Как выглядели украшения возрастом пять тысяч лет? 23.07.2023 года мне наконец-то удалось посетить новую достопримечательность города Майкопа - Золотую кладовую Аси Еутых, делюсь с вами своим фотоотчетом и впечатлениями.
Ася Аслановна Еуты́х (1962 г.р.) - российский ювелир, оружейник, член Союза художников России, народный художник Республики Адыгея. Работает в технике литья, гравировки, позолоты, основные материалы - бронза, серебро, золото, драгоценные камни.
Работы А.А. Еутых хранятся в Государственном Эрмитаже и в Государственном историческом музее Москвы, украшают коллекции королевских особ, президентов и лидеров многих стран мира. Её изделия удостоились высокой чести быть выставленными в Эрмитаже, где обычно не проводятся выставки современных мастеров.
При создании своих произведений искусства кавказская мастерица черпает вдохновение из уникальных археологических находок Адыгеи, из самобытного адыгского эпоса.
Этот частный музей находится в самом центре столицы Адыгеи - на территории майкопского городского парка. Новое трехэтажное здание музея было построено на личные средства и по эскизам Аси Еутых специально для размещения Золотой кладовой. Само здание музея также можно назвать произведением искусства, его фасад отделан декоративными элементами, которые мастер создала в уникальном меото-скифском "зверином" стиле.
Открытие Золотой кладовой Аси Еутых явилось очень значимым событием не только для города Майкопа, но и для всего нашего региона. К своей мечте - открытию собственного музея - мастер шла долгие годы. В её музее сплетаются разные виды искусства, разные эпохи и культуры существуют в гармонии и единстве.
Поднявшись по ступеням, мы попадаем в просторный холл музея. Сдержанное освещение, лаконичный черно-золотой интерьер, многочисленные зеркала, стекла витрин, блики и отражения создают иллюзию бесконечного пространства, словно стирают грань между реальностью и древним миром, возрожденным в современном искусстве талантливой мастерицей.
По периметру зала расположены десять витрин с работами Аси Еутых. Здесь представлены авторские изделия из золота, серебра, бронзы, одежда и аксессуары, оружие, украшения. Все работы исполнены в уникальном стиле, где сплелись воедино история, культура и искусство многочисленных народов, населявших в разное время адыгские земли. Это стиль Майкопской археологической культуры, стили киммерийцев, меотов, скифов, греков, сарматов, черкесов-адыгов...
В интерьере музея всё продумано до мельчайших штрихов, каждая деталь экспозиции имеет свой смысл и назначение: символическая мозаика на полу, декоративные элементы на стенах, потайной лабиринт с рубином на потолке... Нужно рассматривать каждый элемент внимательно и не спеша, а рассказ экскурсовода донесёт полную картину и замысел автора музея. Зал украшен колоннами с богатой позолоченной лепниной, где сплелись изображения животных, птиц, растений, мифических существ, которые символизируют единение человека с природой.
Экспозиция Золотой кладовой открывается образами "майкопской" культуры. Эта уникальная и загадочная археологическая культура известна во всём научном мире, она достигла своего расцвета в четвертом-третьем тысячелетии до нашей эры и простиралась от берегов Черного моря до Центрального Кавказа. В 1897 году под руководством профессора Н.И. Веселовского был раскопан Майкопский курган - царское погребение с удивительными золотыми и серебряными изделиями и фигурками бычков, поразившими археологов высокой реалистичностью и мастерством исполнения.
Интересный факт: символическое изображение бычков из майкопского кургана присутствует на современных гербах города Майкопа и Республики Адыгея:
Еще одна отсылка к Майкопскому кургану: напольная мозаика на входе в музей, где воссоздан рисунок пятитысячелетней давности, изображенный на маленькой серебряной чаше. Бык, лошадь, лев и другие животные чинно следуют друг за другом в мирном сосуществовании, на спине у тигра спокойно сидит птичка. По верхнему краю изображены очертания горной цепи, где четко выделяется двуглавый Эльбрус, из его подножья берет начало река, возможно, это Кубань или река Белая. Автор доработала древнее изображение и добавила по краям узнаваемые силуэты Кавказских гор: Фишт, Оштен, Большой Тхач, Спящий черкес, Монах (Мэзытха) и другие вершины.
В работах Аси Еутых получил возрождение меото-скифский "звериный стиль", расцвет которого приходился на 6-4 века до нашей эры. В произведениях автора часто встречаются образы быка, льва, оленя, барса, других животных и птиц, мирно сосуществующих на лоне природы. Особенно богата золоченая лепнина, украшающая снаружи и изнутри интерьеры музея, которую автор выполнила самостоятельно: сначала создавала эскиз на бумаге, потом лепила его из пластилина, из гипса, затем его отливали в формы. Каждый элемент лепнины расписан А. Еутых вручную, без помощников, чтобы роспись была однородной, и таких элементов отделки было создано несколько тонн.
Ася Еутых совместно со своим супругом, инженером Русланом Туркав воссоздала по семейным рецептам и археологическим источникам собственный ювелирный сплав "Ювелус" - аббревиатура от Юпитер, Венера, Луна, Солнце. Эти планеты покровительствуют соответственно олову, меди, серебру и золоту, которые являются основными компонентами сплава, а ближайшими историческими аналогами по составу являются сплавы находок из курганов Юга России II-I тысячелетия до нашей эры. Многие ювелирные изделия Аси Еутых выполнены именно из этого сплава, желающие могут приобрести их в интернет-магазине.
После осмотра экспозиции на первом этаже музея поднимаемся на второй этаж по широкой позолоченной лестнице. Все сорок ступеней украшены мозаикой в зверином стиле.
На лестничной площадке установлен удивительный экспонат: трон царицы амазонок - древних женщин-воительниц. Это походный складной трон, аналогов которому нет в мире, он украшен богатым позолоченным орнаментом в зверином стиле, куда вписан короткий меч-акинак. Как рассказывает А. Еутых, образ трона пришел к ней во сне.
Второй этаж музея также богато орнаментирован позолоченными колоннами с богатой лепниной. Здесь расположены фото-зоны, где можно отдохнуть и сфотографироваться в удобных креслах, рассмотреть вблизи некоторые экспонаты,
Хотя двери Золотой кладовой уже открыты для посетителей, концепция музея еще полностью не завершена. В дальнейшем здесь планируется открыть для посещения мастерские, где работает Ася Еутых со своими помощниками. Экскурсанты смогут не только увидеть плавильную печь и другие методы и процессы производства, но и принять участие в изготовлении предметов по древним технологиям: раздувать меха, плавить и полировать металл и многое другое. Откроется помещение магазина, где можно будет приобрести работы Аси Еутых. На третьем этаже планируется открыть смотровые площадки, помещения для мастер-классов.
В ближайших планах и обустройство прилегающей территории. У музея будут установлены скульптуры и хрустальный домик для белок, живущих в городском парке. На ближайшей площади появится золотое дерево нартов - яблоня, а на ветке - яблоко с двумя половинками, золотой и серебряной. Здесь местные молодожены смогут проводить древний обряд: если женщина прикоснется рукой к золотой половине яблока, то родится мальчик, если к серебряной - девочка.
Друзья, узнать время работы, стоимость билетов и другие подробности вы можете на официальном сайте Золотой кладовой: https://asyaeutykh.com/