5.04.2014 (День отлёта)
Сегодня день отъезда. Вообще-то я хотел уехать куда-нибудь в феврале, но… «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Попал в больницу… Потом были планы поехать в Алачати в июне, но неожиданно я почувствовал, что не доживу до июня… Спасла меня Неля, предложив уехать куда-нибудь немедленно. Провели исследования возможных мест и остановились на местечке под названием ДАХЛА в западной САХАРЕ. В ДАХЛЕ если верить интернету дует под 98% времени и ФЛЭТ, т.е. гладкая вода (почти отсутствуют волны). То что нужно!
ДАХЛА место не туристическое и путевку туда в турагентстве не купишь, хотя по началу я пытался, но потом плюнул и вместе с сыном за час спланировали и забронировали билеты на самолёт и отель в ДАХЛЕ. Это мой первый опыт полностью самостоятельного путешествия.
Про ДАХЛУ в интернете крайне мало информации. Вопросов много - Как питаться, Как доехать до спота и обратно, и т.д. К тому же, я не один, на сей раз со мной едет Неля и мне хотелось бы, чтобы ей понравилось, а в этой западной САХАРЕ есть только ветер, песок, море и прохлада (хотя в это верится с трудом)
Дело сделано. Летим туда по следующему маршруту Нижнекамск-Москва, ночуем и далее Москва-Касабланка (Марокканскими авиалиниями), Касабланка-Дахла. Живём в Отеле Dar Rio Oro и летим обратно ДАХЛА-Касабланка, Касабланка-Франкфурт (Люфт Ганза), Франкфурт-Москва, Москва-Нижнекамск.
Вот и первое напоминание от Бога о том, что не нужно думать, что всё в наших руках – звонок из авиакомпании Аэрофлот о том, что наш рейс Нижнекамск-Москва отменён. ☹ За пять часов до рейса! Нам предложено вылететь из Казани. Срочно заказываем такси и едем в Казань, а ведь как здорово всё спланировали. По плану ночь должны были провести в гостинице, в кровати, а теперь будем сидеть в аэропорту на чемоданах. ☹ Ну да ладно, нас такой чепухой не испугаешь! В Казань, так в Казань.
6.04.2014 (Перелёт и первые впечатления)
Вылет в 6:50 в Касабланку. Самолёт Марокканских авиалиний, старенький. Заполнен не полностью, но и не пустой. Арабы и негры почему-то не хотят садиться на свои места, но и не сопротивляются, когда их просишь уступить место. ☺
Взлёт, мы уснули. Проснулись когда пролетали над Гибралтаром. Узкая полоска моря, с одной стороны ЕВРОПА, с другой АФРИКА. Мне, почему-то, казалось, что Африка должна быть сразу же сухой, что внизу должен быть желтый песок, но там внизу цветущий, зелёный пейзаж. Удивительно! Так продолжалось вплоть до самой Касабланки.
Сели мягко. Пилот сообщил, что в Касабланке +14. Это уже вообще ни в какие ворота не лезет, я смотрел прогноз погоды, я знал, что здесь так бывает, но всё же как-то не верилось – по моим убеждениям в АФРИКЕ всегда жарко. Оказывается убеждения и реальность разные вещи. В Касабланке зимой бывает +11. Просто мороз!
Хорошо, что погода солнечная – солнце быстро нагрело воздух. По ощущению до +18.
Багаж у нас идёт до ДАХЛЫ, Марокко страна безвизовая, времени у нас 7 часов ожидания, так что Неля предложила посмотреть Касабланку.
Вышли, взяли такси за 300 местных дирамов, чтобы доехать до самого знаменитого места Касабланки мечети Мохамеда 5. Таксист хорошо говорит по английски. Хорошо это значит, что я его понимаю. ☺ Зовут таксиса Ясин, Неля тут же вспомнила принцессу из мультфильма про Алладина по имени Ясмин, но Ясин её поправил, сказав, что Ясмин это женское имя, а его имя Ясин. ☺
Ясин деловой человек и начал делать нам деловое предложение: «В город за 300 дирам, обратно за 300 дирам, итого 600, а за 800 дирам он нас покатает по всему городу и без ограничения по времени». Предложение действительно дельное и мы соглашаемся.
