Найти тему
Галина Маркус

Любить актера. Киносценарий. 31

ДЕСЯТАЯ СЕРИЯ

ИНТ. АДМИНИСТРАЦИЯ ПОДМОСКОВНОГО ПОСЕЛКА — КАБИНЕТ — ДЕНЬ

Осенний день. В кабинете администрации подмосковного посёлка стоят: ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (мужчина лет сорока), Михайленко и Брюсов. Брюсов в одном джемпере. Михайленко в рубашке с длинным рукавом и ветровке. Михайленко пожимает руку Главе.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)

МИХАЙЛЕНКО

-Спасибо большое! Я рад, что мы договорились.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

-О чём речь! Всегда готов помочь нашему киноискусству!

(Брюсову)

Особенно, когда приходят такие люди! Моя жена — ваша поклонница. Александр Борисович, может, оставите ей автограф? Её Люда зовут…

Брюсов улыбается, подходит к столу, пишет на листке бумаги. Глава с довольным видом заглядывает ему через плечо. Брюсов протягивает Главе подписанный листок.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

-Она будет счастлива!

Брюсов с Главой Администрации пожимают друг другу руки.

МИХАЙЛЕНКО

-О времени съёмок мы вас предупредим!

НАТ. ПАРК ВОЗЛЕ ЗДАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ — ДЕНЬ

Осень, сентябрь, солнечная погода. Ирина с Кирюшкой сидят на скамейке в парке возле здания администрации. Ирина в лёгкой ветровке, Кирюшка — в кофточке. Из здания выходят Брюсов и Михайленко, подходят к Ирине, она встаёт им навстречу.

МИХАЙЛЕНКО

-Ну вот, всё в порядке. Места тут отличные. Обо всём договорились, можно ехать домой.

БРЮСОВ

-Погода великолепная. Давайте немного прогуляемся? Вон туда, вдоль леса…

НАТ. ДОРОЖКА ВДОЛЬ ЛЕСА — ДЕНЬ

Кирюшка бежит по дорожке, усыпанной осенней листвой, загребает листву ботинками. Ирина, Михайленко и Брюсов идут следом за ним.

КИРЮШКА

-Мама! Слышишь? Шуршит?

ИРИНА

-Шуршит. Очень громко шуршит!

Михайленко немного отстаёт от Брюсова и Ирины, глядя по сторонам взглядом художника, делает пометки в блокноте.

БРЮСОВ

(негромко, Ирине)

-Вчера получилась накладка. У меня был другой план на вечер.

ИРИНА

-Да, да, прости, неудобно вышло… Если бы я знала, что у вас свидание, не стала бы тебя за моей мамой гонять.

БРЮСОВ

(нетерпеливо)

-Ир, никакого свидания не было. Она случайно зашла, и… На самом деле, я хотел вчера…

ИРИНА

-Саш, прекрати. Мне-то зачем врать. И знаешь, она тебе подходит. Умна, молода, красива, талантлива… Мне она нравится.

БРЮСОВ

-Даже когда она тебе откровенно хамит?

ИРИНА

-Даже тогда. Я предпочитаю откровенность.

Брюсов морщится, порывается что-то сказать, досадливо машет рукой, сжимает губы, словно что-то соображает. Потом щурится, как от внезапно пришедшей в голову мысли.

БРЮСОВ

(легко)

-Ну, может, ты и права. Тогда… Извини за бестактный вопрос, ты помнишь, я тебе как-то колье дарил?

Ирина изумлённо открывает рот, смотрит на Брюсова растерянно.

БРЮСОВ

-Ты его носишь?

ИРИНА

(лепечет)

-Я… да… да нет, как-то некуда.

БРЮСОВ

-Я так понимаю, оно тебе не нравится… навевает неприятные воспоминания. Похоже, я был не прав, что вернул его тебе тогда.

Ирина ошалело смотрит на Брюсова, пытаясь что-то понять.

