Найти в Дзене
Галина Маркус

Любить актера. Киносценарий. 29

ИНТ. ТЕАТР — ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ — ВЕЧЕР

Полный зал зрителей, в зале гаснет свет, открывается занавес, на сцене — декорации провинциальной больницы. В поношенной военной форме без погон на сцену, хромая и опираясь на костыль, выходит Брюсов.

Брюсов медленно подходит к краю сцену, встаёт и как будто невидяще смотрит в зал. Однако кажется, что он кого-то ищет глазами. ЕГО ГЛАЗАМИ: во втором ряду одно пустое место.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28)

Взгляд Брюсова гаснет. Неожиданно он видит, что к пустому ряду пробирается девушка. Брюсов напрягается. Девушка садится на место, Брюсов смотрит на неё — это не Ирина.

ИНТ. ТЕАТР — ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ — ВЕЧЕР

На СЦЕНЕ. Декорация: провинциальный полуразрушенный домик. На железной кровати в грязной солдатской майке и шароварах, босиком, сидит Брюсов. Рядом с ним сидит Ясенькова, она одета в серого цвета ночную сорочку, с голыми ногами.

Ясенькова заглядывает Брюсову в глаза.

ЯСЕНЬКОВА

(с простонародным акцентом)

-Как же мы будем жить дальше, Алёшенька? Скажи, как? Ты вот меня снова гонишь, гонишь от себя, милый… А я ж как любила тебя, так и буду любить…

Брюсов махает рукой, заваливается на подушку.

БРЮСОВ

(безнадёжно)

-Умереть я хочу, Тоня. А больше уже ничего не хочу.

Ясенькова приваливается к нему на постели, пристраивается рядом с ним, обнимает его.

ЯСЕНЬКОВА

-А меня тоже больше не хочешь, Алёшенька?

БРЮСОВ

-Хочу. Но не такую… не жалостливую. Хочу, чтобы ты была в сарафане, в том, в красном, а я…

Брюсов резко садится на кровати, пытается поднять Ясенькову, выталкивает её.

БРЮСОВ

(резко)

-Уходи, Тоня! Уходи, я тебе говорю! Прочь, прочь!

Ясенькова закрывает лицо руками и начинает рыдать.

ИНТ. ТЕАТР — ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ — ВЕЧЕР

На сцену выходят на поклоны Брюсов, Ясенькова и другие артисты. Зрительный зал аплодирует стоя. Брюсов равнодушно смотрит в зал. Занавес закрывается. Зрители начинают расходиться.

В одном из последних рядов сидит Ирина, она не двигается, в глазах у неё стоят слёзы. Зрители начинают протискиваться мимо неё, Ирина приходит в себя, встаёт и начинает продвигаться к выходу.

Ирина движется в сторону выхода, и не замечает идущую ей навстречу в зал Надежду. Надежда явно узнаёт Ирину, приостанавливается, таращит на неё глаза. Ирина проходит мимо, не замечая.

НАТ. ГРИМЕРКА БРЮСОВА — ВЕЧЕР

Брюсов сидит напротив зеркала, опустошённо смотрит на себя в зеркало. В гримёрку врывается Надежда — бюст у неё стал ещё более внушительным.

НАДЕЖДА

-Александр Борисович! Боже мой! Это просто… просто… это было гениально!

Брюсов кисло кивает, нехотя поворочавается к Надежде, указывает ей на стул.

БРЮСОВ

-Наденька, я сегодня очень устал. Давай быстрее, что ты хотела… сколько вам мест на следующий спектакль?

Надежда смотрит на Брюсова с нерешительностью.

НАДЕЖДА

-Эээ… понимаете… я только… я хотела узнать…

БРЮСОВ

(нетерпеливо)

-Ну!

НАДЕЖДА

(жалобно)

-Александр Борисович, мы же с вами договорились… что все новости — я первая… а теперь я вдруг узнаю, что… в общем, что вы работаете над новым фильмом. Мне сказали, что вы сами будете его снимать! Это правда?

БРЮСОВ

-Кто сказал? А впрочем… да, правда. Не говорил, потому что нечего пока говорить. Я не профессиональный режиссёр, и если вдруг не получится… не надо разводить вокруг этого пену, ясно? Чем меньше информации, тем лучше.

