Вторую экранизацию "Тимура и его команды" многие считают неудачной. Преимущественно из-за интонации фильма. И я понимаю, почему.
Сколько раз я пересматривала этот фильм - всегда он оставлял меня в недоумении. И если в моем детстве странное впечатление сглаживали симпатичные мальчишки (в фильме правда очень милые юные актеры), то теперь она особенно бросается в глаза.
Я не могу сказать, что фильм плохой. Просто это совершенно не "Тимур и его команда", какими их создавал Гайдар. До меня очень многие уже говорили об этом, но повторюсь: в кино нет ничего от книжной атмосферы.
Книга - динамичная. В ней постоянно что-то происходит. Даже спокойствие воспринимается как короткий отзыв перед действиями. И этот темп прекрасно выстроен (не устану повторять, что как писатель Гайдар катастрофически недооценен!). И второй момент -четкая расстановка акцентов. Хорошие тимуровцы против плохих квакинцев. При этом квакинцы были не злодеями, а, скорее, временно оступившимися.
Кино же ооочень растянуто. Причем растянутость эта еще и нарочито красивая, элегичная. Именно так было модно снимать в 70-х. Осень жизни, красивая музыка, длинные диалоги. Вот в начале фильма вполголоса веселятся гости Александровых, которых уже хочется побыстрее выгнать, чтобы началось действие. Гости ушли, но растягивание только начинается. Вот Ольга и инженер Гараев видятся один раз, другой, и каждый раз ведут долгие разговоры вполголоса. Вот камера смакует сцену, где хулиган Квакин ест за красиво сервированным столом. Вот Тимур читает своей команде балладу. И так далее, все две серии.
Что интересно, авторы фильма, как вы уже поняли, отнюдь не рассматривают эту заунывность как недостаток. Более того, они ее всячески усиливают.
Например, на ощущение затянутости фильма очень сильно работает музыка. Во время всего действия играет очень красивая, лиричная, но скучноватая мелодия, которая совершенно не подходит происходящему на экране. Показывают бодрых мальчишек, состязания, прыжки с парашютом - а за кадром такое музыкальное сопровождение, будто бабушка с дедушкой ностальгически рассматривают семейный альбом.
Или, помимо двух любовных линий, в фильм добавили еще намек на возможную третью. В подростковом возрасте я, кстати, очень хотела, чтобы его развили. Один из тимуровцев, Сима, берет шефство над немецкой девочкой Бертой, перекочевавшей в фильм из гайдаровской "Голубой чашки". Оба очень милые, так что почему бы и нет? Лично я всегда за дружбу и симпатию мальчиков и девочек.
Однако развития эта линия не получила. А потому осталось ощущение, что Берта в фильме нужна для растягивания хронометража (опять!!!) и появления не сильно необходимых сюжетных ходов. Например, к девочке привяжется Квакин, что спровоцирует массовую драку (опять, опять долгую!), которая на основной сюжет никак не повлияет. Причем кто в ней за кого, будет не очень понятно. Зато понятно станет, что тимуровцы не столь уж идеальны, не гнушаются силовыми методами и вполне стоят квакинцев в боевом рукоприкладстве.
О неидеальности ребят из команды "хороших" рассказывает еще пара сцен. Например, встреча с Женей. Увидев в штабе хотя и постороннюю, нарушившую правила, но все же девочку, правильные тимуровцы толпой кидаются ее бить (в книге такого не было, если что). И не появись в этот момент лидер, Евгении бы сильно досталось. Однако благодаря Тимуру ситуация быстро разрешается, и вот уже ребята мило знакомятся. Мне, кстати, кажется это странным - моментально проникнуться дружелюбием к людям, которые минуту назад на тебя агрессивно набрасывались.
А принципиальный суровый Гейка легко и привычно хамит незнакомым людям в очереди. Потому что эти люди вчера обидели его друга. Похвальная преданность, но странный способ заступаться - размахивая кулаками после драки.
С другой стороны, хулиганы в фильме не совсем уж хулиганистые, хоть и занимаются периодически нехорошими делами (воровство яблок я категорически не одобряю, как и любое другое!!!)
Квакин, например, вполне интеллигентен, ироничен, расслаблен и наряден. Жилетка, белые брюки и чуть ли не лакированные туфли - вот облик мелкого "криминального лидера" дачного сообщества. Грустные глаза и правильная речь дополняют странное впечатление. Иногда, правда, в нем проглядывает нечто опасно-нервозное на ровном месте, но тут же исчезает. Вообще многим зрителям этот герой запомнился лучше Тимура, талантливейший Вячеслав Баранов ярко сыграл. А как он разъезжал на велосипеде под собственный аккомпанемент "кукарачи"!
Судя по некоторым признакам, Михаил в фильме из очень приличной семьи. Возможно, даже дворянской. Зачем такому воровство яблок? У него дома целая ваза своих фруктов. Острых ощущений не хватает? Словом, неоднозначный получился персонаж. В нем и у Гайдара были намешаны противоречия, а уж в кино Квакин прямо загадочен в своих внутренних метаниях.
Да и банда Квакина - какая это банда? Обычные мальчишки, даже не особо шкодливые. Смешать их с командой Тимура - и будет непонятно, где хорошие, где плохие. Даже отпетый хулиган Фигура под конец оказывается восторженным фанатом самолётов, да ещё и с авиаконструкторским потенциалом.
Так что акценты, в книге максимально четко расставленные, фильм смазывает так, что разборки двух компаний становятся попросту не интересными для зрителей. Непонятно, где "наши", где "не наши". На первый план выходят уже упомянутые лирические линии.
При этом есть в фильме очень интересные, точные находки.
Вот, например, очередная затянутая сцена. Но только на первый взгляд. Уже после финальной разборки Квакин и Тимур встречаются в тире и начинают соревнование. Стреляют они долго. Долго. И долго. И опять долго. Понятно, что нам так хотят показать их равенство и соперничество, а также хорошую подготовку, однако все равно это выглядит затянуто. Однако финал тут очень красивый и значительный. Ребята слышат самолетный гул, с тревожным пониманием переглядываются и возобновляют занятие, причем их взгляды становятся жесткими и отточенными(см. галерею). Сразу понятно, что вся их "вражда" - временное приключение. А в опасный момент они так же встанут плечом к плечу против настоящего врага, как стоят сейчас в тире. Вот таких правильно поставленных и логически завершенных сцен, конечно, хотелось бы побольше.
И к концу просмотра меня осенило. Вероятно, режиссер и сценарист фильма хотели зафиксировать у нас ощущение предвоенного лета. Показать некий собирательный портрет тех ребят, которые могли бы вырасти и построить великое будущее, но были вскоре скошены под корень. Таких красивых и умных, со светлыми добрыми лицами, одинаково хорошо разбирающихся в поэзии, конструировании и оружии. И вместе с тем обычных мальчишек с пацанским хулиганством, драками за лидерство и первой влюбленностью. И передать ощущение тревоги, которое нарастало вокруг этих ребят и их мирной жизни. Если я правильно считала этот мотив, то могу только приветствовать его. К сожалению, отличная задумка оказалась во многом размазана странноватой реализацией. Дух кино 70-х с его всепроникающим лиризмом не пошел на пользу фильму. Крик шепотом не заменишь.