БРЮСОВ

(продолжает)

-Знаешь, у меня сейчас с деньгами не очень. Вот, думаю, может, правда, Наташке подарить? Ты ведь всё правильно поймёшь, да?

Ирина смотрит на Брюсова пораженно, но Брюсов делает вид, что ничего не замечает. В глазах у Ирины появляются горечь и презрение.

ИРИНА

(брезгливо морщится)

-Конечно. Я бы с радостью, но я, кажется, его потеряла…

БРЮСОВ

(преувеличенно расстроенно)

-Да ты что? Вот досада! А давно потеряла-то?

ИРИНА

-Не помню… прости… если найду, сразу отдам.

Ирина не смотрит на Брюсова. Брюсов горько усмехается. Кирюшка бежит обратно, подбегает к Брюсову.

КИРЮШКА

-Дядя Саша! Идём! Ты умеешь шуршать?

Брюсов широко улыбается.

БРЮСОВ

-Даже не знаю, Кирюш. Сейчас попробую.

Брюсов берёт Кирюшку за руку, они идут дальше вместе, нарочно загребая ногами побольше листвы, подкидывая её вверх. Брюсов с Кирюшкой уходят вперёд. Ирина смотрит им вслед. Михайленко догоняет Ирину.

МИХАЙЛЕНКО

-Как замечательно Александр Борисович ладит с мальчиком, да, Ирина Сергеевна? Нравится ему Кирюшка, сразу видно. «Кирюшка сказал то, Кирюшка сказал это»… Обычно так отцы только говорят.

Ирина хмурится.

ИРИНА

-Возраст у Брюсова уже такой, видно, пора своего иметь.

МИХАЙЛЕНКО

-Мальчик его обожает, да?

ИРИНА

(сухо)

-Просто он у меня, увы, обделён мужским воспитанием…

(возмущённо)

Секреты собственные завели! Зачем это всё? Закончим работу, и… А ребёнок спрашивать будет. По-моему, это вредительство. Пора поговорить с Брюсовым.

МИХАЙЛЕНКО

(удивлённо)

-Ну, зачем вы так, Ирина Сергеевна? Разве может быть что-то плохое в такой замечательной дружбе?

Ирина кривится, молчит. Брюсов с Кирюшкой поворачивают назад, идут навстречу Ирине и Михайленко. Кирюшка подбегает к Ирине.

КИРЮШКА

-Мам, а мы с дядей Сашей, давай, когда поедем на дачу, он меня на речку опять возьмет!

ИРИНА

(сухо)

-Кирюш, позже поговорим.

ИНТ. САЛОН МАШИНЫ БРЮСОВА — ВЕЧЕР

Брюсов ведёт автомобиль по пригородному шоссе в сторону Москвы, Ирина сидит рядом с ним на переднем сидении. Кирюшка спит сзади на детском сидении, укрытый пледом. Некоторое время едут молча.

БРЮСОВ

-Петька тут опять заходил, привет тебе передавал. Он тебя любит.

ИРИНА

-Я их тоже люблю… всегда любила.

БРЮСОВ

-Оленька теперь танцевать снова рвётся… На диеты, говорит, сядет… А Петька по секрету признался, что хочет второго.

ИРИНА

(грустно)

-Молодец Петька.

Брюсов бросает на неё взгляд, Ирина не замечает, смотрит вперёд, словно о чём-то думает, между бровей у неё появляется складка.

ИРИНА

(решительно)

-Кстати, по поводу детей. Саш, ты только не обижайся, пойми меня правильно… давно хотела сказать, Кирюшка слишком привязался к тебе. Нет, спасибо тебе, конечно, что ты так хорошо с ним. Но маленькие — они очень чувствительные. Кончится съёмка — и он станет спрашивать, где ты. Зачем это нам?

Брюсов не отвечает, смотрит вперёд. Ирина бросает на него беспокойный взгляд.

