Найти тему
Путеводитель по Адыгее

Побывал в Золотой кладовой Аси Еутых: как древние артефакты вдохновляют современных мастеров

Как выглядели украшения возрастом пять тысяч лет? 23.07.2023 года мне наконец-то удалось посетить новую достопримечательность города Майкопа - Золотую кладовую Аси Еутых, делюсь с вами своим фотоотчетом и впечатлениями.

Ася Аслановна Еуты́х (1962 г.р.) - российский ювелир, оружейник, член Союза художников России, народный художник Республики Адыгея. Работает в технике литья, гравировки, позолоты, основные материалы - бронза, серебро, золото, драгоценные камни.

А. Еутых на обложке музейного буклета в костюме и с оружием собственного изготовления.
А. Еутых на обложке музейного буклета в костюме и с оружием собственного изготовления.
Работы А.А. Еутых хранятся в Государственном Эрмитаже и в Государственном историческом музее Москвы, украшают коллекции королевских особ, президентов и лидеров многих стран мира. Её изделия удостоились высокой чести быть выставленными в Эрмитаже, где обычно не проводятся выставки современных мастеров.
При создании своих произведений искусства кавказская мастерица черпает вдохновение из уникальных археологических находок Адыгеи, из самобытного адыгского эпоса.
Здание Золотой кладовой, городской парк Майкопа. Здесь и далее в статье фото автора.
Здание Золотой кладовой, городской парк Майкопа. Здесь и далее в статье фото автора.

Этот частный музей находится в самом центре столицы Адыгеи - на территории майкопского городского парка. Новое трехэтажное здание музея было построено на личные средства и по эскизам Аси Еутых специально для размещения Золотой кладовой. Само здание музея также можно назвать произведением искусства, его фасад отделан декоративными элементами, которые мастер создала в уникальном меото-скифском "зверином" стиле.

Декоративные элементы крыльца выполнены А. Еутых.
Декоративные элементы крыльца выполнены А. Еутых.
Элементы декоративной отделки фасада.
Элементы декоративной отделки фасада.

Открытие Золотой кладовой Аси Еутых явилось очень значимым событием не только для города Майкопа, но и для всего нашего региона. К своей мечте - открытию собственного музея - мастер шла долгие годы. В её музее сплетаются разные виды искусства, разные эпохи и культуры существуют в гармонии и единстве.

Поднявшись по ступеням, мы попадаем в просторный холл музея. Сдержанное освещение, лаконичный черно-золотой интерьер, многочисленные зеркала, стекла витрин, блики и отражения создают иллюзию бесконечного пространства, словно стирают грань между реальностью и древним миром, возрожденным в современном искусстве талантливой мастерицей.

Экспозиционный зал Золотой кладовой.
Экспозиционный зал Золотой кладовой.

По периметру зала расположены десять витрин с работами Аси Еутых. Здесь представлены авторские изделия из золота, серебра, бронзы, одежда и аксессуары, оружие, украшения. Все работы исполнены в уникальном стиле, где сплелись воедино история, культура и искусство многочисленных народов, населявших в разное время адыгские земли. Это стиль Майкопской археологической культуры, стили киммерийцев, меотов, скифов, греков, сарматов, черкесов-адыгов...

Интерьер экспозиционного зала.
Интерьер экспозиционного зала.

В интерьере музея всё продумано до мельчайших штрихов, каждая деталь экспозиции имеет свой смысл и назначение: символическая мозаика на полу, декоративные элементы на стенах, потайной лабиринт с рубином на потолке... Нужно рассматривать каждый элемент внимательно и не спеша, а рассказ экскурсовода донесёт полную картину и замысел автора музея. Зал украшен колоннами с богатой позолоченной лепниной, где сплелись изображения животных, птиц, растений, мифических существ, которые символизируют единение человека с природой.

В зале представлено десять витрин с работами мастера. Красное платье А. Еутых сшила себе специально для встречи с В.В. Путиным.
В зале представлено десять витрин с работами мастера. Красное платье А. Еутых сшила себе специально для встречи с В.В. Путиным.

