 2021 году рынок российского искусства достиг оборота 11,65 миллионов долларов. А на зарубежных аукционах русское искусство принесло 350 миллионов долларов. Оба показателя достигли допандемийных результатов. Российские эксперты на ярмарке Art Russia — 2022 также сходились во мнении, что инвестиции в арт-сферу выгодны, даже несмотря на кризисы. Ежегодно в России открывают культурные центры, музеи, выставочные комплексы, запускают новые проекты. В этом году правительство РФ выделило миллиард рублей на их развитие и поддержку. Индустрии нужны профессионалы. Но иногда начинающие специалисты боятся заявить о себе и не могут найти работу. С чего начать карьерный путь и куда пойти работать, рассказала преподаватель факультета арт-бизнеса университета «Синергия», культуролог и продюсер арт-проектов Мария Ракус.

В арт-сфере работают не только художники, музыканты, дизайнеры, фотографы, журналисты и другие креативщики, которые создают продукт. Этим специалистам нужны те, кто организует их деятельность, продвигает, рассказывает о них миру и при этом сами обладают фундаментальными знаниями в искусстве – культурологии, историографии, истории искусств и т. д.

К таким профессиям относятся:

  • Менеджер социокультурных проектов. Он разрабатывает концепции для мероприятий и проводит их в новых форматах, организует арт-проекты, договаривается о сотрудничестве с госструктурами, бизнесом и общественными организациями, занимается продвижением проектов.
  • Арт-критик. Это эксперт, который даёт свою оценку событиям в мире искусства, видит связи между социокультурными объектами. Помимо широкого кругозора и знаний в искусстве он обладает журналистскими способностями: пишет и редактирует тексты, выражая профессиональное мнение.
  • Арт-дилер. Его основная деятельность направлена на поиск, покупку и продажу произведений искусства. Он помогает заказчикам формировать коллекции, участвует в аукционных торгах и разбирается в логистических и юридических особенностях совершения сделок в арт-мире.
  • Куратор выставочных проектов. Он организует выставки в музее и арт-проекты, придумывает идеи и создаёт концепции, заявляет и раскрывает тему, сотрудничает с творцами, продумывает выставочное пространство. Куратор возглавляет выставки, собирает экспонаты в каталоги, организует обучение, показы, встречи художников и т. д. Такой специалист может проводить экскурсии, например, на открытии выставки.
  • Хранитель музейных проектов. Такой специалист занимается хранением, транспортировкой экспонатов, несёт за них материальную ответственность. Хранитель музейных проектов может работать в музеях, галереях, арт-кластерах, творческих объединениях, центрах современного искусства, аукционных домах, на фестивалях, интернет-ресурсах.
  • Аукционист. Занимается учётом, описанием, составлением каталогов, структурированием коллекций, выставлением на торги и проведением торгов в аукционных домах.

Что нужно уметь специалисту арт-индустрии

Как и в любой профессии, в арт-индустрии не обойтись без хард- и софт-скилов. Чтобы быть востребованным в этой сфере, нужны:

  • Базовые знания в искусстве. Они помогают учитывать специфику произведений, историю, стиль и направления, к которым они относятся, понимать контекст событий и роль художника в арт-мире.
  • Умение писать рецензии и анализировать произведения искусства.
  • Насмотренность – визуальный опыт, который помогает распознавать гармоничность, актуальность, перспективность работ.
  • Правовые особенности в работе с произведениями искусства и арт-институциями.
  • Навыки публичных выступлений.

Взаимодействовать с людьми специалисту арт-сферы помогают коммуникабельность, открытость, внимательность к деталям, аналитические навыки.

Чтобы стать профессионалом в области арт-индустрии, можно получить полноценное высшее образование по проверенным программам обучения. Такие есть, например, на факультете арт-бизнеса в университете «Синергия». Там изучают не только традиционные искусствоведческие дисциплины, но и прикладные: «Организация проектной деятельности», «Ценообразование», «Маркетинг», «Продажи в искусстве» и др.

С чего начать карьеру в арт-индустрии

С получением диплома образование не оканчивается. Специалист должен держать руку на пульсе – понимать, что происходит в арт-сфере, знать новые имена, что востребовано на арт-рынке и т. д. Культурный багаж даёт экспертность, вокруг которой строится личный бренд.

Арт-мир — закрытое сообщество. Попасть в него помогут:

  • Активный нетворкинг. Ходите в музеи и на выставки, знакомьтесь с будущими коллегами, подписывайтесь на их блоги и не стесняйтесь писать им в соцсетях (даже если вам кажется, что они небожители, а ваши вопросики — глупые).
  • Совместные проекты с преподавателями, художниками, галеристами.
  • Проекты в крупных арт-институциях, куда регулярно привлекают волонтёров и стажёров. Там можно набраться опыта и завести полезные знакомства.
  • Факультет арт-бизнеса университета «Синергия». Преподаватели помогают студентам наработать базу контактов в индустрии. С первого курса молодые специалисты стажируются в художественных галереях, event-агентствах, туристических центрах, музеях, выставочных пространствах, арт-кластерах, продюсерских центрах, образовательных проектах, арт-журналистике.

Карьерный путь зависит от того, какую арт-институцию вы выберете. Чаще всего начальные позиции – администратор и менеджер. Работая на них, можно познакомиться с художниками и посетителями, изучить первичный документооборот, специфику создания выставочных проектов, основы каталогизации и взаимодействия с предметами искусства. Это хорошая стартовая площадка для карьеры.