Ясмин везёт нас в Касабланку. Вокруг нас сочная зелёная растительность, цветы. Дорога хорошая, машин мало, пробок нет. Красота. Пробок нет потому, что сегодня воскресенье объясняет Ясин. Город ухоженный, мусора почти нет.
В Марокко два вида такси – PETIT TAXI (Маленькое такси) и нормально такси, как у Ясина. Машина Ясина это Мерседес 1990 г.
Мечеть стоит на берегу атлантического океана. Очень красиво. Архитектура мечети не такая как у нас в Татарстане или в Турции. Солнце уже сильно разогрело, я снимаю курточку. С океана дует прохладный ветер, но мне комфортно. Температура градусов +18-20.
Касабланка самый восточный из всех восточных городов, которые я видел. Он похож на город Агроба из мультика про Алладина, но парадокс в том, что этот самый «восточный» город расположен значительно западнее всех Европейских «западных» городов. Удивительно! Восток находится на западе, а запад на востоке! И самое интересное, что так было всегда – арабы здесь жили всегда. Почему же Арабская культура это культура Востока? Похоже, что нас «разводят».☺ И ещё одна интересная вещь – в Африканском Марокко мало негров, мне кажется, что их здесь меньше чем в Европе и уж точно меньше чем в Америке. Удивительно!
Ясин нас ничем не ограничивает – мы делаем остановки, он ждёт нас, не торопит. Мы смотрим город в нашем темпе. Океан, Пляж, резиденция короля, дорогие кварталы, восточные базары, восточные сладости. Кстати, в Касабланке сладости очень вкусные – в них сладости ровно столько, сколько нужно.
Обедаем в ресторане. Мы попросили Ясина, чтобы он привёз нас в ресторан Марокканской кухни, но чтобы в нашем блюде не было мяса. Нам дали кус-кус с овощами. Очень вкусно и очень много. Мы не смогли осилить. ☺
Едем в Аэропорт. Нас обгоняют машины с мигалками – король едет в аэропорт, так же как и мы. Ещё один парадокс – король, самодержец, символ тоталитаризма, а едет в аэропорт как простой смертный - дорогу ради него не перекрывают!
В каждой стране поведение водителей имеет свои особенности – в Марокко водители постоянно разбираются друг с другом. Как это происходит? Один водитель делает, что-то не так, по мнению другого. Тот его догоняет. Открывает окно, первый, так же открывает окно и они едут параллельными курсами одновременно ругаясь, при этом выразительно жестикулируя, потом кто-нибудь из них машет на другого рукой (Что на тебя время тратить!), газует и едет по своим делам! Ясин не исключение. ☺
Прощаемся с Ясином, он говорит, что если мы ещё раз будем в Касабланке, то мы можем его предупредить за сутки, он нас встретит. Не знаю, будем ли мы ещё раз в Касабланке, но для друзей дам его координаты – EL MEJDOUBI YASSINE, +212 06 61 57 7360. Обращайтесь, я рекомендую.
Регистрируемся и ждём своего рейса. Я всё ещё переживаю, а вдруг мы единственные туристы, которые едут на виндсёрфинг в западную САХАРУ. Постепенно зал ожидания заполняется народом, становится ясно, что мы единственные русские, а туристов много! Едут даже с детьми!
Самолёт взлетает, полет будет длиться 2 часа, всё это время мы будем лететь исключительно на юг. Под нами, по прежнему, цветущая Африка. Мы засыпаем, а когда просыпаюсь под нами уже выжженная солнцем, выветренная ветрами пустыня САХАРА.
Садимся в Дахле. Идём получать свои чемоданы. Тут всё встаёт на свои места – похоже, что я единственный который приехал сюда без своей доски! У нас всего два огромных чемодана, а у людей по две огромные виндсёрферные доски на человека. ☺ На маленький транспортёр выпихивают огромные доски, доски тут же упираются в препятствия и образуется пробка. Европейцы молодцы – дружно включаются в работу наравне с аэропортными грузчиками и разбирают завалы, через некоторое время и мне выпадает шанс присоединится к общему делу – рядом со мной доска упирается в столб, и я её снимаю с транспортёра, пробка ликвидирована. Так то! Знай наших! Гордый собой забираю свои чемоданы и мы с Нелей идём на привокзальную площадь, ловить такси.