БРЮСОВ

-А что у тебя случилось с этим… Димой — отцом Кирюшки? Красивый, кстати, парень. И у вас, похоже, прекрасные отношения…

ИРИНА

-Да ничего не случилось.

(отворачивается к окну)

Не сошлись характерами.

БРЮСОВ

(усмехается)

-А я всё гадал тогда, кто этот твой… Даже в голову не пришло, что это тот самый… новый сотрудник и новый шеф.

ИРИНА

-Ну да…

БРЮСОВ

-Он помогает вам?

ИРИНА

-Конечно.

БРЮСОВ

-Кирюшка говорит, что почти его не видит.

ИРИНА

-Это я виновата.

БРЮСОВ

-Мстишь за свои обиды?

ИРИНА

-Что? А, нет… Какие обиды, нет,

(усмехается)

у нас всё по-другому. Просто… Диме вредно к нам часто приходить. Так уж вышло, что в этой истории я — полная стерва. Но даже ради Кирюшки…

Ирина замолкает, Брюсов тоже молчит, некоторое время едут молча.

ИРИНА

(небрежно)

-А у тебя что всё-таки произошло с этой Олесей Ясеньковой? Вы были красивая пара. Да и сейчас, в театре, я посмотрела…

БРЮСОВ

-Ну, ты, наверное, поняла уже… Лиза меня освободила — и её железному терпению настал долгожданный конец. И мне так захотелось показать Сухомлину козью морду, что я только на доченьке его не хотел жениться.

ИРИНА

-Месть по-мужски! Мелко плаваете, Александр Борисович…

БРЮСОВ

-Ну, что поделать…

(горько усмехается)

Сильнее ты во мне уже не разочаруешься.

Ирина мрачнеет.

ИРИНА

(тихо)

-Кстати, и для меня урок.

БРЮСОВ

(встрепенувшись)

-Не переворачивай, при чём тут ты? Если я когда и…

ИРИНА

(быстро перебивая)

-Прекрати, Саш, я так. И что Олеся?

БРЮСОВ

(спокойно)

-Ну, казалось, что-то может получиться. Она дала мне чувство свободы, а я ей — путёвку в жизнь. Разбежались мирно, оказалось, что по отдельности нам ничуть не хуже, чем вместе. Я ей по-прежнему помогаю, нахожу роли.

ИРИНА

-Понятно… А почему же к нам в фильм не позвал? На главную она, конечно, не подходила, но на роль Кати…

БРЮСОВ

-А ты подумай, почему.

ИРИНА

-А, поняла. Из-за Харимовой, да?

Брюсов презрительно усмехается.

БРЮСОВ

-Угадала.

Ирина и Брюсов молчат, машина едет дальше и дальше.

НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД ПОДЪЕЗДОМ ИРИНЫ — ВЕЧЕР

Машина Брюсова стоит возле подъезда, Ирина с сумкой на плече стоит возле задней дверцы, пытается достать Кирюшку из машины, не разбудив. Брюсов перехватывает у Ирины из рук Кирюшку.

БРЮСОВ

-Давай, донесу его.

ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ВЕЧЕР

Брюсов вносит спящего Кирюшку в квартиру, Ирина закрывает за ними дверь изнутри, скидывает ветровку. Брюсов с настороженным любопытством оглядывается по сторонам. Ирина грустно смотрит на Брюсова, пока он её не видит.

Ирина включает верхний свет в КОМНАТЕ, проходит, включает ночник, выключает верхний свет. Брюсов аккуратно укладывает спящего Кирюшку на диванчик — прямо сверху. Брюсов осматривается в комнате — явно замечая изменения.

Ирина снимает с Кирюшки кофту, Брюсов одновременно снимает с Кирюшки брючки и колготки. Ирина с Брюсовым вместе вытаскивают из-под Кирюшки одеяло. Ирина накрывает Кирюшку сверху одеялом.

БРЮСОВ

(шёпотом)

-Даже не проснулся.