НАДЕЖДА

-Конечно, конечно, вам надо было сразу мне об этом сказать, и я уж постаралась бы!

БРЮСОВ

-В чём постарались?

НАДЕЖДА

-Скрыть это ото всех!

Брюсов устало усмехается.

БРЮСОВ

-Ну вот, можете начинать этим заниматься прямо сейчас. Только не перестарайтесь, а то я не удивлюсь, если все об этом, наоборот, узнают.

Надежда обиженно поджимает губы, её грудь взволнованно колышется.

НАДЕЖДА

-Но я должна понимать, что у вас происходит… Я знаю, Александр Борисович, как вы бережёте свою личную жизнь от чужого взгляда, но я же всегда вам помогала! Знаете, сколько мне предлагали, чтобы я… мне такие деньги предлагали, но я никогда ни словечка, ни даже…

Брюсов равнодушно отворачивается от Надежды, и начинает снимать грим с лица.

НАДЕЖДА

(в отчаянии)

-А теперь вы снова встречаетесь с этой Смальковой, и я буду, конечно же, развеивать слухи! Но чтобы их развеять, я должна знать, что на самом деле…

Брюсов резко поворачивается к Надежде. В глазах у него бешенство.

БРЮСОВ

(рявкает)

-Откуда?

Надежда испуганно отпрядывает.

БРЮСОВ

-Откуда вы знаете про Смалькову? Она всего лишь пишет сценарий! Ясно вам? И я не собираюсь перед вами отчитываться…

НАДЕЖДА

-Я… я не знаю… я не знала ничего про сценарий… просто я увидела её и…

Брюсов таращит на Надежду глаза.

БРЮСОВ

-Где? Когда увидели?

НАДЕЖДА

-Да вот прямо сейчас… она выходила из зала… я думала…

В лице у Брюсова что-то меняется, глаза просветляются, в глазах появляется мысль. Он невидяще смотрит мимо Надежды.

ИНТ. КИНОСТУДИЯ — ДЕНЬ

Михайленко, Ирина и Второй режиссёр стоят возле окна, что-то обсуждают. Кирюшка сидит на диванчике, катает машинку, смотрит скучающе. В помещение входит Брюсов. Кирюшка тут же вскакивает и кидается к нему.

Брюсов садится на корточки, обнимает Кирюшку. Ирина оборачивается на них, смотрит странно. Брюсов ласково отстраняет Кирюшку, подходит к остальным.

МИХАЙЛЕНКО

-Александр Борисович! Мы идём смотреть декорации. Вы с нами?

ИНТ. КИНОСТУДИЯ — ЗАЛ ДЛЯ ДЕКОРАЦИЙ — ДЕНЬ

В большом полупустом зале киностудии в углу навалена мебель, несколько РАБОЧИХ устанавливают шкаф. Входят Второй режиссёр, Брюсов, Ирина, Михайленко, Брюсов за ручку с Кирюшкой.

ВТОРОЙ РЕЖИССЕР

-Вот, пока всё, что нашли подходящего. Ирина Сергеевна набросала нам схему — как что должно стоять…

Второй режиссёр показывает Брюсову схему. Брюсов быстро оценивает рисунок, кивает.

БРЮСОВ

-Отлично. Только окно сделайте слева, пусть будет свет оттуда.

Михайленко со Вторым режиссёром идут к рабочим, Брюсов поворачивается к Ирине.

БРЮСОВ

(невинно)

-Жалко, что ты вчера не пришла на спектакль. Говорят, играли лучше, чем обычно.

ИРИНА

-Да знаешь, Кирюшку не с кем было оставить…

КИРЮШКА

-Дядя Саша, а я вчера в гостях был у тёти Вер-

(делает моторчик на букве «р»)

— ры! Там есть Полиночка, она уже большая, в школе учится!

БРЮСОВ

-Да что ты? И мама там тоже была?

КИРЮШКА

(снова картавит)

-Нет, мама за мной потом пришла, вечеххом! Полиночка уже спать ложилась.

ИРИНА

-Болтун ты, Кирюшка! Да я по делам уходила, Саш… с одним другом…

(усмехается какой-то мысли)

Мы были в театре.

БРЮСОВ

(непонимающе)

-В каком театре?

