Найти тему
Медиапалуба

Акулы в мире судоходства

Оглавление

Аналитическое агентство VesselsValue представила очередной рейтинг топ-10 крупнейших стран-судовладельцев как по общей стоимости флота, так и по его количеству. Рост отдельных сегментов торгового флота, пандемия коронавируса, обострение общеполитической обстановки и повышение фрахтовых ставок — все это вместе, безусловно, оказало влияние на расклад внутри «десятки», однако существенных изменений не внесло.

Попробуем разобраться в текущем положении дел и основных тенденциях.

Флот с профилем и без профиля

Возглавляют рейтинг VesselValue традиционно Япония, Китай, Греция и США, причем у каждой страны четко выделяется основной сегмент. У Японии это СПГ и СНГ-танкеры, у Греции — танкеры для перевозки сырой нефти, у США — круизные суда и суда типа ро-ро (roll-on/roll-off). Особняком в этом ряду стоит Китай, у которого сейчас самый большой флот в мире по количеству судов, самое большое число контейнеровозов и танкеров. Также Поднебесная активно наращивает флот для перевозки автомобилей — здесь пока лидер Южная Корея, но, возможно, ненадолго.

Также отдельно стоит выделить Швейцарию — страну без выхода к морю, которая замкнула топ-лист крупнейших судовладельцев во многом благодаря росту объема контейнерных перевозок в целом и компании Mediterranean Shipping Company (MSC) в частности.

Сегодня MSC первой среди других крупнейших контейнерных перевозчиков нарастила общую вместимость своего флота до 5 млн TEU. За 22 месяца швейцарский судовладелец увеличил грузовместимость флота с 4 до 5 млн TEU, таким образом удвоив размер своего флота всего за восемь с половиной лет. Всего с августа 2020 года MSC скупила весь имеющийся свободный тоннаж, приобретя 306 контейнеровозов вместимостью 1,2 млн TEU.

Япония

По стоимости флота Япония вернулась на первое место с активами, которые оцениваются в 196,6 млрд долларов США, что на 9 млрд больше, чем в прошлом году. Такой рост в значительной степени связан с сегодняшним бумом в секторе перевозок сжиженного природного газа.

В этом году фрахтовые ставки в секторе СПГ выросли значительно: в октябре они достигли исторического максимума — 441,385 долларов США в сутки, что привело к росту стоимости всего флота.

Повышение интереса к теме СПГ вызвало увеличение количества заказов в этом секторе. Так, в 2022 году на предприятиях было размещено 142 новых заказа, что на 92% больше, чем в прошлом году. Из этих заказов около четверти было размещено японскими компаниями, включая MOL, NYK и Meiji Shipping.

Среди стран-судовладельцев Япония владеет самым большим флотом для перевозки СПГ, который оценивается в 30,3 млрд долларов США. Также страна владеет балкерами стоимостью 53,5 млрд долларов США, рефрижераторными судами — 985 млн долларов США, малыми сухогрузами — 8,8 млрд долларов США, судами для перевозки сжиженного нефтяного газа (LPG) — 8,7 млрд долларов США и судами для перевозки автотранспорта — 22 млрд долларов США.

 📷
📷

Мировое судостроение 2022 года в цифрах

Подробный отчет о мировом судостроении в 2022 году - описываем достижения, отмечаем основные тенденции развития рынка.

Китай

В 2022 году Китай сохранил первое место по количеству судов в собственности. Флот страны составил 6908 единиц стоимостью 190,1 млрд долларов США.

Сегодня Китай владеет самым большим контейнерным флотом как по количеству судов, так и по стоимости. Значительный рост ставок, который наблюдался в течение последних двух лет, повысил стоимость флота с 28 млрд долларов США в начале 2021 года до приблизительно 56 млрд к концу 2022 года.

Китай также владеет самым большим количеством танкеров. Недавний скачок ставок и стоимости в этом сегменте вывел Китай на второе место по стоимости флота, увеличив ее на 15 млрд долларов США до 42,5 млрд долларов США.

Резкий рост ставок также вызвал интерес к купле-продаже судов на вторичном рынке. В 2022 году было зарегистрировано 950 продаж подержанных судов, что на 10% больше, чем годом ранее. При этом 15% продаж были совершены китайскими компаниями, включая CMB, Cosco и ICBC.

-3

Греция

Греция сохранила третье место как по общему количеству судов, так и по их стоимости. Однако по количеству танкеров ее сместил с первого места Китай с 1466 судами по сравнению с 1461 греческим, но по стоимости Греция занимает первое место. Ее флот оценивается в 56,2 млрд долларов США.
Повышение доходов от транспортировки нефти вызвало возобновление интереса к этому сектору. Ставки фрахта танкеров типа VLCC достигли пика в 72,199 долларов США в сутки, что самый высокий показатель за последние два года.

В первую очередь это связано с улучшением спроса, а также с сегодняшней общеполитической обстановкой. С начала года стоимость танкеров типа VLCC Suezmax и Aframax выросла в диапазоне 14–86%.

Греция также владелец второго по стоимости флота для транспортировки СПГ, который оценивается в 29,1 млрд долларов США. В условиях резкого роста объема текущих спотовых ставок стоимость флота увеличилась более чем на 50% с начала 2022 года, а по сравнению с 2021 годом — на 10 млрд долларов США.

-4

США

В 2022 году США сохранили позиции в рейтинге, оставшись на четвертом месте, со стоимостью флота в 98,6 млрд долларов США. Рост за 2022 год составил 2 млрд долларов США.