ИРИНА

(шёпотом)

-Пойдём.

Ирина подворачивает Кирюшке одеялко. Брюсов выходит из комнаты, Ирина поднимает с полу игрушечного Медведя, кладёт рядом с Кирюшкой. Ирина проходит в КУХНЮ, Брюсов уже сидит там за столом.

ИРИНА

-Глотнёшь чаю?

БРЮСОВ

-Конечно. Кофе, у тебя, помнится, не подают.

Ирина бросает на него странный взгляд. Брюсов выглядит смущённым, как от неудачной шутки. Ирина молча собирает на стол — хлеб, сыр, ветчину. Брюсов выглядит очень уставшим, опустив голову, разглядывает что-то в чашке, похоже, думает о чём-то своём.

Ирина временами поглядывает на него, она явно нервничает.

Брюсов поднимает глаза на Ирину. Во взгляде у него напряжённая тревога. Брюсов с Ириной встречаются взглядами.

ИРИНА

-У тебя что-то случилось?

БРЮСОВ

-Я очень устал.

ИРИНА

-Да, долго ехали. Столько пробок в выходной.

БРЮСОВ

-Не в этом дело. Я очень устал за последние два месяца. У меня была самая тяжёлая роль, которую я когда-либо играл. И чувствую, что не справляюсь.

ИРИНА

(удивлённо)

-Роль? Ты же говорил, что отложил все роли?

БРЮСОВ

-Да нет, одну приходится играть…

Брюсов проводит ладонью по лбу, жестом, словно снимает маску.

БРЮСОВ

(продолжая)

-А главное, не уверен в себе и не знаю результата. А от этого зависит всё.

ИРИНА

(успокаивающе, искренне)

-У тебя прекрасно получится. Я тебя знаю. Ты не провалил в своей жизни ни одной роли…

Брюсов смотрит на Ирину в упор.

БРЮСОВ

-Так уж и ни одной?

Ирина смотрит непонимающе, беспокойно хмурится. Брюсов быстро отворачивается, встаёт из-за стола и выходит из кухни. Ирина медленно убирает со стола чашки, ставит их в раковину, некоторое время просто стоит возле раковины в прострации.

Ирина, как будто опомнившись, идёт в КОМНАТУ, видит, что Брюсов стоит возле диванчика, смотрит на спящего Кирюшку. Ирина подходит и встаёт рядом с Брюсовым. Оба смотрят на Кирюшку в свете ночника, как он сладко спит, обнимая Медведя.

БРЮСОВ

-Как малыша-то сморило…

Брюсов переводит взгляд на лежащего рядом с Кирюшкой Медведя.

БРЮСОВ

-А, вот и его серый Бобик…

Брюсов бросает взгляд на Ирину.

БРЮСОВ

-Мальчик так похож на тебя. Такое же задумчивое выражение во сне.

Ирина испуганно поворачивается к Брюсову, но Брюсов больше не глядит в её сторону.

БРЮСОВ

-До свидания.

Брюсов быстро выходит в КОРИДОР. ЗА КАДРОМ: за Брюсовым захлопывается входная дверь. Ирина продолжает стоять возле Кирюшки, потерянная и ничего не понимающая. Кирюшка продолжает сладко спать, обнимая Медведя.

Ирина задумчиво подходит к столу, автоматически перекладывает бумаги с одного места на другое. Под листом бумаги Ирина вдруг обнаруживает КОЛЬЕ. Ирина берёт его в руки, смотрит недоумевающе. К колье аккуратно привязана бумажка с надписью, Ирина читает надпись.

БРЮСОВ (ЗА КАДРОМ)

«Ты уже принимаешь мою низость, как должное, но забирать свои подарки я пока не научился. Получи его в третий раз. А если захочешь выкинуть — не делай, пожалуйста, этого в моей машине. Мне почему-то было больно».

НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ДОМА МАМЫ ИРИНЫ — УТРО

У дома Мамы Ирины припаркована машина Ирины. Ирина, Кирюшка и Мама стоят возле подъезда.

ИРИНА

-Завтра мы уже в садик выходим, но сегодня ещё, если можно…

МАМА

-Да о чём ты говоришь, конечно!

ИРИНА

-Спасибо, мамочка! Ничего не успеваю, надо квартальный отчёт сдать — последний день, дотянула…

Мама берёт Кирюшку за руку. Ирина приседает, целует Кирюшку.

ИРИНА

-Будь умницей!

КИРЮШКА

-А к дяде Саше когда пойдём?

Ирина с Мамой переглядываются.

ИРИНА

-Так. Послушай, Кирюш, что касается…

МАМА

(перебивает)

-Езжай, Ирочка, мы сами разберёмся.

Ирина вопросительно смотрит на Маму, потом кивает и садится в машину.

НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ — УТРО

Ирина быстрым шагом походит к подъезду налоговой инспекции, подмышкой у неё папка с документами. Ирина берётся за ручку двери.

ИНТ. НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ — КОРИДОР — ДЕНЬ

Ирина сидит в очереди в коридоре налоговой инспекции, просматривает на коленках документы из папки, роняет листки, поднимает их. Ирина заметно нервничает.

У Ирины в сумке звонит мобильный телефон. Ирина кое-как утрамбовывает документы в папку, достаёт мобильник, отвечает.

ИРИНА

(в трубку)

-Да, Евгений Максимович!

МИХАЙЛЕНКО (ВПЗ)

(из трубки)

-Ирина Сергеевна, вы как? Мы сегодня встречаемся?

ИРИНА

(в трубку)

-Евгений Максимович, извините, я тут по работе зависла. Похоже, сегодня не смогу, я в налоговой, тут очередь. У нас ведь ничего срочного нет?

МИХАЙЛЕНКО

-Конечно, Ирочка, не волнуйтесь, я передам Александру Борисовичу.

ИНТ. МАШИНА ИРИНЫ — ДЕНЬ

Ирина, взмыленная, нервная, садится в свою машину, бросает сумку на соседнее сиденье, открывает папку с документами, достаёт один из документов, внимательно изучает, вкладывает обратно в папку, бросает папку на заднее сиденье.

Раздаётся звонок на мобильный телефон Ирины. Ирина смотрит на экран в нерешительности. Телефон продолжает звонить. Ирина прикусывает губу, потом отвечает.

ИРИНА

(в трубку)

-Да, здравствуй.

ИНТ. РЕСТОРАН БРЮСОВА — КАБИНЕТ — ДЕНЬ

Брюсов расхаживает по своему кабинету, разговаривает по мобильному телефону.

БРЮСОВ

(в трубку)

-Ира, Михайленко сказал, ты сегодня не приедешь?

ИРИНА (ВПЗ)

(из трубки)

-Саш, извини, мне некогда, я по работе сейчас, сдаю квартал.

БРЮСОВ

(в трубку)

-А, ясно… слушай, мы хотели обсудить последние сцены…

ИНТ. МАШИНА ИРИНЫ — ДЕНЬ

ИРИНА

(в трубку)

-А можно сегодня без меня — я потом поправлю всё, что вы скажете.

МЫ СНОВА В КАБИНЕТЕ БРЮСОВА. НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ МЫ ВИДИМ ТО ИРИНУ, ТО БРЮСОВА.

БРЮСОВ

-Там всё нормально. В целом работа по сценарию завершена, и она, разумеется, будет оплачена.

ИРИНА

(перебивает)

-Саш…

БРЮСОВ

(торопливо)

-Но это потом, с Михайленко. В дальнейшей работе над фильмом ты будешь участвовать, как и договаривались, Михайленко хотел положить тебе оклад. А у меня есть к тебе деловой разговор, он связан с перспективами…

ИРИНА

-Тогда, может быть, не сейчас?