Пока мы стоим в раздумье как поймать такси, к нам подходит женщина и показывает моё имя на листочке бумаги. Это Фатима, хозяйка отеля. Я читал про неё и её мужа Фила. У них семейный отель Dar Rio Oro, я там забронировал номер. Это очевидно, но я удивлён – как здорово работает интернет!
Машинка у Фатимы маленькая – KIA PIKANTO, а чемоданы наши огромные, к тому же, в машине есть уже два пассажира – дети Фатимы, сын и семимесячная дочь. Один чемодан забивает багажник, один на заднее сиденье, на переднем пассажирском сиденье два ребенка, а на заднем два взрослых пассажира с обнимку с огромным чемоданом, рюкзаками. Какая всё же большая машина эта KIA PIKANTO!
Наш номер на третьем этаже, туда ведёт винтовая лестница, без перил. Я с двумя чемоданами еле-еле протискиваясь. Номер большой с тремя кроватями, диваном, туалет и душ за занавесочкой, шкаф это полки за занавеской, пол выложен плиткой под паркет, есть балкон с двумя стульями и столиком.
Идём гулять в город, чтобы поужинать. Блин, как здесь холодно! Мы же в Сахаре, мы летели на самолёте несколько часов на юг вдоль берега Африки! Невероятно! В САХАРЕ +14, а то и холоднее!
Поужинали и спать! Устали! В дороге провели без нормального сна более суток!
Со второго января 2014 года мы с Нелей вегетарианцы. Мне было интересно, что это даст. Во-первых, я похудел на 10 кг., во-вторых, несмотря на то, что мы провели в положении сидя более суток у меня нет даже малейшего намёка на отёк ног. До вегетарианства у меня ноги начали отекать уже через несколько часов сидения и это доставляло массу неудобств при путешествиях.
7.04.2014 (Знакомство со спотом)
Утро начинается неспешно. Спим, нежимся в кровати, когда стало невмоготу лежать, тогда и встали.
Завтрак на четвертом этаже. Четвёртый этаж это офис, столовая, администраторская, детская комната. Есть ещё пятый этаж - крыша, там красивая терраса, оттуда можно любоваться морем, но сейчас холодно, поэтому сейчас терраса используется как место для сушки белья и вещей постояльцев. Отель семейный – сотрудники и хозяева это Филл и Фатима. Для уборки помещений они нанимают помощницу.
Завтрак это свежеиспеченная лепешка (блин) и ещё одна лепешка из какой-то крупы (оладушек), в прикуску с мёдом, вареньем и арахисовой приправой. Мне нравится мёд. ☺
После завтрака улаживаем формальности
Пока мы разбираемся с хозяевами, появляются ещё два постояльца это молодая пара из Чехии. Мне интересно пойму ли я их, если они будут говорить по Чешски и поймут ли они меня, если я буду говорить по-русски, поэтому я начинаю с ними говорить по русски и прошу их говорить по чешски. Получается не очень, но что-то улавливается. Парень предпочитает говорить на английском, а я говорю по русски, а затем повторяю по английски.
Парень (Мы так и не узнали их имён ☹) сокрушается, что они приехали сюда на 21 день, но ветер был только 7 дней. В ближайшую неделю ветра также не будет. Во блин! Хорошо бы, чтобы предсказания Чеха не сбылись. Они прилетели в Агадир, а это за 1200 км отсюда, там взяли авто за 40 ЕВРО в сутки и сюда через пустыню на авто.
Вообще, с общением тут полный улёт – Фатима знает арабский, французский, испанский и итальянский, но она не говорит на английском и русском. Хотя Филл с гордостью сообщил, что Фатима знает английский ☺. Филл же вообще знает только французский. Мы общаемся через переводчик ГУГЛ. Хорошо, что у них есть Wi-Fi (по местному Ви-Фи). Вот где пригодились наши с Нелей курсы французского языка. Мы с Нелей ходили на интенсивный курс французского, когда были студентами, Неля тогда была беременная Андреем. Знаем несколько фраз САВА БЬЯН, МЕРСИ, А ТУТ АЛЁР, ЖЕ НО КОМПРОМ ПА, так что не пропадём. ☺
С изучением чешского та же петрушка, чуть что в Гугл. Теперь я знаю несколько чешских слов и выражений:
- Сорока – страка
- Приятного аппетита – Доброй куть
- Доброе утро – Доброе рано
- Сорок – Четырецать
- Спасибо - Декуи
Ещё бы пару раз пообщаться и мы бы начали легко понимать друг друга. ☺ Близкие нам славянские языки усваиваются мгновенно.
