НАТ. ДВОР ПЕРЕД ВХОДОМ В КИНОСТУДИЮ — ДЕНЬ
Ирина, Кирюшка и Брюсов выходят во двор, останавливаются. Брюсов, покусывая губу, напряжённо смотрит на Ирину. Из киностудии выходят сотрудники, прощаются с Брюсовым, Брюсов кивает им, почти не глядя.
Кирюшка дёргает Ирину за руку.
(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26)
КИРЮШКА
-Мам… а мам… Мам… Этот дядя подарил мне Бобика?
Брюсов смотрит на Кирюшку с удивлением.
БРЮСОВ
-Бобика? Это кто же у тебя, собачка?
Кирюшка смотрит на Брюсова доверчиво.
КИРЮШКА
-Нет. Собачку мне мама не разрешает. Это мой медведь.
Ирина нервно гладит Кирюшку по голове.
ИРИНА
(Кирюшке, торопливо)
-Этот, этот дядя.
(Брюсову)
Да ты не помнишь, наверное, белый мишка такой, до сих пор существует.
Брюсов становится серьёзным, кивает.
БРЮСОВ
-Помню отлично. Я его долго выбирал. Всё думал, какой бы понравился… моему сыну… если бы…
Брюсов прерывает сам себя, присаживается перед Кирюшкой на корточки.
БРЮСОВ
(Кирюшке)
-А ты любишь Бобика?
КИРЮШКА
-Угу…
БРЮСОВ
-Покажешь его мне?
Глаза у Кирюшки становятся испуганными.
КИРЮШКА
-Не-е-ет…
БРЮСОВ
-Почему же?
КИРЮШКА
-Бобик… он такой серый-пресерый стал, местами сероватый… Он болеет часто…
Брюсов встаёт, смеясь, трепет Кирюшку по затылку. Ирина смотрит на Брюсова с прищуром.
ИРИНА
-Символично, не правда ли? Всё сначала бывает белое и чистое…
Брюсов перестаёт смеяться, поднимает на Ирину встревоженный взгляд.
БРЮСОВ
-Ир… У тебя есть кто-нибудь?
ИРИНА
-Ладно, Саш, тогда позвони, как решите что с Михайленко.
БРЮСОВ
-Я задал тебе вопрос.
ИРИНА
(спокойно)
-А я не собираюсь на него отвечать.
Брюсов некоторое время смотрит на неё, словно пытается подобрать нужные слова.
БРЮСОВ
(бодро)
-Слушай, на выходных что делаете? Давайте погуляем, с Кирюшкой. Отвезу вас в парк. Поговорим нормально, без дураков. Ну, давай, Ир, пожалуйста!
Ирина смотрит на Брюсова в недоумении, изумлённо качает головой.
ИРИНА
-Саша, о чём ты?
БРЮСОВ
-А ты не понимаешь? Мы с тобой взрослые люди. Близкие люди.
ИРИНА
-Может, у тебя таких близких целый вагон, я не знаю… Мои близкие —
(кивает на Кирюшку)
— это — вот…
Ирина с Брюсовым смотрят друг на друга.
ИРИНА
-Саш, не всё можно отстирать в стиральной машинке. Да и зачем? Есть вещи, которые лучше вообще не хранить.
ИНТ. СТУДИЯ — ДЕНЬ
Студия — небольшая комната, на стене — большой плазменный экран, напротив — диванчик, перед ним — столик. На столике разложены бумаги, стоят бутылки с водой, лежит пачка сигарет.
Ирина, Михайленко и Брюсов сидят на диванчике. АССИСТЕНТ стоит с пультом в углу.
МИХАЙЛЕНКО
-Совершенно с вами согласен, Александр Борисович. А вы, Ирина Сергеевна?
Ирина раздражённо пожимает плечами.
БРЮСОВ
-Можем посмотреть ещё раз. Верните пробу номер пять.
