Найти тему
Галина Маркус

Любить актера. Киносценарий. 28

ДЕВЯТАЯ СЕРИЯ

НАТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК БРЮСОВА — ДЕНЬ

Ирина с Кирюшкой и Михайленко заходят на дачный участок Брюсова. На Ирине — летний сарафанчик. Ирина оглядывается по сторонам. Территория участка очень зелёная, аккуратная, в глубине участка — двухэтажный кирпичный дом.

Навстречу гостям по дорожке от дома спешит Брюсов — он одет по-дачному, в летних шортах и футболке, в сандалиях на босу ногу.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27)

КИРЮШКА

-Дядя Саша!

Кирюшка бросается навстречу Брюсову, буквально врезается в него, Брюсов, распахнув руки, ловит его, приветливо обнимает. Ирина смотрит недовольно. Брюсов ласково отстраняет Кирюшку, берёт его за руку, подходит, здоровается с Михайленко за руку.

Брюсов вежливо, чисто символически целует Ирину в щёку. Все идут в сторону дома, останавливаются возле большой беседки. Из дома выходит Мать Брюсова — по-прежнему стройная, подтянутая, при макияже. Ирина, оторопев, останавливается, бледнеет.

ИРИНА

(тихо, Брюсову)

-Ты не говорил…

БРЮСОВ

(громко)

-Мам, познакомься, пожалуйста. Это — Евгений Максимович. Ну, Ирину ты знаешь. А это — Кирилл. Отличный парень.

Мать Брюсова подходит поближе, кивает Михайленко.

ИРИНА

-Здравствуйте, Татьяна Романовна.

Мать Брюсова церемонно кивает Ирине, чуть заметно поджав губы. При этом Мать Брюсова неотрывным жадным взглядом смотрит на Кирюшку. Ирина удивлённо следит за её взглядом. Кирюшка смотрит на Мать Брюсова с доверчивым любопытством.

КИРЮШКА

-Ты — дяди Сашина мама?

ИРИНА

-Не «ты», а «вы», Кирюш, сколько можно тебе…

Кирюшка подходит к Матери Брюсова, та приседает перед ним, умильно на него смотрит.

КИРЮШКА

-Значит, ты хорошая.

В глазах Матери Брюсова появляется восторг.

МАТЬ БРЮСОВА

(нежно)

-Наконец-то мы с тобой познакомились, милый…

В глазах Матери Брюсова блестит слеза. Ирина смотрит на Мать Брюсова с нарастающим недоумением, потом переводит недоуменный взгляд на Брюсова. Брюсов как будто ничего не замечает. Широким жестом Брюсов приглашает всех в беседку.

БРЮСОВ

-Располагайтесь пока. А я шашлычок замочу.

НАТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК БРЮСОВА — ДЕНЬ

Беседка, расположенная далеко от входа на участок. Ирина, Брюсов и Михайленко стоят в беседке, склонившись над распечатками сценария, увлечённо разговаривают. Неподалёку на мангале разведён огонь под шашлык.

На столе стоит бутылка с белым вином и бокалы. Михайленко с удовольствием пригубляет вино из бокала. Брюсов стоит слева от Ирины, листает лежащий между ними сценарий.

Правая рука Брюсова якобы случайно касается левой руки Ирины, и остаётся в таком положении. Ирина замирает на секунду, потом спокойно отводит свою руку в сторону от Брюсова. Брюсов хмурится.

МИХАЙЛЕНКО

-Ирина Сергеевна, вы как-то скомкано прописали интимную сцену. Если фильм о любви, то подобные сцены приобретают большое значение. А у вас тут что? Он её обнимает, а потом — раз — и они уже в креслах одетые сидят!

Брюсов насмешливо смотрит на Ирину. Ирина немного теряется.

ИРИНА

-Но ведь в книге у меня точно так же.

БРЮСОВ

-Мало ли, что в книге, Ирин. Книга — это книга, а здесь картинка нужна.