Поутру мне показалось, что после столь длинного перелёта мне не захочется на Виндсёрфинг, но…, охота пуще неволи. Вдруг что-то внутри щелкнуло и мне уже срочно надо.
На нашу удачу выясняется, что Фатима ещё и менеджер фирмы по прокату автомобилей. Она спрашивает: «Когда нужен автомобиль?». Я отвечаю: «Сейчас». Фатима вздыхает и даёт ключи от своего ПИКАНТО, а другой автомобиль обещает завтра. Авто стоит 20 ЕВРО в сутки. Намного лучше, чем платить за трансфер от спота по 20 ЕВРО с человека.
Быстренько собираемся и едем знакомиться со СПОТОМ (Для тех, кто не понимает СПОТ это место, где катаются на Кайте и Виндсёрфинге).
Дорога туда 30 км. Справа залив, слева пустыня. Виды совершенно удивительные. Периодически видны выветренные остатки от некогда единого плато. Плато было абсолютно плоским. Верхняя его часть как будто бы залита бетоном сантиметров на 50-100, а под «бетоном» песок. На краях бетон ломается и сползает по песку вниз, так же как рушатся края асфальтовой дороги. Не иначе как космодром инопланетян или БОГОВ. Кстати, в одной Африканской стране был построен очень современный аэропорт взлётно-посадочную полосу для которой нашли в пустыне. Причём параметры взлётно-посадочный полосы превышают все современные требования для самых-самых крупных самолётов. Наверное, в Дахле был некогда самый крупный аэро, космо-порт древности. ☺
Нас обгоняют наши Чешские друзья. Сигналят. Мы им в ответ моргаем аварийками.
Чехи сворачиваю куда-то направо. Мы за ними. Это СПОТ, в котором все живут в машинах фургонах. В общем, дикий СПОТ, здесь хорошо, если есть свой инвентарь, у нас его нет. ☹
Мы едем дальше. Дальше КЛУБ МИСТРАЛЬ. Там есть аренда, но менеджер не смог найти расценок на ВИНДСЕРФЕРНОЕ оборудование. Мы его наказали рублём, вернее ЕВРО и поехали дальше.
Следующее и оно же самое раскрученное место ДАХЛА АТТИТЪЮД. Здесь и залив более широкий. Напротив, через залив место с ФУРГОНАМИ. Большинство живут прямо здесь, среди песков, остатков взлётно-посадочной полосы, рядом с морем. Тут достаточно высокие приливы. Дно плоское и поэтому отлив освобождает километры песка, а прилив заполняет километры суши.
Идем к морю. Ветер холодный. Хорошо, что у меня есть длинный гидрокостюм иначе было бы холодно. Вода как у нас в Каме летом, но теплее чем в Тойме (речка рядом с нашим домом).
У меня началась виндсёрферная лихорадка – нужно скорее в море. Человек я уже опытный, поэтому для первого дня беру парус поменьше (5 метров), хотя мне рекомендовали взять 7 м., но я знаю, что в первый день всё равно ничего не получится. Нужно просто восстановить навыки. Парень даёт мне парус с короткими трап-шкотиками. Я сообщаю, что мне нужны шкотики длиной 28. Он понимающе находит шкотики нужной длины. Аренда доски и паруса вместе со страховкой стоит 60 ЕВРО за 4 часа. Можно арендовать полный день, два или неделю. Так дешевле, но перерывов делать нельзя. Плохо! В Дахабе было можно взять 9 дней из 14.
Сейчас отлив и доску с парусом нужно тащить к морю метров 200. Сначала доску, потом обратно и парус. Доску положил на песок в нескольких метрах от воды, а когда пришёл с парусом, доска уже была в воде. Прилив начался.
По началу ничего не получается - Баланса нет, сердце норовит выскочить из груди… Доска 145 литров, вертлявая, для меня непривычная, парус для такого ветра маловат. Падаю, встаю, опять падаю… Постепенно успокаиваюсь и начинает получаться. Вспоминаю уроки Антона, пытаюсь не дёргать парус руками, балансировать корпусом, стоять в правильной стойке. До глиссирования дело не доходит – ветер слабоват, а парус маловат.