Экспозиция Золотой кладовой открывается образами "майкопской" культуры. Эта уникальная и загадочная археологическая культура известна во всём научном мире, она достигла своего расцвета в четвертом-третьем тысячелетии до нашей эры и простиралась от берегов Черного моря до Центрального Кавказа. В 1897 году под руководством профессора Н.И. Веселовского был раскопан Майкопский курган - царское погребение с удивительными золотыми и серебряными изделиями и фигурками бычков, поразившими археологов высокой реалистичностью и мастерством исполнения.

Фигуры двух бычков - точная копия изделий из Майкопского кургана, возраст которых достигает 5 тысяч лет. Ниже копия золотых бусин из кургана.
Фигуры двух бычков - точная копия изделий из Майкопского кургана, возраст которых достигает 5 тысяч лет. Ниже копия золотых бусин из кургана.

Интересный факт: символическое изображение бычков из майкопского кургана присутствует на современных гербах города Майкопа и Республики Адыгея:

Изображение быков на гербах г. Майкопа (слева) и Адыгеи (справа, внизу).
Изображение быков на гербах г. Майкопа (слева) и Адыгеи (справа, внизу).

Еще одна отсылка к Майкопскому кургану: напольная мозаика на входе в музей, где воссоздан рисунок пятитысячелетней давности, изображенный на маленькой серебряной чаше. Бык, лошадь, лев и другие животные чинно следуют друг за другом в мирном сосуществовании, на спине у тигра спокойно сидит птичка. По верхнему краю изображены очертания горной цепи, где четко выделяется двуглавый Эльбрус, из его подножья берет начало река, возможно, это Кубань или река Белая. Автор доработала древнее изображение и добавила по краям узнаваемые силуэты Кавказских гор: Фишт, Оштен, Большой Тхач, Спящий черкес, Монах (Мэзытха) и другие вершины.

Напольная мозаика выполнена по мотивам изображений в Майкопском кургане, она выложена из десятков тысяч мелких плиточек.
Напольная мозаика выполнена по мотивам изображений в Майкопском кургане, она выложена из десятков тысяч мелких плиточек.

В работах Аси Еутых получил возрождение меото-скифский "звериный стиль", расцвет которого приходился на 6-4 века до нашей эры. В произведениях автора часто встречаются образы быка, льва, оленя, барса, других животных и птиц, мирно сосуществующих на лоне природы. Особенно богата золоченая лепнина, украшающая снаружи и изнутри интерьеры музея, которую автор выполнила самостоятельно: сначала создавала эскиз на бумаге, потом лепила его из пластилина, из гипса, затем его отливали в формы. Каждый элемент лепнины расписан А. Еутых вручную, без помощников, чтобы роспись была однородной, и таких элементов отделки было создано несколько тонн.

Декоративный элемент - голова льва.
Декоративный элемент - голова льва.
Декоративный элемент - грифон.
Декоративный элемент - грифон.
Львы - декоративные элементы короны.
Львы - декоративные элементы короны.

Ася Еутых совместно со своим супругом, инженером Русланом Туркав воссоздала по семейным рецептам и археологическим источникам собственный ювелирный сплав "Ювелус" - аббревиатура от Юпитер, Венера, Луна, Солнце. Эти планеты покровительствуют соответственно олову, меди, серебру и золоту, которые являются основными компонентами сплава, а ближайшими историческими аналогами по составу являются сплавы находок из курганов Юга России II-I тысячелетия до нашей эры. Многие ювелирные изделия Аси Еутых выполнены именно из этого сплава, желающие могут приобрести их в интернет-магазине.

