Найти тему

Секреты скульптуры из Лувра

Это произведение могло быть сделано только из одного материала, характер композиции продуман автором именно для резьбы по кости. В одной композиции здесь сочетаются объемные и очень тонкие детали, при этом фигуры так динамично и компактно расположены, что вся скульптура вписалась в один цельный кусок бивня.

Святой Михаил, повергающий демонов. Резььа по кости, 18 век, высота 37,9 см. Неизвестный автор.
Святой Михаил, повергающий демонов. Резььа по кости, 18 век, высота 37,9 см. Неизвестный автор.

В верхней части Святой Михаил размахивает мечом (деталь утрачена); его окружают два херувима в складках его плаща, один восходящий, а другой нисходящий, композиционно отражающие двух больших демонов, занимающих нижнюю половину группы.

-2

Группа вырезана из цельного куска слоновой кости без сборки деталей. Тем удивительнее очень хорошая сохранность скульптуры и отсутствие крупных трещин. Видимо, у резчика была возможность отобрать лучший материал, подходящий для работы.

Композиция, сложная и ажурная, вписывается в форму бивня. Причем вписывается так искусно и естественно, что на первый взгляд трудно вычленить эту узкую цилиндрическую и слегка изогнутую форму. Художник вписал в нее группу, не загоняя фигуры в рамки, а свободно расположив их в массе материала в соответствии с замыслом.

Вид сзади. Обратите внимание, что крылья и хвост демона вырезаны вместе с телом, на них нет стыков, которых можно было ожидать.
Вид сзади. Обратите внимание, что крылья и хвост демона вырезаны вместе с телом, на них нет стыков, которых можно было ожидать.

Например, в предыдущей публикации о скульптуре святого Иеронима резчик намеренно подчинил фигуру форме бивня, как бы насильно загнав ее внутрь, сравните:

Видны утраченные пальцы на руке, но при этом замечательно сохранились тонкие, просвечивающие крылья, ни с чем не соединенные на концах, то есть не имеющие дополнительных точек опоры для прочности. Как правило, резчики старались соединять хрупкие детали для того, чтобы они не откололись (даже в процессе резьбы).
Видны утраченные пальцы на руке, но при этом замечательно сохранились тонкие, просвечивающие крылья, ни с чем не соединенные на концах, то есть не имеющие дополнительных точек опоры для прочности. Как правило, резчики старались соединять хрупкие детали для того, чтобы они не откололись (даже в процессе резьбы).

Эта скульптура смотрится в кости наиболее выигрышно, ведь еë белый цвет передает светотень лучше, чем, например, бронза, в которой бóльшую роль играет силуэт. Дерево просто не позволит передать такие тонкие детали, такую реалистичность обнаженных тел. Мрамор мог бы здесь сработать, но не в таком небольшом, камерном, размере.

Резьба по кости и мрамор: кто кого
Артюховы Даниил и Татьяна2 мая 2023

Именно это особое отношение к материалу наиболее глубоко характеризует произведение и отличает его от другой виртуозной резьбы того же периода. Неизвестный нам автор глубоко понимал не только законы композиции, анатомии, но и был очень хорошо знаком с резьбой по кости, с особенностями этого материала, который трудно заменить чем-то другим.

Стык можно разве что заподозрить в соединении рукава на руке с мечом, но по фотографии точнее определить невозможно.
Стык можно разве что заподозрить в соединении рукава на руке с мечом, но по фотографии точнее определить невозможно.

*статья написана по материалам Лувра

©Татьяна Артюхова

👇👇

В нашем блоге мы публикуем статьи о резьбе по кости, которой мы сами занимаемся около 20 лет, а также видео из нашей мастерской с процессом резьбы, о том, как создается скульптура.

💕Подписывайтесь, если было интересно!

Скульптура из бивня мамонта и стабилизированной карельской березы «Дети пространства и времени», высота 37 см. Наш канал Телеграм для связи: http://t.me/artyukhovyDT
Артюховы Даниил и Татьяна3 июля 2023

Также вы можете подписаться на нас в Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам, либо посмотреть наши скульптуры и информацию о выставках на нашем сайте.

Музеи
137 тыс интересуются