АССИСТЕНТ, управляя пультом от DVD, перематывает запись.
НА ЭКРАНЕ возникает КИНОСТУДИЯ, в которой проходили пробы — в киностудии в центре зала ХАРИМОВА, в руках у неё распечатка текста.
ИРИНА
-Нет, хватит, не надо. Всё правильно, Харимова лучше всех.
БРЮСОВ
-Я знал, что ты согласишься, и уже отослал Наташе книгу.
Ирина, не глядя на Брюсова, поднимает брови и недовольно хмурится.
БРЮСОВ
-У меня к тебе просьба… надо бы с ней пообщаться. Наташка — девчонка талантливая, схватывает на лету. Но — это современное поколение, оно другое…
Брюсов достаёт дорогую сигарету из лежащей на столике пачки, потом смотрит на Ирину, вспоминает что-то, убирает сигарету обратно в пачку.
БРЮСОВ
-Короче, она даже мотивов твоей героини не понимает практически. Вот, например, девушка приходит к герою сама, первая… Для того времени вещь нетипичная. А Наташка даже не видит, о чём страдания…
Ирина поднимает брови.
ИРИНА
-Так вы уже и роль с ней обсудили?
Ирина обиженно замолкает, но сразу берёт себя в руки.
ИРИНА
-А впрочем, ладно. Конечно, поговорю.
НАТ. ПЛАВУЧЕЕ КАФЕ НА МОСКВА-РЕКЕ — ДЕНЬ
Ирина с Кирюшкой поднимаются по лестнице на плавучий ресторанчик. Волосы у Ирины распущены. Под тентом за одним из столиков уже сидят Брюсов с Харимовой, о чём-то оживлённо беседуют.
У Харимовой так же, как и у Ирины, распущены волосы. На Харимовой сильно заниженные шортики, короткий топик обнажает животик, лифчика под топиком нет. Увидев их издали, Ирина на секунду замирает, потом прикусывает губу и решительно двигается к их столику, ведя за собой Кирюшку. Подойдя к столику, Ирина натягивает улыбку.
ИРИНА
-Здравствуйте.
Харимова смотрит на Ирину с любопытством, она сидит, заложив ногу за ногу и ест мороженое из хрустальной вазочки.
ХАРИМОВА
-Здравствуйте.
Брюсов встаёт.
БРЮСОВ
-Привет! Как дела?
КИРЮШКА
-Нохмально.
Брюсов вежливо пододвигает Ирине стул, важно здоровается за руку с Кирюшкой. Ирина молча садится. Брюсов помогает сесть Кирюшке.
БРЮСОВ
(Кирюшке)
-Как твой Бобик? Поправился?
КИРЮШКА
-Угу. Мама вылечила.
Кирюшка не отрывает взгляд от стоящей перед Харимовой вазочкой с мороженым. Брюсов бросает взгляд на Ирину.
БРЮСОВ
-Это она умеет.
(Ирине)
Слушай, парню можно мороженое?
ИРИНА
-Только чуть-чуть.
(торопливо)
Я сама закажу.
Брюсов машет рукой официанту, стоящему возле барной стойки.
БРЮСОВ
-Ещё две порции, пожалуйста.
(Ирине и Харимовой):
Вы ведь знакомы? Виделись на пробах, так?
ИРИНА
-Да, конечно. Наталья, Александр Борисович сказал мне, что у вас есть вопросы к сюжету. Я понимаю, вам надо принять решение…
Харимова откровенно смеётся. Официант ставит перед Ириной и Кирюшкой две вазочки с мороженым.
ХАРИМОВА
-Да нет! Сниматься-то я буду в любом случае, если только Александр Борисович не передумает. Только он хочет, чтобы я лучше понимала героиню. Собственно, я не понимаю её вообще.
БРЮСОВ
-Наташ, давай без имен-отчеств. Нам с тобой любовь играть, так что привыкай.