ИРИНА

-В твоём, конечно. Извини, не хотела говорить. Просто у тебя был только один билет, и…

БРЮСОВ

-И как же вам удалось билеты достать?

ИРИНА

-С трудом. Плохие места только остались. Один билет докупили, а соседке предложили твоё прекрасное место… во втором ряду.

БРЮСОВ

(недоверчиво)

-Надо же… Ну, и как… твоему другу спектакль — понравился?

ИРИНА

-Это очень, очень сильно было! Саш, ты действительно превзошёл самого себя.

БРЮСОВ

(усмехается)

-Ты тоже, Ир…

ИРИНА

(невинно)

-А Ясенькова… прости, но всё-таки переигрывает.

МОНТАЖНАЯ НАРЕЗКА

— ИНТ. КУХНЯ ИРИНЫ — НОЧЬ

Ирина сиди на кухне за ноутбуком, пишет в ноутбуке, вокруг разложены бумаги.

— ИНТ. КИНОСТУДИЯ — ДЕНЬ

Ирина с Михайленко ходят вдоль декораций, что-то обсуждают.

— ИНТ. РЕСТОРАН БРЮСОВА — КАБИНЕТ — ДЕНЬ

Ирина, Михайленко и Брюсов стоят в кабинете у Брюсова вокруг стола, Ирина что-то показывает в сценарии, Брюсов качает головой, что-то эмоционально возражает, Ирина хватает листок и рвёт его.

— ИНТ. КУХНЯ ИРИНЫ — ДЕНЬ

Ирина стоит у окна, за окном идёт мелкий дождик.

— ИНТ. КУХНЯ ИРИНЫ — ДЕНЬ

На одном конце кухонного стола Кирюшка кушает суп. На другом — Ирина сидит и правит что-то в ноутбуке. Рядом с ней на табуретке — бумажные распечатки. Ирина зачёркивает что-то в одной из них, снова правит в ноутбуке.

— ИНТ. РЕСТОРАН БРЮСОВА — ЗАЛ — ДЕНЬ

Народу в ресторане мало, Ирина, Брюсов и Михайленко сидят за одним из столиком, Брюсов читает распечатку сценария, Михайленко и Ирина напряжённо ждут. Брюсов кладёт распечатку, улыбается и кивает. Ирина, довольная, переглядывается с Михайленко.

— ИНТ. КИНОСТУДИЯ — ДЕНЬ

Ирина входит в помещение и сталкивается с Харимовой. Харимова улыбается Ирине, кивает и уходит. Ирина оборачивается и мрачно смотрит ей вслед.

— ИНТ. КУХНЯ ИРИНЫ — ДЕНЬ

Деревья за окном частично пожелтели, на тротуаре местами лежит листва.

КОНЕЦ МОНТАЖНОЙ НАРЕЗКИ.

ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ПРИХОЖАЯ — ДЕНЬ

Ирина стоит перед зеркалом, на ней джинсы и шёлковая синяя блузка с открытым воротом, верхняя пуговица у блузки расстёгнута. Ирина прикладывает к шее КОЛЬЕ — то самое, подарок Брюсова.

КИРЮШКА (ВПЗ)

-Мамочка, какая ты к-х-храсивая сегодня!

Кирюшка забегает перед зеркалом, обнимает Ирину.

КИРЮШКА

-Я пр-х-равильно сказал? На день рождения надо так говохить?

ИРИНА

(улыбается)

-Правильно, солнышко! Давай, одевайся — сам, сам, в детском садике всё будешь делать сам.

КИРЮШКА

-Не хочу в садик!

ИРИНА

-На следующей неделе уже пойдёшь. И так весь сентябрь пропустили…

Кирюшка недовольно куксится, убегает в комнату. Ирина застёгивает на шее колье, смотрит на своё Отражение в зеркале.

ОТРАЖЕНИЕ ИРИНЫ

-Ну, и зачем ты это надела? Хочешь напомнить ему про свой день рождения?

ИРИНА

-Да просто к этой блузке просится что-нибудь.

(виновато)

-Я ведь его каждый день рождения надеваю…

ОТРАЖЕНИЕ ИРИНЫ

-Думаешь, он помнит?