ИРИНА

(резче)

-Ну, знаешь, у нас не домашнее видео, а фильм о жизни…

МИХАЙЛЕНКО

-А в жизни, Ирина Сергеевна, у людей близость случается. Что вы, право… Я же не говорю, что надо описывать всё от и до. Но дайте начало, чувственную картинку…

БРЮСОВ

-Просто напиши нам с Наташей очень красивую сцену, постарайся нас с нею представить… Уверен, у тебя классно получится…

Брюсов изучающе смотрит на реакцию Ирины. Ирина ничем не выдаёт своих эмоций, только рука у неё сжимается под столом в кулак.

ИРИНА

(спокойно, доброжелательно)

-Хорошо, Саш, для Наташи я постараюсь… Писать для неё — одно удовольствие. Она украсит любую интимную сцену… даже с тобой.

Ирина улыбается, Михайленко хохочет, как от удачной шутки. Брюсов остаётся серьёзным, смотрит на Ирину внимательно, словно пытаясь что-то понять.

БРЮСОВ

(серьёзно)

-Твоя правда. Мы с ней порепетируем ещё отдельно, конечно. Но лучше, когда всё прописано — руки, ноги.

Брюсов внимательно наблюдает за реакцией Ирины. Ирина ничем не выдаёт недовольства.

ИРИНА

(нейтрально)

-Да, я понимаю. Я сделаю, а вы потом скажете, что поправить, ладно?

Брюсов выглядит недовольным. Ирина оглядывается по сторонам.

ИРИНА

-Саш, а где Кирюшка? Куда его мама твоя повела?

Брюсов тоже оглядывается.

БРЮСОВ

-Наверное, в доме. Пойду его вытащу, а то заскучает.

(обращаясь к Михайленко)

Жень, насади пока мясо…

Брюсов уходит, Михайленко отходит от беседки, идёт к мангалу. Когда Брюсов скрывается из виду, Ирина опускается на стул, вид у неё подавленный.

ИНТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧА БРЮСОВА — ТЕРРАСА — ДЕНЬ

Кирюшка сидит за круглым столом на террасе, перед ним стоит огромная тарелка с клубникой, он кушает. Мать Брюсова стоит напротив Кирюшки, умильно на него смотрит, гладит по голове.

МАТЬ БРЮСОВА

-Кушай, мой хороший… ма-аленький мой… солнышко моё…

(шёпотом, сама с собой:)

Господи! А какой лобик умный! Как же порода-то чувствуется…

НАТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК СТАРКОВА — ДЕНЬ

Забор между участками Брюсова и Старкова. В саду, со стороны участка Старкова, скрытый фруктовыми деревьями и кустами, сидит на корточках возле забора сын Старкова — пятилетний ПЕТЯ. Петя подглядывает в щель забора, рассматривая что-то на соседнем участке.

СТАРКОВ (ВПЗ)

-И чего ты там увидал интересного?

Петя вздрагивает, оглядывается, видит Старкова — на нём летние шорты, футболка.

ПЕТЯ

(возбуждённо)

-Там у дяди Саши мальчик какой-то! Они в мячик играют!

Старков удивлённо поднимает брови. На крыльцо дома выходит Оленька — видно, что она довольно заметно поправилась за эти годы. Оленька оглядывается, но не видит за деревьями Старкова с Петей, вертит головой во все стороны, хмурится.

ОЛЕНЬКА

-Петя! Ты где? А где Петя?

СТАРКОВ

-Я здесь!

ПЕТЯ

(одновременно)

-Я здесь!

Оленька видит их возле забора.

ОЛЕНЬКА

-Ох, больше имён на свете не было! Идите сюда! Только вошли, я тут одна разбирайся!

СТАРКОВ

-Брюсов приехал. Похоже, с гостями, шашлыком пахнет. Пошли, поздороваемся?

ОЛЕНЬКА

-Ох, неудобно… скажут, навязались…

Через забор с участка Брюсова на участок Старкова перелетает мячик. Старков ловко его ловит, весело подкидывает вверх, снова ловит.

СТАРКОВ

-А у нас теперь повод есть!

НАТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК БРЮСОВА — ДЕНЬ

Старков с мячиком в руках, Оленька и Петя входят на дачный участок Брюсова. Брюсов издалека идёт им навстречу, ведёт за руку Кирюшку.

БРЮСОВ

-А, приехали! Молодцы! Привет, Оленька! Петьки, здоров!

Старков кидает Брюсову мячик, Брюсов ловит, отдаёт Кирюшке. Все сближаются.

БРЮСОВ

-Вот, познакомьтесь, мой друг — Кирилл!

Старков с серьёзным видом жмёт Кирюшке руку. Петя подходит к Кирюшке поближе.

ПЕТЯ

-Пошли играть?

Кирюшка радостно кивает, потом вопросительно смотрит на Брюсова.

БРЮСОВ

-Иди, Кирюш, поиграй с Петькой! А я сейчас…

Дети убегают с мячиком куда-то за дом.

ОЛЕНЬКА

-Сашенька, извини, мы, небось, помешали… А кто у тебя?

БРЮСОВ

(усмехается)

-Да производственные дела. Продюсер, сценарист. Я тут, понимаешь, кино буду снимать.

СТАРКОВ

-Ого! Брюсов-режиссёр? Вот так сюрприз.

БРЮСОВ

-Пошли! Сейчас действительно будет тебе сюрприз.

НАТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК БРЮСОВА — ДЕНЬ

Старков, Брюсов и Оленька идут в сторону беседки. Навстречу им из беседки выходит Ирина, видит Старкова и Оленьку, растерянно и радостно улыбается.

СТАРКОВ

(радостно, изумлённо)

-Иришка?!

Оленька взвизгивает от восторга, кидается к Ирине на шею. Они обнимаются и целуются. Подходит Старков, целуются с Ириной в щёчку.

ИРИНА

-А вы как здесь?

ОЛЕНЬКА

-Да мы-то здесь рядом живём! Нам Саша специально тут домик нашёл! А вот ты…

(восторженно)

Ох, Ирочка! Кла-а-асс! Вы снова… вы с Сашкой вместе? Как суперски-суперски!

Оленька почти подпрыгивает от возбуждения. Брюсов прикусывает губу, молча смотрит на Ирину. Ирина бросает на него недовольный взгляд.

ИРИНА

(сухо)

-Оленька, я здесь по работе. Саш, объясни, пожалуйста…

БРЮСОВ

-Да, да, мы просто работаем. Коллеги, так сказать. Ира — сценарист моего будущего первого фильма.

Оленька смотрит на Брюсова разочарованно и недоверчиво. Старков прищуривается. Из беседки выходит Михайленко, он продолжает сосредоточенно смотреть в бумаги, не замечая гостей.

Ирина скованно улыбается, поворачивается к Михайленко.

ИРИНА

-Познакомьтесь: Евгений Максимович, наш продюсер.

НАТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК БРЮСОВА — ДЕНЬ

На улице стоит круглый большой дачный стол. Ирина с Оленькой режут на нём на доске помидоры и огурцы. Оленька оглядывается. ЕЁ ГЛАЗАМИ: Брюсов со Старковым стоят неподалёку, жарят шашлык. Брюсов наклоняется, поворачивает шампуры с мясом, чтобы не подгорели.

ОЛЕНЬКА

(Ирине, тихо)

-Нет, ну неужели он… и что, даже не? Вообще-вообще?

Ирина молчит, продолжает резать овощи.

ОЛЕНЬКА

(возмущённо)

-Вот дурак! Ты ему больше всех подходишь! А не та его… Ясенькова, притворщица, и не Кудлацкая… и не все эти…

Ирина поднимает на Оленьку голову, усмехается.

ИРИНА

-Оленька, милая, о чём ты? Мне этот список не нужен, я туда по ошибке попала. У меня своя жизнь, понимаешь?

ОЛЕНЬКА

-Ой, прости… я не знала… Ты же вроде рассталась тогда с Кирюшкиным отцом… У тебя кто-то есть, да? Да конечно же… ты такая красавица! И кто он?

ИРИНА

-Ну… в общем, у меня всё хорошо, да.

НАТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК БРЮСОВА — ДЕНЬ

Старков стоит рядом с Брюсовым, оглядывается на Ирину.

СТАРКОВ

(тихо, Брюсову)

-И что это значит на самом деле?

Брюсов бросает взгляд в сторону Ирины с Оленькой.

БРЮСОВ

-Слушай… ты можешь — как-то незаметно — попроси Оленьку, пусть спросит у Ирки… есть у неё кто?

Старков хмурится.

СТАРКОВ

-То есть ты не в курсе?

БРЮСОВ

-Она не говорит, а я… Понимаешь, мы вроде только работаем, а если я начну задавать вопросы — ты же её знаешь… Не хочу, чтобы она думала…

СТАРКОВ

(резко)

-А чего ты, собственно, хочешь? На этот-то раз — чего?

Брюсов снова наклоняется к шашлыку, поворачивает шампуры.

БРЮСОВ

-Петь, давай потом. Просто помоги, и всё.

СТАРКОВ

-Нет.

Брюсов выпрямляется, смотрит на Старкова озадаченно.

БРЮСОВ

-Почему?

СТАРКОВ

-Потому что Ирка для тебя слишком хороша. Потому что я в этом больше не участвую!

Старков отворачивается, бросает взгляд на Ирину, хмуро поворачивается к Брюсову.

СТАРКОВ

-Я был у неё… я видел её, когда ты снимался в Китае. И потом, с малышом… После того, как ты проехался по ней танком, она пыталась подняться, наладить жизнь. Она держалась, и она не показывала виду… А теперь… Я ей всего этого опять не желаю! А ты — перебьёшься!… Не нужен ей твой новый транзит.

Брюсов мрачно смотрит на Старкова. Старков отворачивается от него, снимает шампуры с огня и несёт их к столу, кладёт на большую миску. Брюсов медленно подходит следом. К столу подбегают запыхавшиеся Кирюшка и Петя, дружно нюхают шашлык.

ОЛЕНЬКА

-Слушайте, такая жара! А давайте потом съездим на речку? Ир, у нас тут такой пляжик есть! Там только свои!

Ирина растерянно смотрит на Оленьку, отрицательно качает головой.

ИРИНА

-Нет, я… нет, у нас времени нет… Да и Евгений Максимович вот… Мы и не заметили, а он всё вино потягивал, потягивал…

Ирина начинает снимать ножом шашлык с шампуров в миску.

БРЮСОВ

-Ничего, пусть пока на терраске проспится. Всё равно он уже не работоспособен. Давайте, правда, съездим, освежимся!

ОЛЕНЬКА

-Ура! Петька, где мой купальник? Ирочка, молчи, я тебе найду свой, неношеный! Он мне давно уже мал…

Оленька с нескрываемой завистью осматривает фигуру Ирины.

ОЛЕНЬКА

(продолжает)

-А тебе будет как раз…

(вздыхает)

Нет, скажи, как ты после родов так сохранилась? У тебя есть волшебный рецепт?

ИРИНА

-Ага, простой.

(улыбается)

Квартальный отчёт от трёх фирм — в нашей налоговой сдать.

Старков с уважением, а Оленька с восхищением и завистью смотрят на Ирину.

ОЛЕНЬКА

-Петя! Я тоже пойду на работу! Вот похудею и выйду опять танцевать!

Старков смеётся, крепко прижимает к себе Оленьку.

СТАРКОВ

-Не надо, Оль, пожалуйста — мне полненькие девушки больше нравятся!

Все смеются.

НАТ. ПОДМОСКОВНАЯ РЕЧКА — ПЛЯЖ — ДЕНЬ

Старков с Петей и Брюсов с Кирюшкой плескаются в речке близко от берега. Петя с Кирюшкой брызгают на Старкова и Брюсова водой, Старков и Брюсов притворно убегают. Ирина с Оленькой стоят на берегу. Оленька расстилает на траве одеяло, рядом стоят их сумки.