Начинающие арт-критики могут вести собственный блог или отправлять статьи в специализированные издания и лайфстайл-журналы. В дальнейшем можно стать экспертом по современному искусству, совмещать арт-критику с преподаванием в учебных заведениях.

Кураторы выставочных проектов могут, например, начать с сопровождения образовательных проектов у себя в вузе.

Как найти работу в арт-индустрии

На старте нужно выбрать направление арт-индустрии, в котором хотите строить карьеру. Например, вы арт-критик, и вам интересно современное искусство. Изучите, какие институции его представляют, какие у них сотрудники, есть ли должности, которые подойдут вашей специальности. Затем составьте резюме и вместе с сопроводительным письмом отправьте на электронную почту сообщества, где хотите работать. Чем больше писем в рассылке, тем эффективнее результат. Но этот способ поиска работы трудозатратный.

Можно выбрать путь короче – через сервисы по поиску работы, соцсети или личное общение с представителями индустрии. Также арт-институции выкладывают предложения о работе у себя на сайтах. На сервисах ищите вакансии по словам «арт», «арт-критик», «куратор», «арт-дилер», «галерист», «арт-менеджер», «экскурсовод», «преподаватель по искусству» и т. д. Ещё полезно посмотреть в Telegram-каналах, вводя, например: «Работа в сфере искусства».

В некоторых университетах студентам помогают с поиском работы. Для этого можно обратиться в специальное подразделение. Так, в «Синергии» студентов трудоустраивают уже с первого курса. Например, можно учиться на вечерней или дистанционной форме и работать.

Сколько получают специалисты арт-индустрии

На данный момент на сервисе по поиску работы hh.ru размещены около 500 вакансий в арт-сфере. Особенно востребованы арт-менеджеры. Уровень зарплаты такого специалиста зависит от опыта, навыков, региона, компании. Начинающие арт-менеджеры могут рассчитывать на доход от 20–30 тысяч рублей и в будущем зарабатывать более 200 тысяч рублей.

hh.ru
hh.ru

Экскурсоводам предлагают 70 тысяч рублей, хранителям коллекций искусства – от 90 тысяч рублей. Арт-дилеры и кураторы выставочных проектов могут зарабатывать от 120 тысяч рублей. А галеристам готовы платить от 150 тысяч рублей.

Для того, чтобы стать высокооплачиваемым арт-менеджером, нужно много и усердно работать, это самый важный критерий успешности. Берите свои первые проекты уже на этапе обучения, не бойтесь сложностей, от них никто не застрахован. И эксперты с многолетним стажем совершают ошибки. Просто ошибки у вас будут разноуровневые - поделилась Анастасия Болотова, карьерный консультант Центра карьеры Корпорации «Синергия».

Изображение от vecstock на Freepik
Изображение от vecstock на Freepik

Чтобы стать высокооплачиваемым специалистом, Анастасия Болотова, карьерный консультант Центра карьеры Корпорации «Синергия» , советует предпринять следующие шаги:

  • Принимайте участие в волонтерских активностях, выступайте помощником более опытным коллегам, объединяйтесь с другими экспертами и реализуйте собственные проекты.
  • Продвигайте свой личный бренд в творческом комьюнити с помощью эффективной самопрезентации. Учитесь говорить о себе и своих успехах.

Самопрезентация может быть 2-х видов:

- Официальная, при подробном рассказе о своей деятельности. Она будет включать описание ваших главных компетенций как арт-менеджера, опыта и успешных кейсов.

- Более неформальная. Подготовьте рассказ об одном вашем успешном проекте. Включите туда следующую информацию: как вы получили этот заказ, с какими трудностями столкнулись, как их преодолели и какие результаты получили. Рассказ будет еще привлекательнее если вы добавите описание забавных ситуаций в процессе выполнения проекта и шутки по теме.

Чем больше людей из индустрии о вас знает и симпатизирует вам, тем больше шансов получить возможность участия в интересном проекте, который даст вам новые возможности в карьере, в том числе, финансовые - рассказала Анастасия Болотова, карьерный консультант Центра карьеры Корпорации «Синергия».
  • Не забывайте обмениваться контактами. Давайте ссылку на свои соцсети и портфолио.
  • Чтобы визуализировать самопрезентацию подготовьте портфолио с вашими проектами в направлении, которое вы для себя выбрали. Оно может включать рекламные ролики, которые вы режиссировали, фотосессии, которые вы курировали, журналы, которые вы выпускали, и проекты с разными художниками, с описанием как вы продвигали их работы. Портфолио можно разместить на своем личном сайте.
Ведите свои соцсети. Рассказывайте о профессии, о проектах, которые вы ведете, о том, что вас вдохновляет и что не вдохновляет, новости, которые нельзя пропустить. Репостите себе классные, по вашему мнению, работы других экспертов и участвуйте в обсуждениях творческих проектов. Будьте на виду! - сказала Анастасия Болотова, карьерный консультант Центра карьеры Корпорации «Синергия».

Материалы, которые вас могут заинтересовать:

Искусствовед: «Люди, которые могут упорядочить искусство и передать его потомкам, всегда нужны»

Как стать диджитал-художником и зарабатывать на цифровом искусстве

«Искусство не всегда надо понимать, иногда достаточно чувствовать», — культуролог об арт-терапии