Зрители смогут увидеть здесь экспонаты, которым больше двух тысяч лет.
Это новая долговременная экспозиция музея им. Врубеля. Выставка авторская, её сформировали Сергей Баранов и Галина Гурьянова. Здесь около 150 предметов, из них порядка ста — из коллекции музея им. Врубеля, остальные предоставлены археологическим музеем ОмГПУ. Монтаж экспозиции идёт на первом этаже бывшего генерал-губернаторского дворца на Ленина, 23. Название выставки «Вселенная в деталях» напоминает о том, что все предметы древнего искусства так или иначе несли отпечатки представлений древних людей об устройстве мира.
«В каждой пряжке, в орнаменте сосуда, деталях конской узды были заключены представления о Вселенной, о том, что думали и чувствовали наши далёкие предки. Например, эти изображения человечков были найдены в шаманском погребении в Ботаково. Исследователи полагают, что они символизируют духов-покровителей шамана. Человечки в круге — духи более высокой иерархии. Круг — это солярная магическая защита. Такую функцию изначально несли кольца, серьги, браслеты, пояса, которые мы используем сейчас. Меловой круг, который защищает от Вия, — явление того же порядка», — рассказала замдиректора музея им. Врубеля Ирина Симонова.
Антропоморфная фигура со змеёй на голове и конечностями в виде змей, скорее всего, изображает покровителя шамана из нижнего мира.
«Вселенную древние люди представляли в виде трёхъярусной системы, сквозь которую росло мировое древо. У его корней жили хтонические существа подземного мира. Также древние люди думали, что под землёй живёт мамонт, который своими рогами (они принимали бивни за рога) прокапывает тоннели для подземных рек. На ветвях мирового древа сидели птицы — души умерших людей. Отдохнув там, они спускались в средний мир, наш мир, чтобы вселиться в тела новорождённых. То есть наши предки не верили в окончательную смерть, у них существовало представление круговорота душ в природе», — отметила Ирина Симонова.
Ещё один интересный предмет — бляха, на которой, судя по всему, изображено животное, от которого, как верили древние люди, их род ведёт начало.
Всё искусство было пронизано символическими смыслами. Орнамент на керамическую посуду наносили тоже не только для красоты, но и для привлечения изобилия и защиты от злых сил.
Самые древние экспонаты на выставке — вот эти небольшие керамические горшки, похожие по форме на черепа. Их возраст — более двух тысяч лет. Принадлежат они к Саргатской культуре, которая существовала с VII—VI вв.еков до нашей эры по III—V вв.ека нашей эры в лесостепной зоне Зауралья и Западной Сибири. Название культура получила от могильника у села Саргатского в Омской области, где археологические раскопки проводились с 1927 года.
«Такая форма горшков характерна именно для Саргатской культуры. У них нет плоского дна, на земле им стоять трудно. Скорее всего, при готовке на огне их ставили на подставки. А когда в горшках ничего нет, они стояли вверх дном, горлом вниз. По данным этнографических исследований, это для того, чтобы злые духи не могли проникнуть внутрь. Добавлю, что, кроме керамической посуды, в Омской области были найдены и ювелирные изделия Саргатской культуры, их можно увидеть в Золотой кладовой во врубелевском корпусе нашего музея», — рассказал хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства музея им. Врубеля Игорь Глазов.
Чтобы древние сосуды на выставке чувствовали себя комфортно, для них изготовили специальные подставки из прочной проволоки диаметром 6 мм. Заведующая выставочным отделом музея Татьяна Медведовская рассказала, что предварительно каждый горшок замерили и подставки создавали точно по меркам. Проволоку покрыли специальной краской для защиты от ржавчины, а чтобы керамика не соприкасалась с металлом, применяются силиконовые накладки.
Целую стену занимает в выставочном зале панно омского художника Николая Третьякова, который является основателем омского археоарта. Он, работая с бетоном, имитировал технику петроглифов — древних рисунков, высеченных на камне. Размер панно впечатляет: 3,7 м х 6 м. Работа была создана в 1977 году, но так вышло, что долгие годы в этом зале было музейное хранилище и панно было недоступно зрителям. Теперь справедливость восстановлена.
Экспозиция будет дополнена фотографиями, сделанными с большим увеличением. Это позволит разглядеть мельчашие нюансы экспонатов, детали, которые не видны простым глазом. Сейчас снимки печатаются. Заработает выставка уже в августе. А с сентября в этом пространстве начнут проводить экскурсии, лекции, встречи с археологами.
Текст и фото: Наталья Семенова.