ИРИНА

(грустно)

-Конечно же, нет. Мы ни одного дня рождения вместе не провели.

ИНТ. РЕСТОРАН БРЮСОВА — ДЕНЬ

Брюсов стоит у барной стойки, разговаривает со своим АДМИНИСТРАТОРОМ.

АДМИНИСТРАТОР

-Всё понял, Александр Борисович. Когда начинаем подавать?

БРЮСОВ

-Когда все лишние уйдут, я дам тебе знать. Думаю не раньше четырёх, но будьте на всякий готовы.

Администратор уходит. В дверях ресторана появляется Михайленко, одетый как для тёплого сентябрьского дня.

МИХАЙЛЕНКО

-Я не опоздал? Ирина Сергеевна уже пришла?

БРЮСОВ

-Сейчас подойдёт. Слушай, Жень, у меня планы на сегодняшний вечер.

Брюсов невольно переводит взгляд в зал ресторана — в углу специальной шторкой огорожен один из самых уютных уголков, за приоткрытой шторкой виден край красиво сервированного столика.

БРЮСОВ

(продолжая)

-Давайте обсудим сцену, пройдёмся по всем вопросам, но только до четырёх — успеем?

МИХАЙЛЕНКО

-Конечно. А Ирина Сергеевна как — не обидится? Ты её предупредил?

Брюсов делает непонятную гримасу.

НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ РЕСТОРАНА БРЮСОВА — ДЕНЬ

Ирина с Кирюшкой идут по улице, Ирина в лёгкой ветровочке, держит Кирюшку за руку. Кирюшка в осенней кофточке. На Ирине — всё та же синяя блузка поверх джинсов, на шее — колье.

Ирина внезапно притормаживает. Кирюшка вопросительно смотрит на Ирину. Ирина начинает нервно расстёгивать колье у себя под волосами, колье цепляется за волосы, Ирина раздражается, буквально дёргает его, наконец, колье расстёгивается.

Ирина со злостью бросает колье в свою сумочку, забыв её застегнуть. Ирина снова хватает Кирюшку за руку. Из сумочки Ирины раздаётся звонок мобильного телефона. Продолжая идти в сторону ресторана вместе с Кирюшкой, Ирина достаёт телефон из сумочки и отвечает по нему.

ИРИНА

(в трубку)

-Да, мамочка, привет. Спасибо! Да, спасибо. Что? Не поняла… куда ты едешь?

(возмущённо)

Ты же могла с отцом на машине в воскресенье!…

Ирина, разговаривая по телефону, с Кирюшкой подходят к ресторану, на дверях ресторана висит табличка: «Закрыто на спецобслуживание». Ирина берётся за дверь.

ИНТ. ЭЛЕКТРИЧКА В ДВИЖЕНИИ — ДЕНЬ

Мама Ирины сидит в электричке, зажатая с двух сторон пассажирами, в ногах у Мамы Ирины две огромные сумки с овощами и банками солений.

МАМА

-Ирочка, ну я тут подумала, у тебя день рождения, а ты там одна… Я вот грибочки взяла, помидорчики. Вечером стол накроем.

ИНТ. РЕСТОРАН БРЮСОВА — ДЕНЬ

Ирина, продолжая разговаривать по телефону, входит в ресторан, Кирюшка бежит впереди неё, вбегает в зал.

ИРИНА

(в трубку)

-Ну вот что мне с тобой делать? Мам, я на работе сейчас, без машины… И во сколько электричка придёт?

Ирина смотрит на часы, проходя в зал. Навстречу Ирине выходят Михайленко и Брюсов — Брюсов держит за руку Кирюшку, Кирюшка выглядит радостно.

ИРИНА

(в трубку)

-Я тебя встречу!

(громче)

Ты слышишь? Я тебя встречу, на вокзале.

(слушает)

Ничего, возьму такси. Как выйдешь из поезда, сразу звони!

Ирина опускает руку с мобильником, смотрит на Брюсова и Михайленко.

ИРИНА

-Здравствуйте, Евгений Максимович. Саша, привет. Слушайте, давайте перенесём… У меня тут мама фокусничает, сумки тащит с дачи сама, поеду на Белорусский.

БРЮСОВ

-Зачем переносить? Встретим твою маму, отвезём домой и вернёмся. Здесь до Белорусского пять минут.

