ДЕСЯТАЯ СЕРИЯ
ИНТ. АДМИНИСТРАЦИЯ ПОДМОСКОВНОГО ПОСЕЛКА — КАБИНЕТ — ДЕНЬ
Осенний день. В кабинете администрации подмосковного посёлка стоят: ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (мужчина лет сорока), Михайленко и Брюсов. Брюсов в одном джемпере. Михайленко в рубашке с длинным рукавом и ветровке. Михайленко пожимает руку Главе.
(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)
МИХАЙЛЕНКО
-Спасибо большое! Я рад, что мы договорились.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
-О чём речь! Всегда готов помочь нашему киноискусству!
(Брюсову)
Особенно, когда приходят такие люди! Моя жена — ваша поклонница. Александр Борисович, может, оставите ей автограф? Её Люда зовут…
Брюсов улыбается, подходит к столу, пишет на листке бумаги. Глава с довольным видом заглядывает ему через плечо. Брюсов протягивает Главе подписанный листок.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
-Она будет счастлива!
Брюсов с Главой Администрации пожимают друг другу руки.
МИХАЙЛЕНКО
-О времени съёмок мы вас предупредим!
НАТ. ПАРК ВОЗЛЕ ЗДАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ — ДЕНЬ
Осень, сентябрь, солнечная погода. Ирина с Кирюшкой сидят на скамейке в парке возле здания администрации. Ирина в лёгкой ветровке, Кирюшка — в кофточке. Из здания выходят Брюсов и Михайленко, подходят к Ирине, она встаёт им навстречу.
МИХАЙЛЕНКО
-Ну вот, всё в порядке. Места тут отличные. Обо всём договорились, можно ехать домой.
БРЮСОВ
-Погода великолепная. Давайте немного прогуляемся? Вон туда, вдоль леса…
НАТ. ДОРОЖКА ВДОЛЬ ЛЕСА — ДЕНЬ
Кирюшка бежит по дорожке, усыпанной осенней листвой, загребает листву ботинками. Ирина, Михайленко и Брюсов идут следом за ним.
КИРЮШКА
-Мама! Слышишь? Шуршит?
ИРИНА
-Шуршит. Очень громко шуршит!
Михайленко немного отстаёт от Брюсова и Ирины, глядя по сторонам взглядом художника, делает пометки в блокноте.
БРЮСОВ
(негромко, Ирине)
-Вчера получилась накладка. У меня был другой план на вечер.
ИРИНА
-Да, да, прости, неудобно вышло… Если бы я знала, что у вас свидание, не стала бы тебя за моей мамой гонять.
БРЮСОВ
(нетерпеливо)
-Ир, никакого свидания не было. Она случайно зашла, и… На самом деле, я хотел вчера…
ИРИНА
-Саш, прекрати. Мне-то зачем врать. И знаешь, она тебе подходит. Умна, молода, красива, талантлива… Мне она нравится.
БРЮСОВ
-Даже когда она тебе откровенно хамит?
ИРИНА
-Даже тогда. Я предпочитаю откровенность.
Брюсов морщится, порывается что-то сказать, досадливо машет рукой, сжимает губы, словно что-то соображает. Потом щурится, как от внезапно пришедшей в голову мысли.
БРЮСОВ
(легко)
-Ну, может, ты и права. Тогда… Извини за бестактный вопрос, ты помнишь, я тебе как-то колье дарил?
Ирина изумлённо открывает рот, смотрит на Брюсова растерянно.
БРЮСОВ
-Ты его носишь?
ИРИНА
(лепечет)
-Я… да… да нет, как-то некуда.
БРЮСОВ
-Я так понимаю, оно тебе не нравится… навевает неприятные воспоминания. Похоже, я был не прав, что вернул его тебе тогда.
Ирина ошалело смотрит на Брюсова, пытаясь что-то понять.