В определённый момент стало как-то грустно - для ВИНДСЁРФИНГА ветра мало, а для КАЙТА в самый раз. Ребята и девчата на своих парашютиках летают туда-сюда. А я смотрю на них из воды. ☹ Вечером я этой мыслью поделился с моим новым Чешским знакомым, он успокоил. КАЙТ, по его мнению, это спорт для пристарелых, а ВИНДСЁРФИНГ для молодых! Хорошо быть молодым! По моим наблюдениям среди более сотни КАЙТЕРОВ нас было всего трое молодцов ВИНДСЁРФЕРОВ! ☺
С берега доносится очень громкий гудок, как будто ЛОКОМОТИВ поезда пронёсся мимо, потом ещё раз. Интересно зачем?
Устал, бреду к берегу по колено в воде. Вода сейчас существенно ближе к станции, но всё равно далеко. На встречу мне бежит парень со станции. Какой молодец, наверное, хочет помочь мне!
Парень действительно берёт парус и недовольно сообщает, что сейчас 18:30. Я ему в ответ говорю, что я взял доску на 4 часа, вышел в море в 15:00, что у меня ещё 30 минут есть. Парень мне, что это мол твои проблемы, мы работаем до 18:00. Теперь понятно, зачем трубил ЛОКОМОТИВ – сообщал перцам типа меня, что время вышло. А доброта парня из-за того, что очень домой хотел. ☺
Я доволен, не смотря на то, что почему-то сильно заболели колени, ноет шея и, вообще, я еле стою на ногах.
Дахла действительно хорошее место, очень хорошее. Странно, почему ДАХЛА мало популярна в ВИНДСЁРФЕРНЫХ кругах? Здесь в основном катаются на КАЙТЕ.
Едем обратно.
Вечером едем в город поужинать и пошопиться. В Интернете писали, что Дахла город не туристический и тут негде Шопиться. Неля в это не верит и вышла на охоту, ну а я при ней охранным псом.
Несмотря на темноту, Неля очень быстро вывела нас на БАЗАР. Ну и нюх у неё! Там мы затарились фруктами и овощами. Заплатив нашими деньгами рублей 500. В Челнах такое количество растительности обошлось бы нам раз в пять дороже. Поели жареной рыбы за 50 рублей в забегаловке, где едят местные.
Такое ощущение, что в Дахле жизнь начинается после заката, а темнеет тут после 20:00. Люди выходят на улицу, гуляют, снуют туда-сюда машины. Здесь красивая набережная, красивая площадь возле мечети, много красивых мест. Поёт муэдзин. Весело!
День прошёл.
Спать было трудно. Всё болит, а как может быть иначе, если спортом молодых занимается молодой духом ДЕДУШКА (У меня есть внучка и скоро будет внук) ☺.
Я доволен прошедшим днём.
8.04.2014 (Дело пошло)
Спим пока не надоест. Торопиться не куда – ветер раздувает после 14:00. Так, что спокойно просыпаемся, делаю ЙОГУ. Боли в мышцах проходят, возвращается баланс.
Идём на завтрак. Интересно, что дадут сегодня? Дали то же самое, что и вчера. Интересно, что будет завтра?
Внизу ребята Чехи грузят свой инвентарь. У них, по моему, 4 доски! Болтаем. Парень расслабился и заговорил с нами по Чешски. Мы с ними по русски, а они с нами по Чешски. Понимаем уже друг друга лучше. Смысл улавливаем, а детали процентов на 40. Жаль, что они уже уезжают, они нам понравились. Фоткаемся на последок и в разные стороны. ☹
У нас в комнате есть кухня. Неля готовит вегетарианский обед. Сразу после обеда, чтобы успеть к началу ветра выезжаем в 13:00.
Ответственного за Виндсёрфинг зовут АМИН. Калоритный парень, араб. У него длинные волосы в дредах, так что он выглядит как настоящий растаман. Спрашиваю Амина: «Что с ветром?». Он смотрит на море и сообщает: «Думаю, что 13-14 узлов». Беру парус 6.3 метра. Проверяю длину трап-шкотиков, настраиваю их и в море.
Обалдеть! С первого раза периодически выхожу на глиссирование! Не падаю! Быстро дохожу до отмели на противоположном берегу (Это там где фургоны). Здесь действительно лучше, так как очень широкая отмель глубиной мне по грудь. Тут хорошо отрабатывать старт из воды. Что я и делаю.
