Найти в Дзене
Лавка старины

Керамика: от глиняных горшков до шедевров искусства — история появления и развития удивительного материала

Оглавление

Керамические изделия — это предметы быта, сделанные из глины и её смесей путём формования, сушки и обжига. Они бывают хозяйственные (посуда, игрушки), строительные (кирпич, черепица) и художественно-декоративные (изразцы, скульптура). Изделия, сделанные из керамики, могут иметь бесцветную или частично прозрачную поверхность. В древние времена люди использовали керамические емкости в основном в качестве посуды.

Керамическая посуда. Источник: 100-raskrasok.ru
Керамическая посуда. Источник: 100-raskrasok.ru

Спустя тысячелетия керамика не утратила свою актуальность. Материал может использоваться в машиностроении, строительстве, в быту, а также он набрал большую популярность среди коллекционеров. Различные вазы, фигурки, посуда очень хорошо подходят в качестве элементов декора.

Авторская декоративная тарелка с античным сюжетом, Артамонова О. С., керамика, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Авторская декоративная тарелка с античным сюжетом, Артамонова О. С., керамика, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Самое основное из истории развития керамических изделий

Глину как материал человек освоил не сразу. Когда глину обжигали, из нее удаляли влагу и сырость, благодаря этому одни вещества распадались, а другие, напротив, образовывались. И только после того, как глину обжигали полностью, она превращалась в керамику. Раньше этот процесс проходил в специальном сухом помещении, сейчас для этого созданы муфельные печи.

Скульптура девушки из керамики, СССР, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Скульптура девушки из керамики, СССР, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Чтобы сделать из глины керамику, необходимо было обжечь ее при температуре 500-900° С. Если температура воздуха была низкая, процесс длился долго. И сегодня в Азии, Африке мастера обжигают глину на костре. Как и раньше, ее ставят на поверхность, а рядом выкладывают дрова. Этот процесс длится от 8 часов. Иногда он занимает несколько дней.

Сосуд с растительным орнаментом, Россия, Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, 1890-е гг., роспись по рис. С. Я. Яковлева, ученика IV класса, преподаватель М. В. Васильев, керамика, полихромная роспись. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Сосуд с растительным орнаментом, Россия, Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, 1890-е гг., роспись по рис. С. Я. Яковлева, ученика IV класса, преподаватель М. В. Васильев, керамика, полихромная роспись. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Также для этого была придумана специальная горка, там температуру можно было поднять до нужного параметра, не прикладывая к этому каких-либо лишних усилий. Такой способ гораздо действенней и быстрее. В Средние века был создан горн, который стал главной принадлежностью всех ремесленников.

Большая скульптура «Маленький А. С. Пушкин с няней Ариной Родионовной», майолика, СССР, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Большая скульптура «Маленький А. С. Пушкин с няней Ариной Родионовной», майолика, СССР, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Виды керамики

В настоящее время можно увидеть множество разновидностей керамических изделий. Однако раньше различали тонкую керамику и грубую. К тонким керамическим изделиям относится фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. А вот грубая керамика была достаточно узкой направленностью. К ней относилось в основном гончарное искусство. Фарфоровые изделия представляли собой спекшийся черепок. Чаще всего он был именно белого цвета или же цвета слоновой кости. Водопоглощение было низкое, когда мастера стучали по изделию, оно издавало мелодичный звук.

Фарфоровая статуэтка «Скрипачка» (Пионерка со скрипкой), скульпторы Богатырев В. Ф., Столбова Г. С.,​ бисквит — неглазурованный фарфор, ЛФЗ, 1950-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Фарфоровая статуэтка «Скрипачка» (Пионерка со скрипкой), скульпторы Богатырев В. Ф., Столбова Г. С.,​ бисквит — неглазурованный фарфор, ЛФЗ, 1950-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

В качестве материала ремесленники использовали каолин, песок, полевой шпат и многое другое. Фаянс же имел более пористый черепок с темным отливом. Мастера покрывали изделие специальной глазурью, которая имела не самую большую термостойкость. Чаще всего фаянс применяли для изготовления посуды.

Глубокая агитационная фаянсовая тарелка «Серп и молот. Урожай», Конаковский фаянсовый завод, 1929-32 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Глубокая агитационная фаянсовая тарелка «Серп и молот. Урожай», Конаковский фаянсовый завод, 1929-32 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Полуфарфор был чем-то похож на фарфор и на фаянс одновременно. Его также изготавливали в качестве посуды и других предметов бытового обихода. Майолика отличается от вышеперечисленных материалов тем, что ее водопоглощение было более высоким. Изделие имело блестящую и гладкую поверхность. Изготавливали ее посредством литья. Гончарные изделия также использовали в качестве посуды, ваз и прочего.