БРЮСОВ
(продолжает)
-Знаешь, у меня сейчас с деньгами не очень. Вот, думаю, может, правда, Наташке подарить? Ты ведь всё правильно поймёшь, да?
Ирина смотрит на Брюсова пораженно, но Брюсов делает вид, что ничего не замечает. В глазах у Ирины появляются горечь и презрение.
ИРИНА
(брезгливо морщится)
-Конечно. Я бы с радостью, но я, кажется, его потеряла…
БРЮСОВ
(преувеличенно расстроенно)
-Да ты что? Вот досада! А давно потеряла-то?
ИРИНА
-Не помню… прости… если найду, сразу отдам.
Ирина не смотрит на Брюсова. Брюсов горько усмехается. Кирюшка бежит обратно, подбегает к Брюсову.
КИРЮШКА
-Дядя Саша! Идём! Ты умеешь шуршать?
Брюсов широко улыбается.
БРЮСОВ
-Даже не знаю, Кирюш. Сейчас попробую.
Брюсов берёт Кирюшку за руку, они идут дальше вместе, нарочно загребая ногами побольше листвы, подкидывая её вверх. Брюсов с Кирюшкой уходят вперёд. Ирина смотрит им вслед. Михайленко догоняет Ирину.
МИХАЙЛЕНКО
-Как замечательно Александр Борисович ладит с мальчиком, да, Ирина Сергеевна? Нравится ему Кирюшка, сразу видно. «Кирюшка сказал то, Кирюшка сказал это»… Обычно так отцы только говорят.
Ирина хмурится.
ИРИНА
-Возраст у Брюсова уже такой, видно, пора своего иметь.
МИХАЙЛЕНКО
-Мальчик его обожает, да?
ИРИНА
(сухо)
-Просто он у меня, увы, обделён мужским воспитанием…
(возмущённо)
Секреты собственные завели! Зачем это всё? Закончим работу, и… А ребёнок спрашивать будет. По-моему, это вредительство. Пора поговорить с Брюсовым.
МИХАЙЛЕНКО
(удивлённо)
-Ну, зачем вы так, Ирина Сергеевна? Разве может быть что-то плохое в такой замечательной дружбе?
Ирина кривится, молчит. Брюсов с Кирюшкой поворачивают назад, идут навстречу Ирине и Михайленко. Кирюшка подбегает к Ирине.
КИРЮШКА
-Мам, а мы с дядей Сашей, давай, когда поедем на дачу, он меня на речку опять возьмет!
ИРИНА
(сухо)
-Кирюш, позже поговорим.
ИНТ. САЛОН МАШИНЫ БРЮСОВА — ВЕЧЕР
Брюсов ведёт автомобиль по пригородному шоссе в сторону Москвы, Ирина сидит рядом с ним на переднем сидении. Кирюшка спит сзади на детском сидении, укрытый пледом. Некоторое время едут молча.
БРЮСОВ
-Петька тут опять заходил, привет тебе передавал. Он тебя любит.
ИРИНА
-Я их тоже люблю… всегда любила.
БРЮСОВ
-Оленька теперь танцевать снова рвётся… На диеты, говорит, сядет… А Петька по секрету признался, что хочет второго.
ИРИНА
(грустно)
-Молодец Петька.
Брюсов бросает на неё взгляд, Ирина не замечает, смотрит вперёд, словно о чём-то думает, между бровей у неё появляется складка.
ИРИНА
(решительно)
-Кстати, по поводу детей. Саш, ты только не обижайся, пойми меня правильно… давно хотела сказать, Кирюшка слишком привязался к тебе. Нет, спасибо тебе, конечно, что ты так хорошо с ним. Но маленькие — они очень чувствительные. Кончится съёмка — и он станет спрашивать, где ты. Зачем это нам?
Брюсов не отвечает, смотрит вперёд. Ирина бросает на него беспокойный взгляд.