Из общей стоимости активов 54 млрд долларов США приходится на круизные суда. Это неудивительно, потому как все крупнейшие компании в этом сегменте, такие как Carnival и Royal Caribbean, базируются в США. Однако за последние несколько лет круизная отрасль серьезно пострадала от пандемии коронавируса. Несмотря на это, США по-прежнему остаются крупнейшим мировым владельцем круизных судов, хотя стоимость их флота с 2021 года уменьшилась на 2,5 млрд долларов США.

Также США — один из крупнейших владельцев судов в секторе ро-ро. Стоимость его оценивается в 2,3 млрд долларов США. По количеству судов США с 38 единицами занимают второе место после Японии с ее 82 судами.
Сингапур

Сингапур в этом году сохранил пятую позицию по общей стоимости флота — 80 млрд долларов США — и четвертое место по количеству судов. Контейнерный флот страны остается пятым в мире с общей стоимостью 23 млрд долларов США (четверть стоимости всего флота Сингапура).

С начала 2022 года вслед за повышением фрахтовых ставок инвесторы страны начали вкладывать средства в контейнерные перевозки. За прошлый год судоходные компании разместили на верфях 49 новых заказов, что на 63% больше, чем в 2021 году. Такие компании, как PIL, Eastern Pacific и Ocean Network Express, сконцентрировались в основном на секторах Post Panamax и New Panamax.

Улучшение ситуации в секторе танкеров вызвало рост активности компаний на вторичном рынке и усилило танкерный флот страны. На конец 2022 года он оценивался на уровне 23,7 млрд долларов США, что на 5,5 млрд больше, чем год назад.

Южная Корея

В 2022 году Южная Корея поднялась на шестое место, обогнав Германию. Стоимость южнокорейского флота в 2022 году оценивалась в 65,9 млрд долларов США. Годовой рост составил почти на 8 млрд долларов США.
Инвестиции Южной Кореи в сектор транспортировки СПГ продолжают окупаться. Поэтому крупные игроки страны, такие как K3 Consortium, H Line Shipping и SK Shipping, разместили около 30 заказов на строительство новых судов для перевозки СПГ. Речь идет о крупных судах вместимостью 174 000 тонн.

Также Южная Корея сохраняет одну из лидирующих позиций по мировому морскому экспорту автомобилей. Ведущий судовладелец и оператор Glovis страны в этом сегменте расширил флот PCTC. Таким образом, высокий объем производства автомобилей и морского экспорта делает Южную Корею третьим по величине владельцем судов для транспортировки автомобилей.

-5

Германия

Германия опустилась на седьмое место в рейтинге с суммарной стоимостью флота в 64,3 млрд долларов США. Большая часть флота страны всегда состояла из контейнеровозов, и пока страна занимает вторую строчку в рейтинге по количеству судов этого класса.

После бурного роста в начале этого года фрахтовые ставки для судов Post Panamax стабилизировались. Рекордно высокий уровень дохода (148 500 долларов/сутки) упал до отметки 71 500 долларов/сутки. Общая стоимость флота Германии снизилась на 12,8 млрд долларов США.

Также в 2022 году Германия активно инвестировала в малый сухогрузный флот, который увеличился на 1,3 млрд по сравнению с прошлым годом и составил 6,2 млрд долларов США.

Норвегия

По сравнению с 2021 годом Норвегия поднялась в рейтинге на две строчки вверх. Сегодня стоимость флота страны оценивается в 56,7 млрд долларов США.

В основном это обусловлено инвестициями в сектор небольших сухогрузных судов со стороны таких компаний, как Wilson ASA, Sole Shipping и Oslo Bulk. Также выросло и количество сделок на вторичном рынке примерно на 39% по сравнению с цифрами годичной давности.

В 2022 году компания Wilson приобрела несколько небольших судов, которые перешли из тайм-чартера в собственность компании Wilson в рамках соглашения с Arkon Shipping.

Норвегия также остается вторым крупнейшим владельцем судов для перевозки автомобилей как по стоимости, так и по количеству судов. Текущая стоимость этого флота составляет 8 млрд долларов США, что на 4 млрд больше, чем в 2021 году.

    Фото: Википедия
Фото: Википедия

Великобритания

Великобритания опустилась на девятое место в рейтинге, хотя стоимость ее флота сохранилась на уровне 54 млрд долларов США. В предыдущем году стоимость флота Великобритании выросла на 38% благодаря значительному росту объемов на рынках балкеров и контейнеровозов. В последнее время оба сектора демонстрируют более скромные показатели.

Стоимость контейнерного флота Великобритании снизилась на 27% в годовом исчислении до 13,1 млрд долларов США, а стоимость балкерного флота осталась на прежнем уровне — около 5,5 млрд долларов США.

-7

Швейцария

Швейцария поднялась на десятое место и теперь входит в топ крупнейших стран-судовладельцев.

Общая стоимость флота Швейцарии составляет 54 млрд долларов США. При этом крупнейшая компания страны MSC занимает четвертое место по стоимости контейнерного флота 25 млрд долларов США и по количеству судов — 431 единица.

В 2022 году Швейцария стала главным покупателем контейнерных судов в мире. Так, только компания MSC приобрела 78 судов. Все сделки совершались на пике роста фрахтовых ставок из-за резкого роста спроса, которые наблюдались в этом секторе в последние несколько лет.