БРЮСОВ

-Нет, нет, мне необходимо понимание… Мы можем пересечься?

ИРИНА

-Саша, прости, я опаздываю. Понятия не имею, когда освобожусь. Мне надо ещё в одну фирму успеть, взять подписи, и…

Ирина заводит мотор, в нетерпении стучит пальцами по рулю.

БРЮСОВ

-Хорошо. Просто скажи, где ты будешь, я подъеду и подожду, сколько надо.

Ирина поднимает брови, пожимает плечами.

ИРИНА

-Ну… ладно… Если это ненадолго.

НАТ. УЛИЦА В ЦЕНТРЕ ГОРОДА — ДЕНЬ

Машина Ирины припаркована возле офисного здания. На парковку въезжает джип Брюсова, становится прямо за машиной Ирины.

ИНТ. МАШИНА ИРИНЫ — ДЕНЬ

Ирина смотрит в заднее зеркало машины, видит подъехавший джип Брюсова. У Ирины звонит мобильный телефон.

БРЮСОВ (ВПЗ)

(из трубки)

-Ты ко мне пересядешь? Здесь будет удобнее.

ИРИНА

(в трубку)

-Да, сейчас.

Ирина заметно нервничает, она убирает в сумку мобильник, незаметным движением достаёт из сумки маленькое зеркальце, смотрится в него, поправляет волосы. Обнаруживает у себя на носу крохотное пятно от шариковой ручки, лихорадочно трёт нос.

ИНТ. ДЖИП БРЮСОВА — ДЕНЬ

Ирина залезает в джип, садится на переднее сиденье рядом с Брюсовым.

ИРИНА

-Привет. Саша, это ненадолго? А то мне надо вернуться в налоговую, до закрытия.

Ирина нервно трёт нос, словно всё ещё пытается оттереть несуществующее уже пятно.

БРЮСОВ

-Послушай, вот эта твоя бухгалтерия — это ведь не нормальная работа!

ИРИНА

-Для декрета — пойдёт, но ты прав, я уже ищу нормальное место, на полный рабочий день.

БРЮСОВ

-Я как раз по этому поводу. К… к Диме своему, как я понял, ты возвращаться не собираешься?

ИРИНА

-Нет. А в чём, собственно…

БРЮСОВ

-Ир, ты хороший писатель, замечательный сценарист. Мне очень понравилось с тобой работать. Более того, мы понимаем друг друга с полуслова… по работе, я имею в виду.

Ирина напряженно и непонимающе смотрит на Брюсова.

БРЮСОВ

-Короче, так. Ты говорила, тебе нравится программа, которую я веду на ТВ. У меня есть, конечно, редактор, помощники, но сюжет я готовлю сам. И мне нужен грамотный сценарист — такой, который понимает дух программы, разбирается в теме. Лучше тебя мне никого не найти.

ИРИНА

-То есть составлять сценарий программы по твоему заказу? Не уверена, что мне это…

БРЮСОВ

-Это не будет по заказу. Будем готовить программу вместе. Искать идеи. Ты будешь предлагать темы, людей, направление разговора. Сейчас я делаю это один, и, если честно, иногда мне не хватает материала. А ты…

ИРИНА

(растерянно)

-Необычное предложение, звучит здорово, даже слишком, но…

БРЮСОВ

-Подожди, успеешь ещё придумать всякие «но». Про оклад я не говорю — он хороший. Но главное, я знаю — тебе будет интересно.

ИРИНА

-Без сомнения.

БРЮСОВ

-А если программу снимут с эфира, что вряд ли, всегда успеешь найти что-то ещё. Потом наш фильм. Если он выйдет удачным, ты будешь востребована, как сценарист.

Брюсов смотрит на Ирину. Ирина бросает на него взгляд, отворачивается.

