В прошлой статье мы говорили о том, что темперамент- это врожденные особенности человека.
И если у вас есть дети, то наблюдая их с младенчества вы могли заметить, что каждый малыш ведет себя по-разному. Один ребенок крепко спит с рождения, иные проявляют чувствительность к звукам сразу, как проходит "глухота" новорожденных. Кто-то может терпеливо ждать кормления, а кто-то настойчиво кричит, что бы получить свою порцию молока.
Тесты на определение типа детского темперамента
Вариант 1 (для родителей)
Выбирается верный вариант ответа. Придется вспомнить приведенные ситуации или попытаться их представить.
1. Нарушен строгий запрет. Какова реакция на проявление родителями недовольства?
- А. Соглашается, что поступил плохо. Вскоре забывает об этом.
- Б. Волнуясь, объясняет причины поступка. Старается оправдаться.
- В. Молча выслушивает. Нехотя признает неправоту.
- Г. Плачет, долго переживает случившееся.
2. Идет игра, требующая быстрых решений. Характерное поведение:
- А. Действует ровно, уверенно, с хорошим настроем.
- Б. Активен, стремится победить.
- В. Обдумывает действия и спокойно выполняет.
- Г. Волнуется, сомневается. Может отказаться играть.
3. У детей завязался спор. Каковы действия малыша?
- А. Выслушивает других, но настаивает на своем.
- Б. Волнуется, кричит, перебивая остальных.
- В. Слушает других.
- Г. Не решается высказать мнение.
4. Насколько быстро проявляется усталость?
- А. Способен бегать целый день, как заводной. Утомляется к вечеру.
- Б. Бывает очень активным, потом резко жалуется, что устал.
- В. Отличается средней энергичностью, не слишком подвижен.
- Г. Легко утомляется.
5. Какие эмоции проявляются, если предстоит войти в новый коллектив (класс, группу, команду)?
- А. Настроен положительно, ждет интересного общения.
- Б. Волнуется, возбужден.
- В. Не проявляет беспокойства.
- Г. Нервничает, хочет остаться дома.
6. Особенности речи:
- А. Говорит живо, эмоционально, иногда слишком много.
- Б. Часто повышает голос, плохо сдерживается.
- В. Тщательно подбирает слова.
- Г. Разговаривает тихо, позволяет себя перебивать.
7. Роль в детской компании:
- А. Лидер, весельчак.
- Б. Стремится к лидерству. Раздражается при неудаче.
- В. Средние роли.
- Г. Подчиняется большинству.
8. Как воспринимается одиночество?
- А. Быстро начинает скучать.
- Б. Легко находит интересное занятие.
- В. Спокойно играет.
- Г. Чувствует себя комфортно. Умеет интересно провести время.
9. Какие игры предпочитаются?
- А. Подвижные, спортивные.
- Б. Логические.
- В. Несложные.
- Г. Настольные игры без соревновательного момента.
Теперь подсчитайте количество ответов каждой категории. Каких больше всего? Результат интерпретируется так:
А – сангвиник. Подвижен, весел, открыт для общения. Всегда бодрое настроение. Неудачи переживает легко. Не терпит однообразной работы. Именно сангвиники запускают бумажные самолетики на уроках.
Б – холерик. Яркая, энергичная личность. Общителен, стремится быть лидером, не терпит критики. Легко раздражается, повышает голос.
В – флегматик. Спокоен, медлителен. Может казаться неэмоциональным, слабо выражает чувства. Спокойная ровная речь. Несколько замкнут.
Г – меланхолик. Тревожен, волнуется из-за пустяков. Легко плачет. Стеснителен, испытывает сложности в общении.
Вариант 2 (для детей)
Тест состоит из двух блоков. Результаты подсчитываются отдельно. Взрослый создает спокойную доверительную обстановку и помогает понять ситуации, если у дошкольника возникают вопросы.
Блок А (общительность)
- Пойти вечером в гости интереснее, чем быть дома?
- Играть с ребятами лучше, чем собирать конструктор?
- Игры на улице веселее, чем домашние?
- Тебе нравится в садике?
- Ты умеешь знакомиться с детьми?
- Бегать на улице интереснее, чем рисовать?
Каждый положительный ответ этого блока дает 1 балл. Сумма интерпретируется так:
1 балл – выраженная замкнутость, склонность к уединению. Возможно, стеснительность, неуверенность. Слабое проявление эмоций
2-3 балла – небольшая потребность общаться. Контакты в необходимой степени.
4-5 баллов – общительность, открытость. Готовность узнавать новое.
6 баллов – выраженная открытость для общения, уверенность. Подвижность, энергичность. Ярко проявляемые чувства.
Высокая степень общительности характерна для холерического и сангвинического типов. Низкая наблюдается у меланхоликов и флегматиков.
Блок Б (эмоциональная устойчивость)
- Если тебя ударят, можешь ударить в ответ?
- Страшно ли оставаться дома одному?
- Удобно рисовать, если за тобой наблюдают?
- Ты часто просыпаешься ночью?
- Тебя сильно обижают насмешки?
- Ты часто болеешь?
Положительный ответ также дает 1 балл. Интерпретация:
1 балл – эмоциональная устойчивость. Слабая зависимость от чужого мнения. Уверенность, спокойствие.
2-3 балла – средняя степень устойчивости. Обдуманное подчинение нормам поведения.
4-5 баллов – неустойчивость. Бурное проявление эмоций. Зависимость настроения от окружения.
6 баллов – сильная неустойчивость. Высокая степень тревожности, способность волноваться по пустякам.
Высокой степенью эмоциональной устойчивости характеризуются сангвиники и флегматики. Низкая выражена у холериков и меланхоликов.
В следующей статье поговорим о темпераменте у детей: как он проявляется в общении, жизни, в учебе.
С уважением и любовью к вам, клинический психолог Юля Ставровская.