ХАРИМОВА
-Между прочим, я с первого курса мечтаю с вами любовь играть!
Харимова кокетливо улыбается Брюсову. Брюсов выглядит польщённым. Ирина наклоняется к Кирюшке.
ИРИНА
(Кирюшке)
-Бери ма-аленький кусочек, и подольше во рту подержи, пока не растает. А то холодное очень.
БРЮСОВ
-Ладно, вернёмся к героине. Наташ, задавай вопросы.
Харимова отодвигает вазочку с мороженым и достаёт дамские сигареты, Брюсов подносит ей зажигалку. Харимова, не торопясь, зажигает сигарету.
ХАРИМОВА
-Во-первых, я вообще не уверена, что такие женщины, как ваша героиня, существуют. Нет, конечно, любовь, и всё такое… Но смотрите — она же полагает, что её бросили.
Харимова пожимает плечами.
ХАРИМОВА
(продолжая)
-Как же она столько лет продолжает любить его, никого не может завести другого? Не месяц, не два, а годы!
(Ирине)
Вот вы — знаете таких женщин?
Брюсов смотрит на Ирину с напряжением, ожидая её ответа. Ирина смотрит в пространство невидящим взглядом. Пауза затягивается, Ирина переводит взгляд на Харимову.
ИРИНА
-Я и не утверждаю, что это типичная история. Но я знаю таких людей.
ХАРИМОВА
-А вы так могли бы?
Ирина смотрит в стол, медлит с ответом.
ИРИНА
(нехотя)
-Да, со мной случалось нечто подобное. Но в жизни это ненормально, вы правы. Практически болезнь.
ХАРИМОВА
-Вы замужем? У вас есть любимый человек? Эта история — случайно не об отце вашего сына?
Ирина возмущённо поднимает брови.
ИРИНА
-Это имеет отношение к делу?
Харимова бросает сигарету в пепельницу, наклоняется ближе к Ирине. В глазах у Харимовой — неподдельный жгучий интерес.
ХАРИМОВА
(серьёзно)
-Вы извините, конечно, но мне действительно хочется понять…
ИРИНА
(неожиданно легко)
-Да ладно. Нет, я не замужем. И это был не Кирюшкин отец.
(улыбается)
Это вообще было давным-давно. Теперь всё прошло.
ХАРИМОВА
(удовлетворённо)
-Значит, вы всё-таки поправились после болезни!
Брюсов смотрит на Ирину исподлобья. Ирина смотрит на Харимову удивлённо, потом усмехается.
ИРИНА
(с невольным уважением)
-Молодец, подловила.
Ирина берёт ложечку и начинает ковыряться в мороженом.
ИРИНА
(легко)
-Конечно, всё проходит… По крайней мере, рана затягивается. Давайте считать, что мы снимаем сказку.
БРЮСОВ
-Не такую уж сказку. Остаётся рубец, он кровоточит, и рана всегда может открыться вновь.
(пауза)
И в какой-то момент понимаешь, что выздоровление невозможно.
Ирина смотрит на Брюсова испуганно, но Брюсов на неё не глядит. Потом Брюсов переводит взгляд на Ирину.
БРЮСОВ
(спокойно)
-Ведь так это случилось с твоими героями, да, Ирин?
(Харимовой)
- Но ты, Наташ, не грузись, этого, если не испытал, не поймёшь. А сыграть ты сможешь, я тебе подскажу, не волнуйся.
Кирюшка доедает последнюю ложечку мороженого. Он вскакивает, подходит к ограждению, виснет на нём.
КИРЮШКА
-Ма-ам! Можно я вдоль р-хечки побегаю?
ИРИНА
-Нет, зайка, одному нельзя, потерпи, пожалуйста.
БРЮСОВ
(Ирине)
-А со мной можно? Вы тут пообщайтесь пока, а мы прогуляемся.
Ирина с сомнением смотрит на Брюсова, потом неохотно кивает. Брюсов встаёт, протягивает руку Кирюшке, тот радостно её принимает.
