Друзья, всем привет! Ещё давно планировал делать что - то по типу стульев, но возможности сделать этого раньше почему то не нашёл. Более простая вариация - табуретки, с которых и решил начать. В этой заметки расскажу о том, как делал пару классических табуреток, о том, с какими проблемами столкнулся, как получилось оптимизировать рабочий процесс, в общем полетели!
Для этого проекта мне понадобилось два бруса 40х40, общей длиной 4 метра, то есть покупались бруски по два метра, и доска 20х95 общей длиной 6 метров: три доски по 1 метру и одна 3-х метровая. Доски и бруски торцую и не отходя от кассы напиливаю на заготовки необходимых размеров: 8 деталей для ножек по 430 мм, 8 деталей для сидения по 330 мм и 8 деталей по 260 мм, которые потом будут распиливаться пополам и из них получаться царги и проножки.
После того, как все заготовки напилены, переключился на фуганок и рейсмус.
Пользуясь случаем, хочу напомнить про технику безопасности, использование средств индивидуальной защиты и толкателей, этим пренебрегать не стоит.
Далее необходимо склеить два щита, которые в последствии будут сидушками. Для склейки использовал трубные струбцины, без которых уже не могу представить свою работу: они максимально облегчают этот процесс и вспоминать прошлое, где щиты клеились обычными F – образными струбцинами не особо хочется. Клей для подобных мероприятий уже на постоянной основе использую Titebond 2, как по мне лучший вариант, если не изготавливается что – то контактирующее с едой, в этом случае только Titebond 3. Повторюсь, щита необходимо два, так как табуреток должно получиться ровно столько же. Так как трубных струбцин у меня уж точно не 6, пришлось клеить в два подхода, но это так, лирическое отступление.
Пока будущие сидушки сохнут, занялся царгами и проножками. Получившиеся ранее детали делю пополам и выставляю получившееся значение на параллельном упоре циркулярного станка. За сотками гнаться не стоит, так как кромку всегда можно обработать на фуганке, что я и сделал после распила. Всего же должно получиться 16 таких заготовок, по 8 на каждую табуретку.
Далее занялся созданием пазов. В прошлый раз, когда делал банкетку – обувницу, пазы делал очень долгим и к тому же не очень безопасным способом: сначала делал пропилы, а потом спиливал оставшееся. При этом получалось максимально неровно, поэтому в этот раз решил воспользоваться другим методом создания пазов, проверить в деле ну и рассказать и показать вам, разумеется, а именно – метод фрезеровки, только с пильным диском циркулярной пилы за место фрезы. Выставляю диск на нужную высоту и упор на такое расстояние, какой длины необходим паз. Ну и далее идут простые, но однотипные действия. В итоге получается очень аккуратный паз без сколов, что нам, собственно и нужно. Некоторые из пазов (а таких всего 8, по 4 на каждую табуретку соответственно) должны быть немного меньше, их, разумеется, тоже укорачиваю.
Когда клей высох, можно заниматься обработкой щитов. Перед тем, как строгать щиты в рейсмусе, нужно избавиться от излишков клея. После этого, ясное дело, обработка в рейсмусе.
Тут я столкнулся с одной вроде бы незначительной, но очень неприятной проблемой. Дело в том, что обрабатывались щиты поперёк волокон, что привело к выровам в материале, очень неестественной стружке и большей нагрузке на двигатель станка.
При написании статьи понял, что можно было просто сначала укоротить щиты, а уже потом нормально прострогать, не спрашивайте, почему не сделал так сразу, сам не знаю.
Ну что, теперь эти шершавые щиты, просто перенося которые умудрился засадить две занозы, укорачиваю на каретке.
Далее – шлифовка. Щиты шлифую исключительно 80 абразивом, по другому косяк не убрать, и только после того, как на ощупь всё гладко, нигде ничего не торчит и визуально всё в порядке, слегка прохожусь кругом P100.
Чтобы сделать сиденья фактически и визуально приятными, при кромочным фрезером скруглил кромку кромочной калёвочной фрезой. Царги и проножки с ножками также хочу немного облагородить, но немного другой фрезой. Здесь есть один нюанс: у царог снимаю фаску только с нижней стороны, а вот у проножек с обоих. Это нужно для того, чтобы у сидушек было больше опоры и царги визуально были их продолжением.
Осталось сделать пазы. Для этого достаю каретку для фрезера, которую уже очень давно не использую и сдуваю с неё пыль. Решил её приобщить к этому проекту, ну а если серьёзно, то попросту не нашёл лучшего варианта. В большой фрезер , который к слову тоже давно не используется, устанавливаю прямую пазовую врезу 8 мм и помещаю его в каретку. Далее сооружаю колхозную конструкцию, которая позволяет двигаться фрезеру только вперёд и назад на определённое расстояние, равное длине паза. Это своего рада кондуктор, позволяющий быстро и с хорошей повторяемостью сделать пазы где угодно, и забегая немного вперёд, разбирать его после всех проделанных работ не стал, пускай пока полежит, может ещё пригодиться.
Получилось что – то подобное: заготовка упирается в обрезок и зажимается двумя струбцинами, после чего фрезеруется паз. На каждой ножке должно получиться 4 паза: 2 сверху и 2 снизу, при чём на двух близлижащих сторонах. Сначала на всех заготовка фрезерую пазы только сверху. Когда это будет сделано, перемещаю обрезок на определённое расстояние и фрезерую пазы снизу. В целом, ничего сложного, но организация рабочего процесса занимает довольно большое количество времени.
Ну что, осталось собрать деревянный конструктор воедино и получить то, что планировалось. Сначала при помощи стамески придаю пазам квадратную форму, чтобы шип входил без адских усилий и множества ударов киянки. Где – то, в основном в ножках, появлялись небольшие трещины, а некоторые шипы оказывались чуть больше, чем нужно, поэтому что – то пришлось подпилить. Ну и после всех этих махинаций уже безо всяких усилий собираю табуреты с использованием клея Titebond 2. По факту они состоят из двух рам и четырёх проножек и царг, соединяющих их между собой. Именно в такой последовательности и собирались обе табуретки. В конце стянул конструкцию ремянными струбцинами и оставил сохнуть на пару тройку часов.
Далее - установка сидушки. Концепцией данного проекта является полное отсутствие саморезов, поэтому делать это я буду при помощи всеми любимых шкантов. Используя специальный кондуктор, которые очень хорошо себя зарекомендовал ещё при прошлых работах, сверлю четыре отверстия прямо по середине царог, далее устанавливаю в отверстия кернеры, и по отметкам керню отверстия на сидушке. Далее по полученной разметке сверлю 4 отверстия 10 мм в глубину, после чего вклеиваю в отверстия шканты, промазываю всё клеем и устанавливаю сидушку. В конце для более качественной склейки прижимаю всё это добро быстрозажимными струбцинами, и также оставляю сохнуть.
Такой вот путь прошёл от длинных брусков и досок до классических табуреток. Самое главное, что на них можно сидеть, а это уже успех. Ну а если серьёзно, то результатом более чем доволен, для первого раза уж тем более. Конструктивная критика в комментариях приветствуется, всех обнял!