Михаил Мурашко в Государственной Думе отчитался об успехах здравоохранения за прошлый год. Депутаты полтора месяца знакомились с текстом доклада, министр с беседами лично обходил фракции, были и отчёты на заседаниях комитетов. Вживую в обсуждении участвовало 20 депутатов, но только пятеро вспомнили о врачах, что предлагали?
Министр Мурашко доложил об успехах, не забыл и про кадры, упомянув благотворное влияние 11 млрд рублей «нового инструмента финансирования» первички по критериям результативности. По утверждению Михаила Альбертовича: «В среднем одна успешная организация получила порядка 3 миллионов рублей, а в случае высокого уровня эффективности - 5 с половиной миллионов рублей. По решению медицинской организации данные средства направлялись в том числе на стимулирование персонала. Здесь баланс между наказанием и поощрением также соблюдался».
Главным двигателем прогресса в купировании кадрового дефицита, по-прежнему, назывались контрольные цифры приёма в вузы и охват целевой подготовкой, плюс «увеличили на 26% приём на специалитет и на 95% увеличили объём приёма в субординатуру для узких специалистов». Благодаря влиянию земских программ «на село за 2022 год переехало более 60 тысяч человек», есть «положительная динамика по участковым терапевтам, по онкологам сегодня идёт, по анестезиологам-реаниматологам». Предложил «рассмотреть вопрос о трудоустройстве на первое место, где есть возможность кураторов и наставников» молодых специалистов.
И.о. председателя Счётной палаты Галину Изотову отношение Минздрава к кадровому вопросу не удовлетворило, констатировала, что дефицит «во многом обусловлен уровнем зарплат», «при полном кассовом исполнении федерального проекта по ликвидации кадрового дефицита четыре из десяти показателей не достигнуты», поэтому «фиксируем сокращение штатной численности медработников медорганизаций».
Глава Комитета по контролю Олег Морозов отметил, что доклад министра «соответствует установленным требованиям и информационно очень насыщен, хотя и мы, и профильный комитет отмечаем, что представленный огромный объём данных не всегда увязан с проблемами, стоящими перед отраслью и путями их решения. <…> Но, пожалуй, центральная проблема, и это говорят все, это говорил и министр, и аудитор, это достижение целевого уровня оплаты труда и кадрового обеспечения в системе здравоохранения».
Бадма Башанкаев сказал без экивоков: «Про зарплаты... про зарплаты в государственной системе здравоохранения не говорил только самый ленивый на этой трибуне. И что интересно, вот попытка рапортовать высокий уровень зарплаты на местах, показывая зарплату одинокого врача, работающего на 3-4 ставки, это не всегда комильфо, и, мне кажется, с этим надо как-то вместе коллегиально работать. Мы готовы, мы готовы помогать Минздраву, мы готовы помогать ФОМСу, мы очень хотим исправить ситуацию».
Коммунист Куринный Алексей уличил: «Если говорить о врачах-специалистах, на 10 тысяч населения - 15,3 показатель 2022 года. Ну, в 2021-м это был 15,8. <...> Поэтому либо мы решаем кардинально вопрос с увеличением заработных плат, выравниванием этих заработных плат между регионами, либо нам придётся переходить к советской системе распределения кадров, которая не всегда, скажем так, на сегодня воспринимается хорошо».
Сергей Леонов из ЛДПР напомнил о предлагаемом фракцией 5-летнем распределении выпускников и для возвращения 30% пенсионеров на рабочее место «после вынужденного увольнения для пересчёта пенсии» провести индексацию пенсий только пенсионерам, работающим врачами и педагогами, «если не можем для всех».
Член СРЗП Федот Тумусов, единственный из всех, высказал «низкий поклон и огромная благодарность мужеству, самоотверженности, профессионализму российских врачей, всех медицинских работников».
Академик Александр Румянцев говорил долго и по делу, нарушив регламент, но о коллегах не вспомнил, совсем.
Узнавайте о всех важнейших изменениях в отечественном здравоохранении раньше всех на портале МирВрача