Омичи изнемогают от жары в салонах общественного транспорта. Кондиционеры — скорее, исключение из правил. Если в маршрутках их и не ожидают увидеть, то в автобусах новых моделей кондиционирование через окна у многих вызывает удивление. Некоторые по умолчанию считают, что в современных автобусах есть сплит-системы. Поэтому возникают вопросы, почему их не включают: они сломаны или водители зачем-то «экономят» прохладу. Портал Om1.ru решил узнать, в каком омском транспорте есть кондиционеры, а где придётся довольствоваться форточками.
В троллейбусах «Адмирал» с кондиционерами нет проблем. По Омску ходит около 110 «Адмиралов», купленных в 2020–2023 году. Все они оснащены системами охлаждения, и если вдруг что-то не работает, то это частный случай.
А вот с современными моделями автобусов сложнее.
Как нам сообщили в департаменте транспорта, кондиционерами оборудовано 130 муниципальных автобусов. 33 — большого класса («НеФАЗы»), 100 — среднего класса. Цифра вроде бы немаленькая, но получается, что из больших автобусов системы охлаждения есть только в 33-х «НеФАЗах» — последней партии, закупленной в конце прошлого — начале этого года. Новые машины с кондиционерами работают на маршрутах № 29, 33, 45, 61, 95, 103, 24.
Автобусы «НеФАЗ». ПАО «НеФАЗ» входит в ГП «КамАЗ» — именно его эмблема стоит на транспорте.
Таким образом, кондиционеры есть меньше чем в трети всех новых метановых автобусов, которые можно увидеть на улицах города. До конца 2022 года закупались машины без сплит-систем. Так, в январе 2022 года в город поступил 51 автобус «ЛиАЗ-529267». Это тоже современные низкопольные машины на метане, с комфортным салоном и световыми табло. Однако системы охлаждения в них не предусмотрели. Обошлись они в 612 млн рублей. Ходят «ЛиАЗы» по маршрутам № 29, 33, 45, 61, 79, 95 и 103.
«ЛиаЗы» поступили в город раньше.
Перед этим город купил ещё 20 автобусов «Волгабас» — тоже без кондиционеров. Стоили они около 250 млн рублей. Ходят по маршруту № 22.
Сначала в Омске закупали «Волгабасы».
Интересно, что кондиционеры есть в сотне «Луидоров» среднего класса, купленных ещё при Оксане Фадиной в 2018 году. Однако на омских дорогах этот транспорт не сильно прижился. Машины оказались не очень удобными, часто ломались, а потом в мэрии и вовсе поменяли курс с транспорта среднего класса на большие автобусы. В итоге часть из них сдали в аренду, часть просто простаивает. В рейсах работает меньше половины всего состава. И всё же встретить «Луидор» в жару — это удача, потому что при прочих неудобствах в этом транспорте вы не задохнётесь в салоне.
«Луидоры» стали муниципальными маршрутками. Но сейчас они почти не нужны.
Отметим, могут быть случаи, когда кондиционер в транспорте есть, но его не включают даже в сильную жару. Причиной могут быть кондуктор или пассажиры, которые бояться заболеть и просят выключить охлаждающую систему. В таких случаях, как сообщили в мэрии, можно попросить водителя или кондуктора включить кондиционер.
«В случае если система кондиционирования не работает либо кондуктор (водитель) отказывается её включать по просьбе пассажиров, просим сообщать о подобных фактах:
— МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 8»: (3812) 66–58–67
— филиал «Троллейбусное депо» МП г. Омска «Электрический транспорт: (3812) 25–05–04», — сообщили в мэрии.
Читайте также на портале Om1.ru
Мифы и правда о кондиционерах. Омский врач рассказал, как не навредить здоровью, спасаясь от жары