Ирина и Оленька — обе в открытых купальниках, что ещё больше подчёркивает стройность Ирины. Ирина беспокойно следит взглядом за Кирюшкой, потом наклоняется, достаёт из сумки заколку, выпрямляется, начинает убирать волосы наверх.

ОЛЕНЬКА (ВПЗ)

(заворожённо)

-Ох… Ирочка!… Как он сейчас на тебя смотрел…

Ирина замирает, потом резко поворачивается к реке. ЕЁ ГЛАЗАМИ: Брюсов стоит по пояс в воде, неотрывно смотрит на Ирину. Заметив взгляд Ирины, Брюсов быстро отворачивается. Кирюшки рядом с ним нет, его нигде не видно.

Ирина в ужасе кидается к реке.

ИРИНА

(истерично)

-Кирилл! Кирюша! Саша! Где…!?

В ту же секунду из воды рядом с Брюсовым выныривает Кирюшка, становится понятным, что Брюсов держит его за обе руки. Кирюшка смеётся, потом снова ныряет под воду с головой. Ирина резко останавливается перед ними на берегу.

ИРИНА

(растерянно)

-Ох… Он… он не привык с головой. Саша, не надо…

БРЮСОВ

-Да ладно тебе, Ир! Надо же пацана плавать учить! Не бойся, я за ним смотрю.

Брюсов широко улыбается.

КИРЮШКА

(выныривая)

-Мама, иди к нам!

Ирина медленно входит по колено в воду, невольно бросает взгляд на Брюсова. Брюсов смотрит на Ирину. Ирина смотрит на него невидящим взглядом.

НАТ. ПЛЯЖ НА ЭКЗОТИЧЕСКИХ ОСТРОВАХ — ДЕНЬ — ВОСПОМИНАНИЕ ИРИНЫ (из серии 3)

Брюсов в плавках, Ирина в открытом купальнике и накинутом сверху прозрачном парео стоят возле кромки моря на пляже. Брюсов обнимает Ирину, они целуются.

БРЮСОВ

-А «просто мужчина в плавках» может рассчитывать на благодарность?

ИРИНА

-Посмотрим… потом.

Ирина шутя отталкивает Брюсова и бежит в воду, поднимая брызги, потом плывёт. Брюсов бежит за ней, ныряет.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ.

НАТ. МОРЕ — НОЧЬ — ВОСПОМИНАНИЕ ИРИНЫ (из серии 3)

Брюсов с Ириной купаются ночью в море, страстно обнимаются в воде.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ.

Ирина резко бросается в воду и начинает плыть в другую сторону от Брюсова.

ИНТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК БРЮСОВА — ТЕРРАСА — ВЕЧЕР

Ирина с мокрыми волосами, уже снова в сарафане, Брюсов, Кирюшка и Михайленко собираются пить чай на террасе, перед каждым стоит чистая чашка. У Михайленко вид немного помятый, словно человек долго спал.

Мать Брюсова с официальным видом доливает в заварной чайник кипяток. Ирина напряжена.

ИРИНА

-Татьяна Романовна, давайте, я вам что-нибудь помогу.

Мать Брюсова гордо вскидывает голову.

МАТЬ БРЮСОВА

-Я всегда прекрасно обхожусь без помощниц!

Ирина скептически пожимает плечами. Кирюшка устало, заспанно клонится над чашкой. Ирина с беспокойством смотрит на Кирюшку.

ИРИНА

-Кирюш, давай, попей чайку, нам скоро ехать!

Брюсов с Матерью Брюсова переглядываются.

МАТЬ БРЮСОВА

-Вы что, собираетесь сесть за руль? В такую темноту? С ребёнком?

Ирина удивлённо смотрит на Мать Брюсова. Брюсов решительно отодвигает чашку.

БРЮСОВ

-Правда, Ир… Ты устала, Кирюшка вот-вот заснёт. А завтра могли бы ещё поработать.

Ирина хмурится, открывает было рот, чтобы возразить.

БРЮСОВ

(торопливо)

-Евгений Максимович ляжет здесь, а вас с Кирюшкой устроим во флигеле.

МИХАЙЛЕНКО

-Ирина Сергеевна, мне неловко настаивать, но может быть, правда, останемся?