(Кирюшке)

Поедешь со мной на джипе?

Кирюшка от радости открывает рот, несколько раз усиленно кивает в знак согласия. Ирина нерешительно смотрит на Кирюшку.

ИРИНА

(растерянно Брюсову)

-У тебя даже детского кресла-то нет.

ИНТ. ДЖИП БРЮСОВА В ДВИЖЕНИИ — ДЕНЬ

Брюсов ведёт автомобиль. Кирюшка сидит на заднем сидении за водителем в специальном детском кресле, во все глаза смотрит в окошко. Ирина сидит на переднем сидении рядом с Брюсовым. Ирина оглядывается на Кирюшку, качает головой.

ИРИНА

-С ума сойти можно. И куда ты потом это кресло денешь? У нас есть своё.

БРЮСОВ

-Пригодится. Мы как — едем ведь завтра в область, место выбирать? Не на трёх же машинах…

Ирина неуверенно пожимает плечами.

БРЮСОВ

-Твоя мама где будет ждать?

ИРИНА

-Она позвонит. Вот ты и познакомишься с моей мамой, ты ведь так этого хотел.

Брюсов бросает на Ирину странный взгляд.

ИРИНА

(усмехается)

-Не пугайся, Саш, я же пошутила.

Брюсов некоторое время едет молча.

ИРИНА

(небрежно)

-Всё забываю спросить… видела тут Харимову… Ну и как прошла репетиция? Вас всё устроило — руки, ноги, или пришлось импровизировать?

БРЮСОВ

(серьёзно, веско)

-Работать с актёрами будем во время съёмок. Так что я с тех пор с Харимовой даже не виделся.

Ирина бросает на него недоверчивый взгляд.

ИРИНА

(легко)

-Странно, ты вроде собирался. Такой шанс упустил — сочетать приятное с полезным. Девушка явно была не против.

БРЮСОВ

-Мало ли кто «не против». Актрисочек много, а я один.

Глаза у Ирины становятся узкими, но она берёт себя в руки.

ИРИНА

(шутливо)

-Прости, я не подумала, что у тебя наверняка есть вариант покруче.

БРЮСОВ

(жёстко, не глядя на Ирину)

-Я сейчас один.

Ирина на секунду теряется, потом пожимает плечами.

ИРИНА

(шутливо)

-Ну, зная тебя — это ненадолго. Только дружеский совет — выбирай не слишком ревнивую.

Брюсов резко тормозит, так что у Ирины натягивается ремень безопасности и падает с колен сумочка, из раскрытой сумочки выпадает под ноги Ирины КОЛЬЕ. Ирина этого не замечает.

БРЮСОВ

(зло)

-А давай я сам разберусь? Без дружеских советов.

Ирина каменеет лицом.

ИРИНА

(сухо)

-Прости. Я забылась. Конечно же, мы коллеги, а не друзья.

Ирина наклоняется, чтобы поднять сумочку, не замечает выпавшего колье, которое остаётся лежать на полу машины.

ИНТ. ДЖИП БРЮСОВА В ДВИЖЕНИИ — ДЕНЬ

Джип Брюсова въезжает на привокзальную парковку и останавливается. Звонит мобильный телефон Ирины.

ИРИНА

(в трубку)

-Да, мам! Ты где?

(пауза)

Смотри прямо перед собой на площадь. Видишь — на парковке огромный чёрный автомобиль? Да, самый большой. Вот к нему и иди.

Ирина застёгивает сумочку, берётся за дверцу автомобиля.

ИРИНА

(Брюсову)

-Ты не выходи лучше, открой нам только багажник. И… хорошо бы, мама тебя не узнала… у тебя есть очки там, или кепка?

БРЮСОВ

(удивлённо)

-Это ещё зачем?

ИРИНА

Не поймет, будет потом на меня ругаться.

БРЮСОВ

-За что?

(смешавшись)

Ну, то есть… Ты ей объясни, что… что мы просто… мы работаем, и…

ИРИНА

(усмехается)

-Да это понятно, что «просто». Она жалеть меня станет…

Ирина вылезает из машины, закрывает за собой дверцу.

БРЮСОВ

(себе под нос)

-Меня бы кто пожалел…

Кирюшка, услышав, тянется к Брюсову, насколько ему позволяет кресло.