ИРИНА

-Это ещё бабушка надвое сказала…

БРЮСОВ

(с напором)

-Ир, пойми, если ты снова запрёшься в офисе — с творчеством придётся прощаться. А я предлагаю тебе отличный вариант: по-настоящему постоянную, но творческую работу.

Ирина хмурится, смотрит вниз, мрачнеет. Брюсов с напряжением ждет.

ИРИНА

(выдавливает)

-Спасибо тебе, Саш, я… Это правда, очень заманчиво… У меня есть время на ответ?

БРЮСОВ

-Конечно.

Ирина бросает взгляд на Брюсова, кажется, что она не решается что-то сказать, колеблется.

БРЮСОВ

-Ты хочешь что-то спросить?

ИРИНА

(решительно)

-Да, Саш… Только не спросить. Это… насчёт колье. Я не хотела тебя обидеть. И не устраивала никаких демаршей — к чему мне… просто…

(пауза)

Оно случайно выпало из сумки, я даже не могла вспомнить, где.

Брюсов напрягается, смотрит на Ирину исподлобья. Ирина на Брюсова не глядит. Ирина делает глубокий вдох.

ИРИНА

(на выдохе)

-И чего ты придумал… записки писать. Спросил бы напрямую и всё. Что за театр?

БРЮСОВ

-А почему оно у тебя в сумочке оказалось?

ИРИНА

(шутливо)

-Не знаю. Женская сумочка — это загадка.

Ирина изображает улыбку. Брюсов хмуро молчит, продолжает испытующе смотрит на Ирину.

ИРИНА

(устало)

-Ну хорошо, хотела надеть, вроде как день рождения. А потом передумала. Допрос окончен? Саш, можно я поеду?

БРЮСОВ

-Прости, но как-то непонятно…

ИРИНА

-Да не грузись, зачем тебе понимать? Всё, что я делаю в жизни — какая-то глупость. Главное, теперь не наделать новых. И твой вопрос о работе — из того же числа.

Ирина берётся за ручку дверцы.

ИРИНА

-Спасибо, Саш, это было прекрасное предложение. Но, пожалуй, я не смогу.

БРЮСОВ

-Почему?

ИРИНА

-Я не буду объяснять, ладно?

Ирина смотрит на часы, приоткрывает дверцу правой рукой. Брюсов хватает Ирину за запястье левой руки, удерживает. Лицо у Ирины вспыхивает, она не вырывает руки, но смотрит на Брюсова с отторжением.

БРЮСОВ

-Подожди… ответь только… а если бы… если бы это предложил не я — ты бы согласилась?

ИРИНА

(умоляюще)

-Саш, ради Бога, я правда очень спешу…

Ирина демонстративно смотрит на руку Брюсова, Брюсов в бессилии отпускает руку Ирины. Ирина вылезает из машины, оборачивается к Брюсову.

БРЮСОВ

-Обещай просто, что подумаешь. Обещаешь?

ИРИНА

-Хорошо.

БРЮСОВ

-Ира! Это серьёзная просьба.

ИРИНА

(искренне)

-Я знаю… Я обещаю, честно. Оно того действительно стоит.

(пауза)

Саш, а сценарий можно считать утверждённым? Привезти завтра полную распечатку?

БРЮСОВ

(потерянно)

-Что?

(соображает)

А, да, привези.

Ирина кивает.

ИРИНА

-Тогда — до завтра.

Ирина захлопывает за собой дверцу джипа. Брюсов задумчиво смотрит через лобовое стекло, как Ирина садится за руль.

НАТ. ПОДЪЕЗД ВОЗЛЕ ДОМА ИРИНЫ — ВЕЧЕР

Ирина устало идёт по улице к своему подъезду, на плече — сумка, в одной руке ключи от машины, в другой — пустая папка.

НАДЕЖДА (ВПЗ)

-Ирина? Подождите… можно вас на минутку?

Ирина резко оборачивается и видит запыхавшуюся Надежду. Ирина в изумлении замирает на месте.

