Поначалу «Артек» был лагерем «бивуачного» типа. Центральную часть участка, свободную от растительности, разделили на две площадки: западную – большую и восточную – меньшую. На западной площадке разместили фасадом к морю два ряда брезентовых палаток.
Первый ряд состоял из четырех больших палаток с деревянным полом, каждая площадью 24 кв. саж. (109,2 кв. м) и высотой в среднем 1,5 саж. (3,2 м) с двойной крышей и боковым освещением. Внутреннее убранство палаток было простым и скромным: двадцать деревянных кроватей, обтянутых парусиной, между ними – тумбочки, разделенные на две половины, у каждой кровати – табурет. В каждой палатке установили вешалки для верхней одежды и головных уборов, бак для питьевой воды и большой рабочий стол. В темное время суток палатки освещались керосиновыми лампами и корабельными фонарями. Снаружи находились умывальники из оцинкованного железа и специальные корзины для мусора.
Во втором ряду располагались три маленькие палатки с деревянными полами и с верхним освещением, предназначенные для штаба лагеря и обслуживающего персонала. Немного в стороне оборудовали изолятор. В свой первый сезон «Артек» принял более 300 детей из рабочих промышленных центров.
Успешно проведенная первая летняя кампания позволила Центральному Комитету РОКК принять решение о расширении лагеря и превращении его в постоянное учреждение, для чего Красный Крест арендовал весь Артек, площадью до 100 га. Лагерный сезон 1926 года длился уже пять месяцев – с мая по октябрь, а пропускная способность лагеря увеличилась вдвое. На площадке у моря смонтировали шесть больших госпитальных палаток по три в ряд, в каждой из которых размещались по 35 пионеров, и четыре шестиместных.
Новые палатки с настеленными деревянными полами были просторнее, внутренний второй слой из легкой белой ткани делал их светлыми и нарядными. Освещались палатки по-прежнему керосиновыми лампами. Но вскоре от палаток пришлось отказаться.
Летом 1927 года в Крыму произошло сильное землетрясение, и лагерь закрылся досрочно. С октября в Артеке начались строительные работы и к весне 1928 года на месте палаток возвели шесть капитальных деревянных домиков с оцинкованными крышами. В лагерь провели электричество, проложили водопровод из горных источников, канализационную сеть, благоустроили территорию, оборудовали амбулаторию и дом сотрудников.
Теперь лагерь мог принять более тысячи ребят в сезон, но и этого уже было слишком мало, чтобы обеспечить отдых пионеров, своими делами заслуживших почетное право побывать в Артеке. Было решено построить в урочище санаторный корпус, рассчитанный на круглогодичное пребывание детей. В мае 1929 года заложили первый камень в фундамент будущего здания. А спустя год, в мае 1930, новый Верхний лагерь принял первую группу лучших пионеров страны.
Через несколько месяцев откроется после реэкспозиции «Военно-санитарный музей», где можно будет узнать больше о жизни и деятельности основателя лагеря З.П. Соловьева.
Если вам понравился материал, поддержите автора — поставьте лайк и поделитесь ссылкой с друзьями!