Статуэтка «Дивная птица», авторы Проторьевы В. и Н., Васильковский майоликовый завод, 1960-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Дивная птица», авторы Проторьевы В. и Н., Васильковский майоликовый завод, 1960-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

К методам изготовления керамических масс относятся порошкообразные, пластичные и жидкие. Первые были влажными, в них добавлялись специальные органические вещества, также мастера применяли смесь измельченных минеральных компонентов. После чего ремесленники перемешивали эту массу, тем самым добивались нужного состояния. Так и получались формовочные массы. Этот способ имел достаточно широкое применение в изготовлении керамических изделий. Во время изготовления некоторых видов изделий литейный шликер делали без глины и других вспомогательных веществ. Мастера добавляли смесь исходного сырья.

Статуэтка «Подавальщица на фарфоровом производстве», скульптор Трипольская Е., Дмитровский фарфоровый завод, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Подавальщица на фарфоровом производстве», скульптор Трипольская Е., Дмитровский фарфоровый завод, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Обжигали изделия по стандарту. Для того чтобы довести глину до нужного состояния, необходимо было соблюдать все правила и температурный режим. Это было крайне важно для того, чтобы довести изделие до нужного состава. Также таким образом можно было сохранить все его важные свойства. Иногда мастера обжигали керамические изделия с участием жидких фаз. Однако это было скорее исключением.

Старинная кружка в русском стиле, Россия, 1-я четверть 20 века, обливная керамика. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Старинная кружка в русском стиле, Россия, 1-я четверть 20 века, обливная керамика. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Возникновение и развитие керамического ремесла

Впервые изделия появились в древние времена. Далее появились глиняные сосуды. Чаще всего они использовались в быту и на кухне. На тот момент даже пытались использовать горячую глину. В эпоху неолита начал распространяться обжиг. Изначально посуда имела острое дно, далее появились изделия с плоским. Посуду украшали различным орнаментом и прочими деталями. Для каждой местности были свои рисунки, в зависимости от культуры и народа. Параллельно с этим глиняные предметы использовали в качестве промышленного материала.

Большая авторская декоративная ваза «Мастера керамики», автор Раиса Щепарева, СССР, 1970-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Большая авторская декоративная ваза «Мастера керамики», автор Раиса Щепарева, СССР, 1970-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

В бронзовом веке в Египте мастера стали использовать специальное оборудование, которое позволяло быстрее и качественнее создавать изделия. После этого данное ремесло стало официальной на тот момент профессией. В Китае на то время начали изготавливать тонкостенную глазурованную посуду. Ремесленники пришли к этому благодаря применению качественной белой глины — каолина. После этого мастера освоили и фаянс.

Производство фарфора в Древнем Китае. Источник: derekau.net
Производство фарфора в Древнем Китае. Источник: derekau.net

Основоположниками керамического искусства считаются именно египтяне. Они сами развивали свою собственную керамику. Процесс изготовления глиняного горшка даже зафиксировали на росписи в гробнице Среднего царства.

Древние египетские артефакты — канопические банки, для сохранения внутренних органов, извлеченных из мертвого тела во время процесса мумификации. Источник: journeytoegypt.com
Древние египетские артефакты — канопические банки, для сохранения внутренних органов, извлеченных из мертвого тела во время процесса мумификации. Источник: journeytoegypt.com

Из фарфора, изготовленного в Египте, чаще всего делали фигурки религиозного и погребального происхождения. В одном из старых храмов были расписаны стены, там был изображен этот процесс. Тайцы же изготавливали бокаловидные и более эстетические сосуды. Они были покрыты разнообразной глазурью. Цветовые решения были самые разнообразные. По краям и стенкам сосудов был нанесен чарующий орнамент.

Старинный керамический сосуд, Древний Таиланд. Источник: aspireauctions.com
Старинный керамический сосуд, Древний Таиланд. Источник: aspireauctions.com

С самых древних времен египетские ремесленники пытались превратить керамическое изделие в самое настоящее произведение искусства. И у них это отлично получалось. Художники и другие мастера вырисовывали на керамических изделиях четкие линии, которые делали его более изящным и роскошным.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории!

Спасибо за внимание!