ИРИНА

-Саша, я не рассчитывала на ночёвки, и…

МАТЬ БРЮСОВА

-Тогда надо было уезжать засветло!

(менторски)

Впрочем, можете ехать. Ребёнка я с вами ночью не отпущу!

Ирина смотрит на Мать Брюсова в изумлении. Брюсов смеётся.

БРЮСОВ

-Вот видишь, Ир, выхода нет. Кирюш, хочешь у меня ночевать остаться?

Кирюшка тут же вскидывает голову.

КИРЮШКА

-Ага! Хочу! Мамочка, ну пожалуйста!

Ирина недовольна, но она устало кивает.

ИРИНА

-Хорошо. Только… мне надо позвонить, предупредить… чтобы нас не искали…

Ирина встаёт из-за стола, достаёт из сумочки телефон и выходит на улицу. Брюсов мрачнеет, провожает Ирину взглядом.

МАТЬ БРЮСОВА

(Кирюшке, нежно)

-Миленький, я тебе тогда котлетки на ужин пожарю, любишь котлетки?

НАТ. ПОСЕЛОК ЖАВОРОНКИ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК БРЮСОВА — НОЧЬ

Тишина, пустой участок, окна во всём доме погашены. Ирина выходит на крылечко флигеля с другой стороны дома, вдыхает ночной воздух, любуется на звёзды. За углом неожиданно слышится шорох. Ирина вздрагивает, переводит взгляд и видит огонёк от сигареты.

БРЮСОВ (ВПЗ)

-Заснул парень? Набегался сегодня на воздухе…

ИРИНА

(чуть дрогнувшим голосом)

-Ты меня напугал. Почему не спишь?

Ирина разглядывает в темноте скамеечку в густых кустах, на которой сидит Брюсов.

БРЮСОВ

-Да вот, вышел покурить на ночь. Иди, посидим.

ИРИНА

(растерянно)

-Нет, пойду уже спать…

БРЮСОВ

-Успеешь за всю жизнь ещё выспаться. Такой вечер…

(шутливо)

Или ты меня боишься? Я что, настолько обворожителен, что ты за себя не ручаешься?

ИРИНА

(в тон)

-Ну… если только поблизости нет Бреда Пита…

БРЮСОВ

-Вот так раз! А говорила, что тебе не нравится Бред Пит, и что я гораздо интереснее…

ИРИНА

-Врала.

Брюсов встаёт со скамейки и подходит к Ирине. Ирина невольно делает шаг назад, потом огибает Брюсова и садится на скамейку. Брюсов чуть медлит, потом возвращается к скамейке и садится рядом с Ириной, тушит и выбрасывает сигарету.

ИРИНА

(деловито)

-Вот видишь, никакой работы не получилось. Пляж, шашлыки, Старковы…

БРЮСОВ

-Прости… я не виноват. Ребята так рады были тебя видеть…

ИРИНА

-А твоя мама не очень. Правда, Кирюшка, похоже, её очаровал. Она вообще-то его отпустит, или придётся полицию вызывать?

Брюсов смеётся. Некоторое время оба молчат. Брюсов краем глаза смотрит на Ирину. Ирина тоже переводит на него взгляд, тут же опускает глаза. Брюсов, словно колеблется, обеими руками сдавливает и отпускает скамейку.

БРЮСОВ

-Ир, слушай, вспомнил, в понедельник спектакль, «Материк». Ты ведь на нём ещё не была?

ИРИНА

-Где Ясенькова медсестру играет, а ты сосланного инвалида?

(пауза)

Нет, не была, но читала по него. Хороший, наверное, спектакль.

Ирина переменяет позу, нервно пытаясь устроиться на скамейке, задевает рукой лежащую на скамейке руку Брюсова, оба замирают, потом Ирина чуть отодвигается.

БРЮСОВ

-Мне бы очень хотелось, чтобы ты посмотрела.

ИРИНА

-Зачем?

БРЮСОВ

-Хочу знать твоё мнение — как я, как театральный актёр, прибавил, нет…

ИРИНА

-Я в этом и так не сомневаюсь.