НАТ. ПЛАВУЧЕЕ КАФЕ/НАБЕРЕЖНАЯ МОСКВЫ-РЕКИ — ДЕНЬ
Ирина смотрит с высоты второго этажа плавучего кафе на Брюсова с Кирюшкой. Брюсов с Кирюшкой идут, удаляясь от кафе, держатся за руки, Кирюшка смотрит снизу вверх на Брюсова, они о чём-то оживлённо беседуют. Брюсов улыбается.
ХАРИМОВА
-Ирина, вы ведь будете консультантом, да? Что там за причёски носили тогда?
ИРИНА
-Надо всё вспомнить, как следует. Я сама была не слишком-то взрослой, помню только, как мама носила пучок, а тётка всегда делала химию.
ХАРИМОВА
-Что-то не хочется химию. А длинные тогда ведь тоже носили, вы там скажите, чтобы мне оставили длинные…
ИРИНА
-Наверное, я буду писать сценарий сама, так что всё в моей власти.
ХАРИМОВА
-У нас с вами похожие волосы, не находите?
Харимова откровенно рассматривает волосы Ирины.
ХАРИМОВА
(продолжает)
-Вот бы у меня в вашем возрасте такие остались…
Ирина усмехается. Потом снова бросает взгляд на набережную.
НА НАБЕРЕЖНОЙ: Брюсов с Кирюшкой не спеша возвращаются к кафе, Кирюшка прыгает вокруг Брюсова.
НАТ. НАБЕРЕЖНАЯ ПЕРЕД ПЛАВУЧИМ КАФЕ — ДЕНЬ
Ирина, Кирюшка, Брюсов и Харимова спускаются из кафе на набережную. Кирюшка спрыгивает с лесенки первый, Брюсов его ловит. Брюсов подаёт руку Ирине, потом Харимовой.
Ирина спускается, берёт Кирюшку за ручку. Кирюшка, не отрываясь, смотрит на стоящего рядом Брюсова. Харимова касается рукой локтя Брюсова.
ХАРИМОВА
-Александр Борисович… Вы…
БРЮСОВ
(игриво)
-Наташ, мы же договорились… Не «вы», а «ты».
ХАРИМОВА
(кокетливо улыбается)
-Хорошо… Саша, вы…
(смеётся)
-Ты — сейчас в центр? Можно с тобой?
БРЮСОВ
-Конечно.
(Ирине)
Ир, ты за рулём, или вас подвезти?
ИРИНА
-Пешком. Но мы покататься хотим, через час речной трамвайчик.
Кирюшка дёргает Брюсова за штанину.
КИРЮШКА
(Брюсову)
-Ты поплывёшь с нами на катехе?
ИРИНА
(Кирюшке)
-Не «ты», а «вы».
Брюсов с лёгкой усмешкой смотрит на Ирину.
ИРИНА
-Дядя занят, он не может.
Кирюшка выглядит расстроенным. Брюсов становится серьёзным, садится перед Кирюшкой на корточки.
БРЮСОВ
(Кирюшке)
-Давай договоримся. Ты в следующий раз приезжай с мамой на студию, я тебе покажу много чего интересного.
(Ирине)
- Ир, надо будет пообщаться с декораторами — обстановка в квартире и тому подобное. Я позвоню тебе, ладно?
Ирина кивает.
ИРИНА
Конечно.
Харимова берёт Брюсова под руку, они удаляются по набережной в сторону парковки. Ирина держит Кирюшку за руку, Ирина с Кирюшкой провожают Брюсова с Харимовой одинаково грустными взглядами.
Кирюшка поднимает взгляд на Ирину, видит её подавленное лицо.
КИРЮШКА
-Мам, ты не расстраивайся, мы тебя с дядей Сашей тоже возьмём на студию, хочешь?
Ирина смотрит, как удаляются Брюсов с Харимовой, оживлённо беседуя.