БРЮСОВ
-А что у тебя случилось с этим… Димой — отцом Кирюшки? Красивый, кстати, парень. И у вас, похоже, прекрасные отношения…
ИРИНА
-Да ничего не случилось.
(отворачивается к окну)
Не сошлись характерами.
БРЮСОВ
(усмехается)
-А я всё гадал тогда, кто этот твой… Даже в голову не пришло, что это тот самый… новый сотрудник и новый шеф.
ИРИНА
-Ну да…
БРЮСОВ
-Он помогает вам?
ИРИНА
-Конечно.
БРЮСОВ
-Кирюшка говорит, что почти его не видит.
ИРИНА
-Это я виновата.
БРЮСОВ
-Мстишь за свои обиды?
ИРИНА
-Что? А, нет… Какие обиды, нет,
(усмехается)
у нас всё по-другому. Просто… Диме вредно к нам часто приходить. Так уж вышло, что в этой истории я — полная стерва. Но даже ради Кирюшки…
Ирина замолкает, Брюсов тоже молчит, некоторое время едут молча.
ИРИНА
(небрежно)
-А у тебя что всё-таки произошло с этой Олесей Ясеньковой? Вы были красивая пара. Да и сейчас, в театре, я посмотрела…
БРЮСОВ
-Ну, ты, наверное, поняла уже… Лиза меня освободила — и её железному терпению настал долгожданный конец. И мне так захотелось показать Сухомлину козью морду, что я только на доченьке его не хотел жениться.
ИРИНА
-Месть по-мужски! Мелко плаваете, Александр Борисович…
БРЮСОВ
-Ну, что поделать…
(горько усмехается)
Сильнее ты во мне уже не разочаруешься.
Ирина мрачнеет.
ИРИНА
(тихо)
-Кстати, и для меня урок.
БРЮСОВ
(встрепенувшись)
-Не переворачивай, при чём тут ты? Если я когда и…
ИРИНА
(быстро перебивая)
-Прекрати, Саш, я так. И что Олеся?
БРЮСОВ
(спокойно)
-Ну, казалось, что-то может получиться. Она дала мне чувство свободы, а я ей — путёвку в жизнь. Разбежались мирно, оказалось, что по отдельности нам ничуть не хуже, чем вместе. Я ей по-прежнему помогаю, нахожу роли.
ИРИНА
-Понятно… А почему же к нам в фильм не позвал? На главную она, конечно, не подходила, но на роль Кати…
БРЮСОВ
-А ты подумай, почему.
ИРИНА
-А, поняла. Из-за Харимовой, да?
Брюсов презрительно усмехается.
БРЮСОВ
-Угадала.
Ирина и Брюсов молчат, машина едет дальше и дальше.
НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД ПОДЪЕЗДОМ ИРИНЫ — ВЕЧЕР
Машина Брюсова стоит возле подъезда, Ирина с сумкой на плече стоит возле задней дверцы, пытается достать Кирюшку из машины, не разбудив. Брюсов перехватывает у Ирины из рук Кирюшку.
БРЮСОВ
-Давай, донесу его.
ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ВЕЧЕР
Брюсов вносит спящего Кирюшку в квартиру, Ирина закрывает за ними дверь изнутри, скидывает ветровку. Брюсов с настороженным любопытством оглядывается по сторонам. Ирина грустно смотрит на Брюсова, пока он её не видит.
Ирина включает верхний свет в КОМНАТЕ, проходит, включает ночник, выключает верхний свет. Брюсов аккуратно укладывает спящего Кирюшку на диванчик — прямо сверху. Брюсов осматривается в комнате — явно замечая изменения.
Ирина снимает с Кирюшки кофту, Брюсов одновременно снимает с Кирюшки брючки и колготки. Ирина с Брюсовым вместе вытаскивают из-под Кирюшки одеяло. Ирина накрывает Кирюшку сверху одеялом.
БРЮСОВ
(шёпотом)
-Даже не проснулся.
ИРИНА
(шёпотом)
-Пойдём.