(пауза)

А как же ты играешь с… с бывшей женой, получается?

БРЮСОВ

-Ну да, и что? В роли видишь перед собой только лишь героиню, любишь её. Выходишь из роли — и уже можешь никого не видеть и не любить.

ИРИНА

-Она так же сейчас переигрывает, как и в прежнем спектакле? В фильме у неё было мало сцен, и все хорошие, а в театре она мне тогда не понравилась.

БРЮСОВ

-Нет, она теперь играет гораздо лучше. Всегда советуется, если что. И вообще, мы остались друзьями.

ИРИНА

-Да. Ты это умеешь. Ну, разве что с Лизой… Но ведь она сама тебя бросила, кажется?

БРЮСОВ

-Тебе действительно интересно? Рассказать?

ИРИНА

(спохватившись)

-Да нет… я так просто, вспомнила. Ну, то есть не вспомнила…

Ирина нервно встряхивает головой, зацепляется распущенными волосами за ветки, дёргает и вскрикивает от боли.

ИРИНА

-Ой! Ой, Саш…

Ирина пытается выпутать волосы. Брюсов встаёт одним коленом на скамейку, практически вплотную придвинувшись к Ирине и начинает медленно, прядь за прядью высвобождать Ирины волосы. Ирина замирает, глядя на него сверху вниз.

Наконец, Брюсов аккуратно перекладывает копну Ирининых волос ей на грудь. На какое-то мгновенье его лицо зависает прямо над лицом Ирины. Ирина испуганно смотрит на Брюсова. Брюсов, помедлив, отодвигается и садится рядом, понуро спустив руки между колен.

ИРИНА

-Спасибо, Саша…

(торопливо)

Вот ещё давно хотела сказать, программа у тебя на ТВ очень хорошая, глубокая. И… тихая такая. Ты вообще молодец, Саш, очень вырос. Теперь тебе действительно есть чем гордиться.

(пауза)

Саша, прости, я нехорошо себя повела… при нашей встрече. Это было глупо и мелко с моей стороны.

(стараясь говорить воодушевленно)

Ты — состоявшийся мастер, и мне с тобой очень интересно работать. Я знаю, мой текст совсем не того уровня, чтобы… а ты взялся… в общем, я очень тебе благодарна за помощь.

Брюсов усмехается с горечью, прячет лицо в руках, мотает головой, словно хочет проснуться.

БРЮСОВ

-Знаешь… в фильме, «Потерявшись в ночи» — помнишь, девочку-китаянку? Мы с ней большую часть сцен играли.

ИРИНА

(тихо)

-У тебя с ней тоже был роман?

БРЮСОВ

-Нет. Она… она мне тебя сильно напоминала.

ИРИНА

-Странно. Ничего общего, на мой взгляд.

БРЮСОВ

-Вот именно — взгляд. Вне эпизода она всегда смотрела на меня очень строго. И как будто видит меня насквозь, и… то, что видит, ей совсем не нравится.

Ирина молчит, не зная, что ответить.

БРЮСОВ

(после паузы, другим тоном)

-Ир, так тебе сколько билетов дать? Один или…

ИРИНА

-Спасибо, но я пока не знаю…

БРЮСОВ

-А, прости, вспомнил, у меня и остался-то только один.

ИРИНА

-Я не знаю, смогу ли…

Ирина встаёт со скамейки и идёт к крыльцу. Брюсов тоже встаёт.

БРЮСОВ

(вслед)

-Кстати, у тебя всё в порядке? В смысле — тебя как, отпустили на ночь?

Ирина приостанавливается.

ИРИНА

-Саш, спасибо тебе за заботу. Всё хорошо, правда. Спокойной ночи.

Ирина открывает дверь и скрывается во флигеле. Брюсов остаётся стоять у дерева, смотрит на тёмное окно. Потом ударяет кулаком по стоящему рядом дереву, разворачивается и быстро уходит.

____________________________________________________

Продолжение - 29.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27)

обложка - художница Елена Юшина

Навигация по каналу Галины Маркус