ИРИНА
-Нет, Кирюш, не хочу. Ничего я уже не хочу.
ИНТ. СТУДИЯ — ДЕНЬ
Студия для кинопроб, Оператор-2 налаживает камеру. Михайленко с Ириной сидят на диванчике, в руках у Михайленко сценарий-распечатка. Брюсов стоит поодаль со ВТОРЫМ РЕЖИССЁРОМ, оба идут к Ирине и Михайленко.
МИХАЙЛЕНКО
-Ирина, вы хорошо поработали, все сцены, которые вы прислали — отлично прописаны.
БРЮСОВ
(подходя)
-Согласен, у меня нет никаких замечаний, я всё уже вижу в кадре.
ИРИНА
-Скоро пришлю новые… Простите за беспомощность… Обычно-то вам уже готовый сценарий приносят.
БРЮСОВ
-Ну почему, режиссёр часто работает вместе с автором.
(к Михайленко)
Кого сегодня смотрим?
МИХАЙЛЕНКО
-Мы подобрали всех, кроме героя-антагониста.
ИРИНА
-Скорее героя второго плана.
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР
-Вот я тут списочек сделал для проб…
Второй режиссёр протягивает Брюсову список. Брюсов читает список, удивлённо поднимает брови.
БРЮСОВ
-Синялин? Он хочет у меня сниматься?
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР
-Да, встретил его в коридоре, спрашивал, нет ли чего для него. Да он всех спрашивает. Похоже, у него проблемы.
ИРИНА
-Какие же?
БРЮСОВ
-Говорят, он сильно пил одно время.
ИРИНА
-Надо же…
ИНТ. СТУДИЯ — ДЕНЬ
Оператор снимает. Синялин стоит перед камерой с текстом в руках, читает. Вид у Синялина жалкий, видно, что он опустился, одет небрежно, под глазами мешки.
СИНЯЛИН
(глядя в текст, невыразительно)
-«Чего тебе до Татьяны, самолюбие, что ли? Ну, докажешь, какой ты мачо, у тебя получится. А я? Мне-то что делать?»
На диванчике сидят Михайленко с Ириной, наблюдают за пробой Синялина. Брюсов, нахмурившись, стоит у стены чуть поодаль, сложив руки на груди. Оператор выключает камеру.
ОПЕРАТОР
-Снято.
Синялин бросает жалкий, подобострастный взгляд на Брюсова, делает к нему нерешительный шаг.
СИНЯЛИН
(с пьяной слезинкой в голосе)
-Спасибо, Саш… спасибо, что не прогнал… Я… я так рад тебя видеть… Я же тебя… так рад…
БРЮСОВ
(досадливо)
-Взаимно. Давай, Олег. Я позвоню.
Синялин делает ещё один нерешительный шаг, поднимает руку, чтобы пожать Брюсову, словно испугавшись, опускает. Брюсов решительно шагает ему навстречу, жмёт руку. Синялин сияет. Брюсов с досадой отворачивается.
СИНЯЛИН
(Ирине с Михайленко)
-До свидания… спасибо… Ирочка, рад вас видеть…
Ирина молча кивает. В глазах у неё презрение и жалость одновременно. Синялин нетвёрдым шагом выходит из павильона. Брюсов поворачивается к Михайленко.
БРЮСОВ
-В общем, моё мнение — берём Олега.
Ирина смотрит на Брюсова в изумлении.
МИХАЙЛЕНКО
-Да вы что, Александр Борисович, он же текст-то запомнить не сможет!
БРЮСОВ
(упрямо)
-Он хороший актёр, я знаю. Он сможет это сделать. И
(морщится, не глядя ни на кого)
его надо вытащить.
Ирина смотрит на Брюсова с прищуром и невольным уважением.
ИРИНА
(с затаённым любопытством)
-После всего, что он тогда сделал? Оклеветал тебя, и…
БРЮСОВ
(зло)
-Ир, тебе это, видимо, не понять, может, ты у нас без греха… А я вот знаю точно.