Ирина подворачивает Кирюшке одеялко. Брюсов выходит из комнаты, Ирина поднимает с полу игрушечного Медведя, кладёт рядом с Кирюшкой. Ирина проходит в КУХНЮ, Брюсов уже сидит там за столом.
ИРИНА
-Глотнёшь чаю?
БРЮСОВ
-Конечно. Кофе, у тебя, помнится, не подают.
Ирина бросает на него странный взгляд. Брюсов выглядит смущённым, как от неудачной шутки. Ирина молча собирает на стол — хлеб, сыр, ветчину. Брюсов выглядит очень уставшим, опустив голову, разглядывает что-то в чашке, похоже, думает о чём-то своём.
Ирина временами поглядывает на него, она явно нервничает.
Брюсов поднимает глаза на Ирину. Во взгляде у него напряжённая тревога. Брюсов с Ириной встречаются взглядами.
ИРИНА
-У тебя что-то случилось?
БРЮСОВ
-Я очень устал.
ИРИНА
-Да, долго ехали. Столько пробок в выходной.
БРЮСОВ
-Не в этом дело. Я очень устал за последние два месяца. У меня была самая тяжёлая роль, которую я когда-либо играл. И чувствую, что не справляюсь.
ИРИНА
(удивлённо)
-Роль? Ты же говорил, что отложил все роли?
БРЮСОВ
-Да нет, одну приходится играть…
Брюсов проводит ладонью по лбу, жестом, словно снимает маску.
БРЮСОВ
(продолжая)
-А главное, не уверен в себе и не знаю результата. А от этого зависит всё.
ИРИНА
(успокаивающе, искренне)
-У тебя прекрасно получится. Я тебя знаю. Ты не провалил в своей жизни ни одной роли…
Брюсов смотрит на Ирину в упор.
БРЮСОВ
-Так уж и ни одной?
Ирина смотрит непонимающе, беспокойно хмурится. Брюсов быстро отворачивается, встаёт из-за стола и выходит из кухни. Ирина медленно убирает со стола чашки, ставит их в раковину, некоторое время просто стоит возле раковины в прострации.
Ирина, как будто опомнившись, идёт в КОМНАТУ, видит, что Брюсов стоит возле диванчика, смотрит на спящего Кирюшку. Ирина подходит и встаёт рядом с Брюсовым. Оба смотрят на Кирюшку в свете ночника, как он сладко спит, обнимая Медведя.
БРЮСОВ
-Как малыша-то сморило…
Брюсов переводит взгляд на лежащего рядом с Кирюшкой Медведя.
БРЮСОВ
-А, вот и его серый Бобик…
Брюсов бросает взгляд на Ирину.
БРЮСОВ
-Мальчик так похож на тебя. Такое же задумчивое выражение во сне.
Ирина испуганно поворачивается к Брюсову, но Брюсов больше не глядит в её сторону.
БРЮСОВ
-До свидания.
Брюсов быстро выходит в КОРИДОР. ЗА КАДРОМ: за Брюсовым захлопывается входная дверь. Ирина продолжает стоять возле Кирюшки, потерянная и ничего не понимающая. Кирюшка продолжает сладко спать, обнимая Медведя.
Ирина задумчиво подходит к столу, автоматически перекладывает бумаги с одного места на другое. Под листом бумаги Ирина вдруг обнаруживает КОЛЬЕ. Ирина берёт его в руки, смотрит недоумевающе. К колье аккуратно привязана бумажка с надписью, Ирина читает надпись.
БРЮСОВ (ЗА КАДРОМ)
«Ты уже принимаешь мою низость, как должное, но забирать свои подарки я пока не научился. Получи его в третий раз. А если захочешь выкинуть — не делай, пожалуйста, этого в моей машине. Мне почему-то было больно».
НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ДОМА МАМЫ ИРИНЫ — УТРО
У дома Мамы Ирины припаркована машина Ирины. Ирина, Кирюшка и Мама стоят возле подъезда.