ИРИНА

-Надя, вы?! А что… что вам от меня… Как вы вообще меня нашли?!

НАДЕЖДА

(торопливо)

-Послушайте, Ирина Сергеевна, у меня к вам важное дело. Александр Борисович подтвердил, что у вас совместный проект… вот… и мне нужны подробности…

ИРИНА

-Подождите, Надя, а почему вы пришли ко мне? У Брюсова и спросите.

НАДЕЖДА

-Но он почему-то так раздражён! Прям не хочет ничего говорить по этому поводу.

(жалобно)

А мне нужна информация… я должна всё знать, понимаете?

ИРИНА

-А зачем?

НАДЕЖДА

(оскорблёно)

-Как это — зачем? Чтобы как можно лучше преподнести всё публике!

ИРИНА

(сухо)

-Полагаю, Александр Борисович предоставил вам ровно столько информации, сколько счёл нужным.

Надежда цепляет Ирину за рукав, не давая уйти.

НАДЕЖДА

-Ирина, будем откровенны! Я уже много лет защищаю Александра Борисовича от навязчивых поклонниц, развеиваю ненужные слухи о его романах. Скажите мне честно, у вас с ним что — снова? Поймите, если у вас отношения, мне надо знать!

Ирина рассматривает Надежду как некое чудо — возмущённо и изумлённо одновременно.

ИРИНА

-Никаких отношений, кроме деловых, у нас с Брюсовым нет. Только поэтому я вам и отвечаю. Но…

Ирина продолжает смотреть на Надю с любопытством исследователя.

ИРИНА

(продолжает)

-Но… послушайте, Надя… скажите, мне действительно интересно… А вы не пробовали жить собственной жизнью, а не чужой?

Надежда ошарашено смотрит на Ирину.

ИРИНА

-Ну вот что вы будете в старости вспоминать — интимные связи Брюсова? Его любовниц и жён?

Глаза у Надежды наполняются слезами, неожиданно Надежда начинает рыдать, закрывает глаза руками, поворачивается и начинает уходить, рыдая.

Ирина растерянно смотрит вслед Надежде, в глазах у Ирины появляется жалость и раскаяние. Ирина бросается следом за Надеждой, догоняет ей, хватает за руку, поворачивает к себе лицом.

ИРИНА

-Надя… Надя, простите меня… но… мне правда вас жаль. Скажите, вы… вы его любите?

Надя молча ревёт, не отрывая рук от лица.

ИРИНА

-В таком случае, вам надо спасать себя, срочно! Вам надо понять, что это — чужой человек, который просто пользуется вами столько лет. Пока вы живёте его жизнью, вертитесь на его орбите — вы не излечитесь!

Надя опускает руки, смотрит на Ирину.

НАДЕЖДА

(тихо)

-Ничего вы не понимаете… А если я не хочу лечиться? Если быть рядом — и есть моё счастье, моя жизнь? На любых условиях!

ИРИНА

(растерянно)

-Ну, я не знаю… и правда, не понимаю… как это — полностью взять и раствориться?..

В глазах у Надежды появляется злость.

НАДЕЖДА

-Ах, не понимаете? Ну-ну.

(заводится)

А вот вы — вы сами — зачем вы с ним работаете теперь, а? Сказать? Сказать? Да просто потому, что хотите видеть его каждый день, вот и всё! Что — нет?!

Ирина приоткрывает рот, смотрит на Надежду широко раскрытыми глазами. Надежда зло вытирает слёзы.

ИРИНА

(медленно)

-Спасибо, Надя. Вы даже не знаете, как мне сейчас помогли…

Надежда бросает на Ирину победоносный взгляд и гордо удаляется. Ирина в задумчивости смотрит Надежде вслед.

ИРИНА

(самой себе)

-Нет никакого лечения. Только хирургия. Немедленно.

____________________________________________________

Продолжение - 31.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)

обложка - художница Елена Юшина

Навигация по каналу Галины Маркус