Брюсов смотрит Ирине прямо в глаза.
БРЮСОВ
(горько)
-Людей надо прощать, Ир. И давать им второй шанс.
ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — КУХНЯ — ВЕЧЕР
Ирина сидит за компьютером, увлечённо что-то в нём пишет. Рядом с компьютером лежит книжка Ирины «По всем счетам», книжка раскрыта на одной из страниц. Ирина хватается за карандаш, что-то выделяет в книжке, снова начинает печатать на компьютере.
На подоконнике лежит мобильный телефон Ирины. Раздаётся телефонный звонок на её мобильном. Ирина встаёт из-за стола, хватает трубку, смотрит на номер, прикусывает губу, потом отвечает.
ИРИНА
(в трубку)
-Да, Саша, здравствуй.
БРЮСОВ (ВПЗ)
(из трубки)
-Ирин, извини, я не слишком поздно? Не разбудил?
ИРИНА
(в трубку)
-Кирюшка уже спит, но я на кухне. Говори, я тебя слушаю.
ИНТ. СПАЛЬНЯ БРЮСОВА — ВЕЧЕР
Брюсов полулежит на нерастеленной кровати в домашней одежде, вокруг него валяются листки-распечатки. На кровати перед ним книжка Ирины «По всем счетам», книжка раскрыта на одной из страниц. Брюсов одной рукой держит мобильный телефон, другой — несколько листков бумаги, смотрит в них.
БРЮСОВ
(в трубку, увлечённо)
Ир, ты знаешь… Читаю новую сцену… То, что ты нам прислала вчера. Знаешь, отлично. Похоже, ты прирождённый сценарист! Я уже представляю, как это ставить и как играть.
МЫ СНОВА В КВАРТИРЕ ИРИНЫ. НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДИАЛОГА ПО ТЕЛЕФОНУ МЫ ВИДИМ ТО ИРИНУ, ТО БРЮСОВА.
Ирина подходит к окну, смотрит в потемневшее окно.
ИРИНА
-Да какое… Я как раз хотела с тобой посоветоваться… вот сейчас у меня пойдёт сцена, после неё проходит большой промежуток времени. А я даже не знаю, как это всё обозначить… ну, что время прошло.
БРЮСОВ
Слушай, завтра выходной, обещают жару. Давайте соберёмся у меня в Жаворонках. С Михайленко я уже говорил — он не против. И Кирюшку захвати.
ИРИНА
(в сомнениях)
-Ну, я не знаю даже…
БРЮСОВ
-Это разговор на весь день, не в ресторане же снова торчать, да и Кирюхе скучно.
(прищуривается)
А тебя что-то смущает? Может, твой… твой друг будет против?
Брюсов одним прыжком встаёт с кровати, подходит к тёмному окну.
ИРИНА
(торопливо, по-деловому)
-Нет, конечно, давай. А кто ещё будет?
(заминка)
Харимова приедет?
БРЮСОВ
-Считаешь, она может что-нибудь посоветовать?
ИРИНА
(резко)
-Нет, не считаю.
(исправляя тон)
Я просто подумала, может, ты захочешь с ней обсудить сцену…
БРЮСОВ
(легко)
-Пожалуй, пока не надо. Сначала сценарий. А с Наташей я лучше потом… проработаю отдельно по каждому эпизоду. Ну, ты понимаешь, чтобы она не смущалась.
Ирина морщится, как от сильной боли.
ИРИНА
(выдержанно)
-Хорошо. Тогда договорились.
БРЮСОВ
-Тебе объяснить дорогу или вас подхватить?
ИРИНА
Объяснить. И Михайленко я заберу, нам по дороге.
__________________________________________________
Продолжение - 28.
(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26)
обложка - художница Елена Юшина
Навигация по каналу Галины Маркус