ИРИНА
-Завтра мы уже в садик выходим, но сегодня ещё, если можно…
МАМА
-Да о чём ты говоришь, конечно!
ИРИНА
-Спасибо, мамочка! Ничего не успеваю, надо квартальный отчёт сдать — последний день, дотянула…
Мама берёт Кирюшку за руку. Ирина приседает, целует Кирюшку.
ИРИНА
-Будь умницей!
КИРЮШКА
-А к дяде Саше когда пойдём?
Ирина с Мамой переглядываются.
ИРИНА
-Так. Послушай, Кирюш, что касается…
МАМА
(перебивает)
-Езжай, Ирочка, мы сами разберёмся.
Ирина вопросительно смотрит на Маму, потом кивает и садится в машину.
НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ — УТРО
Ирина быстрым шагом походит к подъезду налоговой инспекции, подмышкой у неё папка с документами. Ирина берётся за ручку двери.
ИНТ. НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ — КОРИДОР — ДЕНЬ
Ирина сидит в очереди в коридоре налоговой инспекции, просматривает на коленках документы из папки, роняет листки, поднимает их. Ирина заметно нервничает.
У Ирины в сумке звонит мобильный телефон. Ирина кое-как утрамбовывает документы в папку, достаёт мобильник, отвечает.
ИРИНА
(в трубку)
-Да, Евгений Максимович!
МИХАЙЛЕНКО (ВПЗ)
(из трубки)
-Ирина Сергеевна, вы как? Мы сегодня встречаемся?
ИРИНА
(в трубку)
-Евгений Максимович, извините, я тут по работе зависла. Похоже, сегодня не смогу, я в налоговой, тут очередь. У нас ведь ничего срочного нет?
МИХАЙЛЕНКО
-Конечно, Ирочка, не волнуйтесь, я передам Александру Борисовичу.
ИНТ. МАШИНА ИРИНЫ — ДЕНЬ
Ирина, взмыленная, нервная, садится в свою машину, бросает сумку на соседнее сиденье, открывает папку с документами, достаёт один из документов, внимательно изучает, вкладывает обратно в папку, бросает папку на заднее сиденье.
Раздаётся звонок на мобильный телефон Ирины. Ирина смотрит на экран в нерешительности. Телефон продолжает звонить. Ирина прикусывает губу, потом отвечает.
ИРИНА
(в трубку)
-Да, здравствуй.
ИНТ. РЕСТОРАН БРЮСОВА — КАБИНЕТ — ДЕНЬ
Брюсов расхаживает по своему кабинету, разговаривает по мобильному телефону.
БРЮСОВ
(в трубку)
-Ира, Михайленко сказал, ты сегодня не приедешь?
ИРИНА (ВПЗ)
(из трубки)
-Саш, извини, мне некогда, я по работе сейчас, сдаю квартал.
БРЮСОВ
(в трубку)
-А, ясно… слушай, мы хотели обсудить последние сцены…
ИНТ. МАШИНА ИРИНЫ — ДЕНЬ
ИРИНА
(в трубку)
-А можно сегодня без меня — я потом поправлю всё, что вы скажете.
МЫ СНОВА В КАБИНЕТЕ БРЮСОВА. НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ МЫ ВИДИМ ТО ИРИНУ, ТО БРЮСОВА.
БРЮСОВ
-Там всё нормально. В целом работа по сценарию завершена, и она, разумеется, будет оплачена.
ИРИНА
(перебивает)
-Саш…
БРЮСОВ
(торопливо)
-Но это потом, с Михайленко. В дальнейшей работе над фильмом ты будешь участвовать, как и договаривались, Михайленко хотел положить тебе оклад. А у меня есть к тебе деловой разговор, он связан с перспективами…
ИРИНА
-Тогда, может быть, не сейчас?