КИРЮШКА

(искренне)

-Мне тебя очень-очень-очень жалко!

Брюсов, обернувшись, грустно смотрит на Кирюшку.

НАТ. БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ — ПАРКОВКА НА ПЛОЩАДИ — ДЕНЬ

Многолюдная площадь перед вокзалом. К джипу Брюсова приближается взмыленная Мама, с огромными сумками в руках. Ирина подлетает к Маме, выхватывает у неё одну сумку, пытается взять вторую, но Мама тянет сумку на себя.

МАМА

-Нет-нет, не надрывайся. С днём рождения, доченька!

Мама целует Ирину. С интересом и недоумением разглядывает джип Брюсова.

ИРИНА

-Мама, потом, забудь пока про день рождения. Нас тут… подвезли… в общем…

Багажник джипа Брюсова автоматически открывается. Ирина с сумкой подходит к багажнику.

ИРИНА

(Маме)

-Иди сюда.

Мама тоже подходит к открытому багажнику. ЕЁ ГЛАЗАМИ: багажник у джипа огромный, чистый и почти пустой. Внутри багажника лежит огромный букет цветов. Ирина тоже смотрит на букет, лицо у неё мрачнеет.

Ирина ставит сумку в багажник в другой угол от цветов. Брюсов одновременно выходит из машины, но Ирина и Мама его пока не видят.

МАМА

-Ой, какая красота… это кто же тебе…

ИРИНА

(резко)

-Это не мне. Говорю же, нас подвезли. Давай сюда сумку.

Ирина устанавливает вторую сумку внутри багажника, аккуратно сдвинув цветы, закрывает багажник.

БРЮСОВ (ВПЗ)

-Здравствуйте, Анна Сергеевна. Садитесь, пожалуйста.

Брюсов открывает перед Мамой заднюю дверцу машины со стороны пассажира. Мама смотрит на Брюсова с вытаращенными глазами. Потом переводит взгляд на стоящую рядом Ирину, в глазах у Мамы упрёк и осуждение.

ИРИНА

(быстро)

-Мам, это не то, что ты подумала. Мы вместе работаем, по моему сценарию будет фильм. Саш, скажи…

БРЮСОВ

-Да, ваша дочь — настоящий талант, вы знаете?

МАМА

-Я-то знаю…

Мама поджимает губы, залезает на заднее сиденье джипа.

КИРЮШКА (ВПЗ)

(Маме Ирины)

-Бабуля приехала! Ура!

МАМА

(Кирюшке)

-Солнышко моё!

Ирина с Брюсовым переглядываются. Ирина начинает садиться в машину.

НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ПОДЪЕЗДА ДОМА МАМЫ — ДЕНЬ

Джип Брюсова останавливается возле подъезда дома Мамы Ирины. Брюсов выходит из машины, открывает багажник, достаёт сумки, ставит на землю. Ирина одновременно выходит из машины, помогает вылезти Маме.

МАМА

(Ирине, негромко)

-Знаешь-ка что. Давай, я Кирюшку сейчас заберу, нечего ему там болтаться у вас. А отметим в выходной.

ИРИНА

(Маме, тревожно)

-Нет… он мне нужен.

МАМА

(сквозь зубы, тихо)

-Хватит его таскать! Он тебе не прикрытие.

Ирина виновато смотрит на Маму.

ИРИНА

-Ты всё не так поняла… Я вечером к вам приеду, и…

Мама открывает заднюю дверцу, где сидит Кирюшка.

МАМА

-Кирюшенька, вылезай, пойдём ко мне в гости!

КИРЮШКА

(из машины)

-А дядя Саша? Я с дядей Сашей хочу…

Ирина закатывает глаза.

БРЮСОВ

-Кирюш, а мы же завтра с тобой гулять едем? На этой машине, хочешь?

КИРЮШКА

(радостно)

-Ага!

Брюсов помогает Кирюшке отстегнуться и вылезти из машины, Мама берёт Кирюшку за руку, Брюсов поднимает сумки.

МАМА

(Брюсову)

-Поможете? Вот и отлично.

(Ирине)

-Ира, а ты машину посторожи.