Своё свадебное платье и аксессуары к нему А. Еутых также создавала самостоятельно. Традиционный женский адыгский наряд неожиданно дополнен кинжалом - это отсылка к амазонкам, женщинам-воинам, о которых упоминается в адыгском эпосе.
Своё свадебное платье и аксессуары к нему А. Еутых также создавала самостоятельно. Традиционный женский адыгский наряд неожиданно дополнен кинжалом - это отсылка к амазонкам, женщинам-воинам, о которых упоминается в адыгском эпосе.
Большое внимание А. Еутых уделяет аксессуарам и украшениям в традиционном адыгском стиле.
Большое внимание А. Еутых уделяет аксессуарам и украшениям в традиционном адыгском стиле.
Все наряды, украшения, костюмы, изделия из бисера, фурнитуру, даже обувь разрабатывает и изготавливает Ася Еутых в своей мастерской.
Все наряды, украшения, костюмы, изделия из бисера, фурнитуру, даже обувь разрабатывает и изготавливает Ася Еутых в своей мастерской.
Лучник - герой нартского эпоса.
Лучник - герой нартского эпоса.
Некоторые кинжалы, наконечники стрел, копий являются точными копиями оружия из древних курганов.
Некоторые кинжалы, наконечники стрел, копий являются точными копиями оружия из древних курганов.
Нагрудник - неотъемлемый декоративный элемент адыгского женского костюма.
Нагрудник - неотъемлемый декоративный элемент адыгского женского костюма.
Женская "корона" в виде средневековой шапочки-шлема создана специально для награждения участниц конкурса красоты "Черкешенка". Золото, серебро, изумруды, гранаты, рубины, альмадины, бархат.
Женская "корона" в виде средневековой шапочки-шлема создана специально для награждения участниц конкурса красоты "Черкешенка". Золото, серебро, изумруды, гранаты, рубины, альмадины, бархат.

После осмотра экспозиции на первом этаже музея поднимаемся на второй этаж по широкой позолоченной лестнице. Все сорок ступеней украшены мозаикой в зверином стиле.

Лестница на второй этаж украшена богатой лепниной под золото.
Лестница на второй этаж украшена богатой лепниной под золото.

На лестничной площадке установлен удивительный экспонат: трон царицы амазонок - древних женщин-воительниц. Это походный складной трон, аналогов которому нет в мире, он украшен богатым позолоченным орнаментом в зверином стиле, куда вписан короткий меч-акинак. Как рассказывает А. Еутых, образ трона пришел к ней во сне.

Трон царицы амазонок - самый сложный по изготовлению экспонат музея.
Трон царицы амазонок - самый сложный по изготовлению экспонат музея.
Трон складной, под ним установлен специальный стульчик для ног.
Трон складной, под ним установлен специальный стульчик для ног.
Спинка трона орнаментирована фигурками барса и мечом-акинаком.
Спинка трона орнаментирована фигурками барса и мечом-акинаком.
Опорой для походного трона выступают копья.
Опорой для походного трона выступают копья.

Второй этаж музея также богато орнаментирован позолоченными колоннами с богатой лепниной. Здесь расположены фото-зоны, где можно отдохнуть и сфотографироваться в удобных креслах, рассмотреть вблизи некоторые экспонаты,

Зона отдыха на втором этаже музея.
Зона отдыха на втором этаже музея.

Хотя двери Золотой кладовой уже открыты для посетителей, концепция музея еще полностью не завершена. В дальнейшем здесь планируется открыть для посещения мастерские, где работает Ася Еутых со своими помощниками. Экскурсанты смогут не только увидеть плавильную печь и другие методы и процессы производства, но и принять участие в изготовлении предметов по древним технологиям: раздувать меха, плавить и полировать металл и многое другое. Откроется помещение магазина, где можно будет приобрести работы Аси Еутых. На третьем этаже планируется открыть смотровые площадки, помещения для мастер-классов.

Экспонаты на втором этаже музея.
Экспонаты на втором этаже музея.

В ближайших планах и обустройство прилегающей территории. У музея будут установлены скульптуры и хрустальный домик для белок, живущих в городском парке. На ближайшей площади появится золотое дерево нартов - яблоня, а на ветке - яблоко с двумя половинками, золотой и серебряной. Здесь местные молодожены смогут проводить древний обряд: если женщина прикоснется рукой к золотой половине яблока, то родится мальчик, если к серебряной - девочка.

Друзья, узнать время работы, стоимость билетов и другие подробности вы можете на официальном сайте Золотой кладовой: https://asyaeutykh.com/