БРЮСОВ
-Нет, нет, мне необходимо понимание… Мы можем пересечься?
ИРИНА
-Саша, прости, я опаздываю. Понятия не имею, когда освобожусь. Мне надо ещё в одну фирму успеть, взять подписи, и…
Ирина заводит мотор, в нетерпении стучит пальцами по рулю.
БРЮСОВ
-Хорошо. Просто скажи, где ты будешь, я подъеду и подожду, сколько надо.
Ирина поднимает брови, пожимает плечами.
ИРИНА
-Ну… ладно… Если это ненадолго.
НАТ. УЛИЦА В ЦЕНТРЕ ГОРОДА — ДЕНЬ
Машина Ирины припаркована возле офисного здания. На парковку въезжает джип Брюсова, становится прямо за машиной Ирины.
ИНТ. МАШИНА ИРИНЫ — ДЕНЬ
Ирина смотрит в заднее зеркало машины, видит подъехавший джип Брюсова. У Ирины звонит мобильный телефон.
БРЮСОВ (ВПЗ)
(из трубки)
-Ты ко мне пересядешь? Здесь будет удобнее.
ИРИНА
(в трубку)
-Да, сейчас.
Ирина заметно нервничает, она убирает в сумку мобильник, незаметным движением достаёт из сумки маленькое зеркальце, смотрится в него, поправляет волосы. Обнаруживает у себя на носу крохотное пятно от шариковой ручки, лихорадочно трёт нос.
ИНТ. ДЖИП БРЮСОВА — ДЕНЬ
Ирина залезает в джип, садится на переднее сиденье рядом с Брюсовым.
ИРИНА
-Привет. Саша, это ненадолго? А то мне надо вернуться в налоговую, до закрытия.
Ирина нервно трёт нос, словно всё ещё пытается оттереть несуществующее уже пятно.
БРЮСОВ
-Послушай, вот эта твоя бухгалтерия — это ведь не нормальная работа!
ИРИНА
-Для декрета — пойдёт, но ты прав, я уже ищу нормальное место, на полный рабочий день.
БРЮСОВ
-Я как раз по этому поводу. К… к Диме своему, как я понял, ты возвращаться не собираешься?
ИРИНА
-Нет. А в чём, собственно…
БРЮСОВ
-Ир, ты хороший писатель, замечательный сценарист. Мне очень понравилось с тобой работать. Более того, мы понимаем друг друга с полуслова… по работе, я имею в виду.
Ирина напряженно и непонимающе смотрит на Брюсова.
БРЮСОВ
-Короче, так. Ты говорила, тебе нравится программа, которую я веду на ТВ. У меня есть, конечно, редактор, помощники, но сюжет я готовлю сам. И мне нужен грамотный сценарист — такой, который понимает дух программы, разбирается в теме. Лучше тебя мне никого не найти.
ИРИНА
-То есть составлять сценарий программы по твоему заказу? Не уверена, что мне это…
БРЮСОВ
-Это не будет по заказу. Будем готовить программу вместе. Искать идеи. Ты будешь предлагать темы, людей, направление разговора. Сейчас я делаю это один, и, если честно, иногда мне не хватает материала. А ты…
ИРИНА
(растерянно)
-Необычное предложение, звучит здорово, даже слишком, но…
БРЮСОВ
-Подожди, успеешь ещё придумать всякие «но». Про оклад я не говорю — он хороший. Но главное, я знаю — тебе будет интересно.
ИРИНА
-Без сомнения.
БРЮСОВ
-А если программу снимут с эфира, что вряд ли, всегда успеешь найти что-то ещё. Потом наш фильм. Если он выйдет удачным, ты будешь востребована, как сценарист.
Брюсов смотрит на Ирину. Ирина бросает на него взгляд, отворачивается.
ИРИНА
-Это ещё бабушка надвое сказала…
БРЮСОВ
(с напором)
-Ир, пойми, если ты снова запрёшься в офисе — с творчеством придётся прощаться. А я предлагаю тебе отличный вариант: по-настоящему постоянную, но творческую работу.