Брюсов с сумками, Мама Ирины и Кирюшка направляются к подъезду. Ирина растерянно смотрит им вслед. Кирюшка вспоминает про Ирину, бегом возвращается к ней, обнимает и возвращается к Маме Ирины.

ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА ВОЗЛЕ КВАРТИРЫ МАМЫ — ДЕНЬ

Брюсов ставит сумки возле двери. Кирюшка влюблено смотрит на Брюсова. Брюсов подаёт ему руку, как взрослому, Кирюшка гордо пожимает ему руку.

БРЮСОВ

-Ну, давай, Кирюха, до завтра.

Брюсов поворачивается к Маме Ирины.

МАМА

(сухо, Брюсову)

-Спасибо, что помог.

БРЮСОВ

(скованно)

-Да не за что.

МАМА

-А я-то давно мечтала тебе в глаза посмотреть. Вот так вот — не по телевизору.

БРЮСОВ

(с горечью)

-Ну так посмотрите сейчас, Анна Сергеевна. Посмотрите…

Брюсов смотрит Маме в глаза в упор. Брюсов и Мама долго смотрят друг на друга. В глазах у Брюсова сильнейшая боль.

Взгляд у Мамы сначала очень жёсткий, но постепенно в глазах у неё что-то меняется, вдруг она что-то как будто понимает. В глазах у Мамы появляется жалость.

ИНТ. ДЖИП БРЮСОВА В ДВИЖЕНИИ — ДЕНЬ

Брюсов за рулём, ведёт машину, Ирина сидит рядом, держит на коленях сумочку, оба напряжены, молчат.

БРЮСОВ

-Слушай… прости, я тут тебе…

ИРИНА

(перебивая)

-Нет, это ты меня прости. Я не имела права…

БРЮСОВ

(напряжённо)

-Конечно, имела. Ты можешь говорить мне всё, что захочешь.

ИРИНА

-Я не знала, что это для тебя так… болезненно. Точнее, не ожидала.

БРЮСОВ

-Просто не надо ярлыков… Ты ведь отлично знаешь, что я не ловелас. И никогда им не был, тем более сейчас. Я всегда был за…

ИРИНА

(подсказывает)

-Серьёзные отношения. Да, я помню.

БРЮСОВ

-Можешь иронизировать, но это так.

(доверительно)

Ира, знаешь… мне приятно, что мы… что мы можем сейчас быть в добрых отношениях, как коллеги. Но если ты действительно… если ты способна ещё числить меня в друзьях… я был бы только рад. Мы ведь… мы всегда понимали друг друга… как никто, правда?

Ирина молчит, на лице ее отражаются сложные чувства — одно из них это разочарование. Ирина с усилием улыбается.

ИРИНА

(суховато)

-Конечно, Саш.

БРЮСОВ

(якобы доверительно)

-Знаешь, тот твой вопрос — про постоянную спутницу. Я, конечно, тебе отвечу. Просто теперь я… буду искать человека на всю жизнь, понимаешь? Наверное — не удивляйся только… наверное, даже повенчаюсь…

Брюсов продолжает рулить, бросает на Ирину взгляд. Ирина смотрит прямо.

ИРИНА

-Ну что же… Достойно. Желаю тебе в этом успеха, Саш. От души, правда.

Вид у Ирины становится тоскливым, она отворачивается к окну.

БРЮСОВ

-Прости, ты не ответила мне тогда… есть ли кто у тебя теперь. Мне просто хочется, чтобы у тебя… чтобы всё… Мы же друзья, как-то странно, что ты не говоришь…

ИРИНА

(после паузы, ровно)

-Саш, я вот тут подумала… А давай лучше останемся коллегами? По-моему, так всё-таки проще.

Брюсов досадливо хмыкает. Некоторое время они снова едут молча.

ИРИНА

(через некоторое время)

-Михайленко, наверное, уже заждался. Некрасиво получилось.

БРЮСОВ

(беспокойно)

-А сколько сейчас времени?

Ирина смотрит на часы.

ИРИНА

-Четыре ровно. Начнём тогда сразу с этого эпизода.

Брюсов нехотя кивает, незаметно бросает на Ирину взгляд.

____________________________________________________

Продолжение - 30.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28)

обложка - художница Елена Юшина

Навигация по каналу Галины Маркус