Найти в Дзене

Как определить тип темперамента у ребенка

В прошлой статье мы говорили о том, что темперамент- это врожденные особенности человека. И если у вас есть дети, то наблюдая их с младенчества вы могли заметить, что каждый малыш ведет себя по-разному. Один ребенок крепко спит с рождения, иные проявляют чувствительность к звукам сразу, как проходит "глухота" новорожденных. Кто-то может терпеливо ждать кормления, а кто-то настойчиво кричит, что бы получить свою порцию молока. Тесты на определение типа детского темперамента Вариант 1 (для родителей) Выбирается верный вариант ответа. Придется вспомнить приведенные ситуации или попытаться их представить. 1. Нарушен строгий запрет. Какова реакция на проявление родителями недовольства? 2. Идет игра, требующая быстрых решений. Характерное поведение: 3. У детей завязался спор. Каковы действия малыша? 4. Насколько быстро проявляется усталость? 5. Какие эмоции проявляются, если предстоит войти в новый коллектив (класс, группу, команду)? 6. Особенности речи: 7. Роль в детской компании: 8. Как
Оглавление

В прошлой статье мы говорили о том, что темперамент- это врожденные особенности человека.

И если у вас есть дети, то наблюдая их с младенчества вы могли заметить, что каждый малыш ведет себя по-разному. Один ребенок крепко спит с рождения, иные проявляют чувствительность к звукам сразу, как проходит "глухота" новорожденных. Кто-то может терпеливо ждать кормления, а кто-то настойчиво кричит, что бы получить свою порцию молока.

Тесты на определение типа детского темперамента

Вариант 1 (для родителей)

Выбирается верный вариант ответа. Придется вспомнить приведенные ситуации или попытаться их представить.

1. Нарушен строгий запрет. Какова реакция на проявление родителями недовольства?

  • А. Соглашается, что поступил плохо. Вскоре забывает об этом.
  • Б. Волнуясь, объясняет причины поступка. Старается оправдаться.
  • В. Молча выслушивает. Нехотя признает неправоту.
  • Г. Плачет, долго переживает случившееся.

2. Идет игра, требующая быстрых решений. Характерное поведение:

  • А. Действует ровно, уверенно, с хорошим настроем.
  • Б. Активен, стремится победить.
  • В. Обдумывает действия и спокойно выполняет.
  • Г. Волнуется, сомневается. Может отказаться играть.

3. У детей завязался спор. Каковы действия малыша?

  • А. Выслушивает других, но настаивает на своем.
  • Б. Волнуется, кричит, перебивая остальных.
  • В. Слушает других.
  • Г. Не решается высказать мнение.

4. Насколько быстро проявляется усталость?

  • А. Способен бегать целый день, как заводной. Утомляется к вечеру.
  • Б. Бывает очень активным, потом резко жалуется, что устал.
  • В. Отличается средней энергичностью, не слишком подвижен.
  • Г. Легко утомляется.

5. Какие эмоции проявляются, если предстоит войти в новый коллектив (класс, группу, команду)?

  • А. Настроен положительно, ждет интересного общения.
  • Б. Волнуется, возбужден.
  • В. Не проявляет беспокойства.
  • Г. Нервничает, хочет остаться дома.

6. Особенности речи:

  • А. Говорит живо, эмоционально, иногда слишком много.
  • Б. Часто повышает голос, плохо сдерживается.
  • В. Тщательно подбирает слова.
  • Г. Разговаривает тихо, позволяет себя перебивать.

7. Роль в детской компании:

  • А. Лидер, весельчак.
  • Б. Стремится к лидерству. Раздражается при неудаче.
  • В. Средние роли.
  • Г. Подчиняется большинству.

8. Как воспринимается одиночество?

  • А. Быстро начинает скучать.
  • Б. Легко находит интересное занятие.
  • В. Спокойно играет.
  • Г. Чувствует себя комфортно. Умеет интересно провести время.

9. Какие игры предпочитаются?

  • А. Подвижные, спортивные.
  • Б. Логические.
  • В. Несложные.
  • Г. Настольные игры без соревновательного момента.

Теперь подсчитайте количество ответов каждой категории. Каких больше всего? Результат интерпретируется так:

А – сангвиник. Подвижен, весел, открыт для общения. Всегда бодрое настроение. Неудачи переживает легко. Не терпит однообразной работы. Именно сангвиники запускают бумажные самолетики на уроках.

Б – холерик. Яркая, энергичная личность. Общителен, стремится быть лидером, не терпит критики. Легко раздражается, повышает голос.

В – флегматик. Спокоен, медлителен. Может казаться неэмоциональным, слабо выражает чувства. Спокойная ровная речь. Несколько замкнут.

Г – меланхолик. Тревожен, волнуется из-за пустяков. Легко плачет. Стеснителен, испытывает сложности в общении.

Вариант 2 (для детей)

Тест состоит из двух блоков. Результаты подсчитываются отдельно. Взрослый создает спокойную доверительную обстановку и помогает понять ситуации, если у дошкольника возникают вопросы.

Блок А (общительность)

  1. Пойти вечером в гости интереснее, чем быть дома?
  2. Играть с ребятами лучше, чем собирать конструктор?
  3. Игры на улице веселее, чем домашние?
  4. Тебе нравится в садике?
  5. Ты умеешь знакомиться с детьми?
  6. Бегать на улице интереснее, чем рисовать?

Каждый положительный ответ этого блока дает 1 балл. Сумма интерпретируется так:

1 балл – выраженная замкнутость, склонность к уединению. Возможно, стеснительность, неуверенность. Слабое проявление эмоций

2-3 балла – небольшая потребность общаться. Контакты в необходимой степени.

4-5 баллов – общительность, открытость. Готовность узнавать новое.

6 баллов – выраженная открытость для общения, уверенность. Подвижность, энергичность. Ярко проявляемые чувства.

Высокая степень общительности характерна для холерического и сангвинического типов. Низкая наблюдается у меланхоликов и флегматиков.

Блок Б (эмоциональная устойчивость)

  1. Если тебя ударят, можешь ударить в ответ?
  2. Страшно ли оставаться дома одному?
  3. Удобно рисовать, если за тобой наблюдают?
  4. Ты часто просыпаешься ночью?
  5. Тебя сильно обижают насмешки?
  6. Ты часто болеешь?

Положительный ответ также дает 1 балл. Интерпретация:

1 балл – эмоциональная устойчивость. Слабая зависимость от чужого мнения. Уверенность, спокойствие.

2-3 балла – средняя степень устойчивости. Обдуманное подчинение нормам поведения.

4-5 баллов – неустойчивость. Бурное проявление эмоций. Зависимость настроения от окружения.

6 баллов – сильная неустойчивость. Высокая степень тревожности, способность волноваться по пустякам.

Высокой степенью эмоциональной устойчивости характеризуются сангвиники и флегматики. Низкая выражена у холериков и меланхоликов.

В следующей статье поговорим о темпераменте у детей: как он проявляется в общении, жизни, в учебе.

С уважением и любовью к вам, клинический психолог Юля Ставровская.