Ирина хмурится, смотрит вниз, мрачнеет. Брюсов с напряжением ждет.
ИРИНА
(выдавливает)
-Спасибо тебе, Саш, я… Это правда, очень заманчиво… У меня есть время на ответ?
БРЮСОВ
-Конечно.
Ирина бросает взгляд на Брюсова, кажется, что она не решается что-то сказать, колеблется.
БРЮСОВ
-Ты хочешь что-то спросить?
ИРИНА
(решительно)
-Да, Саш… Только не спросить. Это… насчёт колье. Я не хотела тебя обидеть. И не устраивала никаких демаршей — к чему мне… просто…
(пауза)
Оно случайно выпало из сумки, я даже не могла вспомнить, где.
Брюсов напрягается, смотрит на Ирину исподлобья. Ирина на Брюсова не глядит. Ирина делает глубокий вдох.
ИРИНА
(на выдохе)
-И чего ты придумал… записки писать. Спросил бы напрямую и всё. Что за театр?
БРЮСОВ
-А почему оно у тебя в сумочке оказалось?
ИРИНА
(шутливо)
-Не знаю. Женская сумочка — это загадка.
Ирина изображает улыбку. Брюсов хмуро молчит, продолжает испытующе смотрит на Ирину.
ИРИНА
(устало)
-Ну хорошо, хотела надеть, вроде как день рождения. А потом передумала. Допрос окончен? Саш, можно я поеду?
БРЮСОВ
-Прости, но как-то непонятно…
ИРИНА
-Да не грузись, зачем тебе понимать? Всё, что я делаю в жизни — какая-то глупость. Главное, теперь не наделать новых. И твой вопрос о работе — из того же числа.
Ирина берётся за ручку дверцы.
ИРИНА
-Спасибо, Саш, это было прекрасное предложение. Но, пожалуй, я не смогу.
БРЮСОВ
-Почему?
ИРИНА
-Я не буду объяснять, ладно?
Ирина смотрит на часы, приоткрывает дверцу правой рукой. Брюсов хватает Ирину за запястье левой руки, удерживает. Лицо у Ирины вспыхивает, она не вырывает руки, но смотрит на Брюсова с отторжением.
БРЮСОВ
-Подожди… ответь только… а если бы… если бы это предложил не я — ты бы согласилась?
ИРИНА
(умоляюще)
-Саш, ради Бога, я правда очень спешу…
Ирина демонстративно смотрит на руку Брюсова, Брюсов в бессилии отпускает руку Ирины. Ирина вылезает из машины, оборачивается к Брюсову.
БРЮСОВ
-Обещай просто, что подумаешь. Обещаешь?
ИРИНА
-Хорошо.
БРЮСОВ
-Ира! Это серьёзная просьба.
ИРИНА
(искренне)
-Я знаю… Я обещаю, честно. Оно того действительно стоит.
(пауза)
Саш, а сценарий можно считать утверждённым? Привезти завтра полную распечатку?
БРЮСОВ
(потерянно)
-Что?
(соображает)
А, да, привези.
Ирина кивает.
ИРИНА
-Тогда — до завтра.
Ирина захлопывает за собой дверцу джипа. Брюсов задумчиво смотрит через лобовое стекло, как Ирина садится за руль.
НАТ. ПОДЪЕЗД ВОЗЛЕ ДОМА ИРИНЫ — ВЕЧЕР
Ирина устало идёт по улице к своему подъезду, на плече — сумка, в одной руке ключи от машины, в другой — пустая папка.
НАДЕЖДА (ВПЗ)
-Ирина? Подождите… можно вас на минутку?
Ирина резко оборачивается и видит запыхавшуюся Надежду. Ирина в изумлении замирает на месте.
