Пожалуй одна из самых мистических и загадочных стран – Индия. Её окружает множество легенд и мифов, а достижения древних мастеров не поддаются объяснениям. Особенно поражает убранство старых храмов. Поражает не только европейцев, но и самих индусов. Ведь технологии по которым они изготовлены, судя по всему, утеряны навсегда.
Одно из старейших святилищ Индии – храм Варадхараджа Перумал. Вход в него разрешается только индуистам. Исповедующие другую религию могут оценить его великолепие лишь по фотографиям.
Среди множества уникальных артефактов храма особняком стоят цепи. Казалось бы ничего особенного – цепи как цепи. Но есть один нюанс, который меняет все. Все они выполнены из цельного камня.
Как древние мастера смогли добиться такого эффекта совершенно непонятно. Не сохранилось ни записей ни каких-либо инструментов, хоть немного намекающих на утерянную технологию.
Для справки:
«Город Канчипурам – древний религиозный и культурный центр Южной Индии, получивший название «город тысячи гопур». На данный момент в Канчипурам сохранилось 108 шиваистских и 18 вайшнавистских храмов, которые составляют — уникальное собрание архитектурных и культурных богатств страны. В настоящее время Канчипурам входит в список 7 священных городов индуизма».
Старые индийские мастера вытворяли с камнем по-настоящему потрясающие вещи. Ювелирная резка и выплавка базальта для них были делом обыденным. Храм Рамаппа тому наглядное доказательство.
Современная промышленность худо-бедно научилась работать с этим неподатливым материалом. Но для этого необходимы высокоточные сверхсовременные станки и печи, с помощью, которых можно плавить базальт, превращая в волокно толщиной 1—3 мкм.
Но как той же точности смогли добиться камнерезы восемь сот лет назад. Именно тогда был возведен шиваистский храм Рамаппа, который можно назвать архитектурным совершенством.
Само здание построено из красного песчаника, но многочисленные залы украшены базальтовыми колоннами, плитами и барельефами. Все это украшено изысканной резьбой. Все элементы выполнены именно из базальта.
Не так давно исследователи выяснили, что если постучать по базальтовым барельефам, то в разных местах будет совершенно разный звук. Такой эффект можно получить лишь при заливке форм. Но как почти тысячу лет назад смогли сделать такое? Температура плавления базальта 1100 – 1200 градусов.
Это не единственный секрет храма. Потолочные панели, украшенные панно с филигранной детализацией в современном мире можно изготовить лишь при помощи высокоточного станка алмазной резки.
Как это удалось художникам прошлого? Какие инструменты они использовали? На эти вопросы не может ответить ни один современный исследователь. Мастера по камню ломают головы над этим феноменом.
Дальше самое интересное.
Вместо того, что бы развиваться и усложнятся, уникальные технологии просто-напросто исчезают. Как получилось, что методы обработки камня, которыми владели предки тысячу лет назад, пропали из нашего мира? Может быть это произошло от того, что уже в те времена это были лишь угасающие крохи некогда полноценного знания о мироустройстве? Возможно когда-то давно, в немыслимой древности эти знания позволяли создавать недоступные для современных мастеров шедевры.
Похоже, что так и есть. Примерно тысячу лет назад человечество навсегда утратило наследие могущественных предтеч и начало путь заново. С чистого листа. Теперь лишь долговечный камень, выступает молчаливым свидетелем былого величия.
Друзья. Тема очень обширна, в короткой статье все не опишешь. Мы продолжим в следующих публикациях.