- Я сейчас милицию вызову. Неприлично так делать! Ты плохо себя ведёшь, - сказала какая-то мимо проходящая пожилая женщина моей дочери.
И Катя... заревела.
Это было год назад.
Я на 5 минут оставила Катю с Даней в холле отеля, и поднялась в номер за забытым телефоном. Сын в этот момент умудрился пролить на себя сок и отлучился до туалета на минуту - застирать рубашку. Получилось, что Катя (ей было 6,5 лет) осталась в лобби одна.
Она сидела на кресле, перемигивалась с девушками на рецепшн, а потом разулась и села на спинку кресла верхом, как будто на лошадку. Сама себе придумала развлечение.
И в этот момент мимо шла та женщина и брякнула ей про милицию, и про неприлично. Запугала ребенка - и дальше пошла.
Конечно, вот эти люди старшего поколения, которые щедры на бесплатные советы и угрозы, и никогда не признают, что могут быть неправы - это прям отдельная каста людей, я их боюсь. Перевоспитывать их поздно, границ не выстроишь ("ишь, умные все стали!"), надо просто как-то... принять.
И тут я вернулась. Заплаканная Катя бросилась ко мне и, путаясь в словах, попыталась объяснить, что она плохо себя вела, но не знала, и за ней сейчас приедет милиция (прям из времён молодости той тётушки и приедет), и "мама, не отдавай меня, я больше так не буду".
На самом деле это был важный эпизод.
Я поняла это потом, когда ребенка успокоила.
Мы с мужем в прошлом году спорили: он считал, что Катя (ей в сентябре было бы 6 лет и 10 месяцев) уже готова к школе, а я - что "пусть годик ещё походит в сад".
Просто умение считать и читать - не показатель готовности ребенка к школе. Показатель - его социально-психологическая готовность. Ребенок должен уметь без проблем вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, признавать авторитет взрослых, но не до испуга, понимать поставленную задачу, не бояться переспросить. Всё это Катюше ещё было сложно, но я не понимала, как объяснить это мужу. Она побаивалась чужих взрослых, стеснялась знакомиться, не могла за себя постоять , кроме как слезами.
И вот ситуация с милицией, где ребенок совершенно растерялся, разревелся и просто разрушил настроение себе об чужое нелепое замечание наглядно показала мне, что... нам нужен ещё годик. Повзрослеть.
И вот годик прошел. И в сентябре Катя в школу пойдёт.
А пока, этим летом, мы поехали в лагерь - как бы пробник будущей школьной среды.
Я написала об этом, и все спрашивают: "Ну как там Катюша, в лагере?"
Отвечаю.
На пятый день я Катюшу из лагеря забрала. Держу вас в курсе, потому что... ну, я уже дюжину лет держу вас в курсе)
Нет, ничего не случилось. Никаких конфликтов или чего-то такого непоправимого. К лагерю нет претензий - сплошные комплименты.
Просто была совокупность факторов, из которых я поняла, что ребёнок мой эмоционально перегружен, и чтобы позитивный опыт не стал негативным, надо забрать её сейчас.
Ну, во первых программа (у них же постоянно днем подготовка каких-то выступлений (смена-то "театр"), а вечером - сами выступления) Катерине сложновата.
Они свои концерты в садике готовят месяцами, а тут надо выучить и стишок, и танец за день - Кате пока тяжеловато такое (она самая младшая в отряде), перегруз.
Во-вторых, шумно, конечно. Она прям уставала сильно. Иногда к вечеру уже на слезе, глазки трёт.
В-третьих , сложный фактор под названием "Ну, это жизнь".
У нее в отряде была девочка, у которой мама умерла совсем недавно от ковида. Катю это потрясло. У нее среди друзей нет ни одного человека, у которого нет мамы. А тут...
Девочка сама просто прекрасная, милейшая, очень контактная и открытая, Катя к ней тянулась, прониклась, и она тоже.
Но у Кати при этом появился новый страх. Дочка регулярно звонила мне и плакала: "Мама, ты не умрёшь? Ты хорошо себя чувствуешь?"
О Господи. Я вся стала переживать по этому поводу сильно, а у нас с ней сильная связь. Дочь меня и на расстоянии чувствует.
И тут я утром увидела своего ребенка: она с сальными волосиками (помыться сил не хватило вечером, устала), натертыми до красноты глазами (переживала, что стишок не учится), увидела меня и бросилась с рыданиями: "Мама, ты здорова? Мама, ты не умрёшь? Мама, я устала. Мама, забирай меня".
И я поняла, что надо забирать.
Что прям вот пока рано лагерь.
Подрасти бы нам на годик - и тогда.
Можно было бы, наверное, еще поторговаться, поуговаривать, но тут я сама не захотела.
Мне так тоже спокойнее было.
А ещё я ей обещала, что заберу её, если она попросит. Ну, если ей не в кайф как-то будет.
Потому что задача - кайфануть от тусовочки, а если не зайдёт, то я заберу.
А мне важно сдерживать свои обещания перед детьми.
А лагерь "Замания" - прекрасный.
Нам очень повезло с вожатой Соней, она учится на сурдопедагога как раз, и они с Катюшей очень совпали. Когда мы уже домой вернулись, выяснилось, что Катя по Соне очень скучает, и просит узнать, когда она ещё будет вожатой, чтобы к ней попасть. Даже порыдала Катя пару раз, что хочет обратно.
Но тут уж извините, я не могу под настроение челночить.
Дождусь конца смены и выведаю телефончик Сони, чтоб на связи быть.
Считаю этот опыт успешным. Пробник лагеря такой вышел. Катя получила представление о том, что это такое, ей многое понравилось, и она хочет вернуться на следующий год. Это супер-результат.
Тем же вечером мы пошли гулять в соседнее село (это в Подмосковье), и там был батут. Катя захотела попрыгать (она любитель), мы подошли к нему, и стали свидетелями интересного разговора.
Мама испуганного мальчика говорит сотруднику батута:
- Мой Сева может испугаться прыгать. Давайте он попробует, и если всё ок, то я оплачу.
- Нет, - мотает головой сотрудник. - Тут сложная экипировка, это все долго надевать, поэтому сначала оплата, потом прыжки. Вон очередь уже.
- Но Сева может испугаться и не захотеть. Тогда что?
- Ну, насильно мы его держать не будем.
- Мне тогда вернут деньги?
- Вероятно, да, спросите в кассе.
- Так зачем возвращать, если можно не платить? Дайте ему возможность попробовать сначала бесплатно, понравится ли ему.
- Слушайте, пробовать лучше, когда оплачено. Меньше шансов испугаться, больше шансов полететь. Ибо испугаться теперь равно проблемы с возвратом, лучше уж отработать эти деньги.
- Ох, прям философия, - смеётся мама.
- Это инвестиция в формирующуюся смелость вашего сына.
Мммм. Что-то мне так фраза понравилась.
Подумала, что инвестиция в смелость и взрослость - вот что такое наши пять дней в лагере.
На фото - моя смелая любимка.