ИРИНА
-Надя, вы?! А что… что вам от меня… Как вы вообще меня нашли?!
НАДЕЖДА
(торопливо)
-Послушайте, Ирина Сергеевна, у меня к вам важное дело. Александр Борисович подтвердил, что у вас совместный проект… вот… и мне нужны подробности…
ИРИНА
-Подождите, Надя, а почему вы пришли ко мне? У Брюсова и спросите.
НАДЕЖДА
-Но он почему-то так раздражён! Прям не хочет ничего говорить по этому поводу.
(жалобно)
А мне нужна информация… я должна всё знать, понимаете?
ИРИНА
-А зачем?
НАДЕЖДА
(оскорблёно)
-Как это — зачем? Чтобы как можно лучше преподнести всё публике!
ИРИНА
(сухо)
-Полагаю, Александр Борисович предоставил вам ровно столько информации, сколько счёл нужным.
Надежда цепляет Ирину за рукав, не давая уйти.
НАДЕЖДА
-Ирина, будем откровенны! Я уже много лет защищаю Александра Борисовича от навязчивых поклонниц, развеиваю ненужные слухи о его романах. Скажите мне честно, у вас с ним что — снова? Поймите, если у вас отношения, мне надо знать!
Ирина рассматривает Надежду как некое чудо — возмущённо и изумлённо одновременно.
ИРИНА
-Никаких отношений, кроме деловых, у нас с Брюсовым нет. Только поэтому я вам и отвечаю. Но…
Ирина продолжает смотреть на Надю с любопытством исследователя.
ИРИНА
(продолжает)
-Но… послушайте, Надя… скажите, мне действительно интересно… А вы не пробовали жить собственной жизнью, а не чужой?
Надежда ошарашено смотрит на Ирину.
ИРИНА
-Ну вот что вы будете в старости вспоминать — интимные связи Брюсова? Его любовниц и жён?
Глаза у Надежды наполняются слезами, неожиданно Надежда начинает рыдать, закрывает глаза руками, поворачивается и начинает уходить, рыдая.
Ирина растерянно смотрит вслед Надежде, в глазах у Ирины появляется жалость и раскаяние. Ирина бросается следом за Надеждой, догоняет ей, хватает за руку, поворачивает к себе лицом.
ИРИНА
-Надя… Надя, простите меня… но… мне правда вас жаль. Скажите, вы… вы его любите?
Надя молча ревёт, не отрывая рук от лица.
ИРИНА
-В таком случае, вам надо спасать себя, срочно! Вам надо понять, что это — чужой человек, который просто пользуется вами столько лет. Пока вы живёте его жизнью, вертитесь на его орбите — вы не излечитесь!
Надя опускает руки, смотрит на Ирину.
НАДЕЖДА
(тихо)
-Ничего вы не понимаете… А если я не хочу лечиться? Если быть рядом — и есть моё счастье, моя жизнь? На любых условиях!
ИРИНА
(растерянно)
-Ну, я не знаю… и правда, не понимаю… как это — полностью взять и раствориться?..
В глазах у Надежды появляется злость.
НАДЕЖДА
-Ах, не понимаете? Ну-ну.
(заводится)
А вот вы — вы сами — зачем вы с ним работаете теперь, а? Сказать? Сказать? Да просто потому, что хотите видеть его каждый день, вот и всё! Что — нет?!
Ирина приоткрывает рот, смотрит на Надежду широко раскрытыми глазами. Надежда зло вытирает слёзы.
ИРИНА
(медленно)
-Спасибо, Надя. Вы даже не знаете, как мне сейчас помогли…
Надежда бросает на Ирину победоносный взгляд и гордо удаляется. Ирина в задумчивости смотрит Надежде вслед.
ИРИНА
(самой себе)
-Нет никакого лечения. Только хирургия. Немедленно.
____________________________________________________
Продолжение - 31.
(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)
обложка - художница Елена Юшина
Навигация по каналу Галины Маркус