Старт из воды из положения по грудь получается легко, а вот из реальной глубины, почему-то сегодня никак не выходит. Зато при сильных порывах ветра регулярно выхожу на глиссирование. Глиссирую не долго, но и не падаю. Пытаюсь управлять. Научился на полной скорости лихо тормозить доской, задавливая её пятками.
Глиссирование уже не вызывает чувство страха, наоборот, когда не глиссирую, чувствую неудовлетворённость. Хочется, чтобы ветер чаще дул посильнее. Залив переплывал много раз. Много раз пытался делать старт из реальной глубокой воды, но сегодня без результата.
Под конец отрабатывал Оверштаги в комбинации с Глиссированием.
Наконец-то и Неля оторвалась от лежаков и пошла купаться. Я ей помахал рукой, она меня увидела. Теперь мы вместе на кромке воды. Попытался выпендриться перед ней, но эффект демонстрации не позволил продемонстрировать глиссирование, а когда получилось, то Неля уже отвлеклась на более важные дела и начала собирать ракушки. ☺
Делаю фотосессию – Неля, море, моя доска и кайтеры.
Сегодня Хорошо получается кататься, хочется ещё и ещё, но сил больше нет. Иду на берег.
Вечером опять в город, ужинаем жареной рыбой за 50 рублей… А что делать? Вегетарианцам трудно в этом мире, так что рыба один раз в день это «необходимое зло», иначе Неле придётся стоять за плитой целый день, а мы этого не хотим.
Отличный был день!
9.04.2014 (Океан)
На завтрак подали всё ту же комбинацию – лепешка-блин и лепёшка-оладушек. По утрам я люблю простые, консервативные блюда, так что меня это однообразие никак не раздражает, наоборот, мне нравится.
После двух дней очень интенсивных нагрузок всё болит. Сделал йогу, чтобы привести себя в чувство. Стал собирать вещи для виндсёрфинга и понял, что я не хочу сегодня напрягаться. Предложил Неле сделать сегодняшний день днём отдыха. Неля согласилась. Мы решили съездить посмотреть океан.
Изучили карту полуострова по ГУГЛу, выбрали маршрут и в путь.
Поворот, ещё один, еще и океан впереди нас, а справа свалка. Огромная территория, заваленная всяким мусором. Вонючая, горящая и дымящая… На свалке пасутся ослики. Люди идут со свалки с набитыми чем-то пакетами…
Как я понял в Дахле два района – один для более состоятельных там живём мы, другой, тех которые живут напротив свалки, для более бедных.
Прорываемся через вонь, дым. Поворачиваем налево, океан справа. Едем на юг. Океан внизу, мы на плато. Океан подмывает плато, огромные куски плато обламываются и падают вниз.
Побережье океана песчаное, песок другой – океанический, т.е. из ракушек. Песок же пустыни более мелкий и сделан из маленьких камешков.
Океанские волны очень большие, хотя сегодня и не штормит. Завораживающее зрелище. Волны бьются о берег, ударяются друг в друга – производя весьма эффектные бегущие фонтаны брызг. Вода в океане очень, ну просто очень холодная. Теперь понятно, почему тут на юге так холодно – виноват океан. Он здесь хозяин!
Снизу видны слои, из которых состоит плато. Самый верхний слой это бетон, сделанный из ракушек и почему то чёрного цвета, под ним черные, как будто обугленные большие камни, а под ними белый слой, наверное, известняк.
Берег возле океана просто цветёт от пустынных цветков. Некоторые цветки по своему строению очень похожи на АЛОЭ, такие же сочные. Много чаек и других морских птиц.
На берегу много разных людей. Есть парочки влюблённых мирно гуляющих по пляжу, есть рыбаки, закидывающие блёсны огромными спиннингами прямо в набегающие, ревущие волны, есть пацаны, упражняющиеся в акробатике. Они отрабатывают различные виды сальто. Здесь песок и падать безопасно.
Едем дальше на юг. Полуостров заканчивается. Впереди пролив соединяющий бухту с океаном, через него рыбаки выходят в океан и возвращаются обратно.
Дальше заправка и рыбацкая деревня. Мама дорогая! Какая убогая! Домики сделаны из какого-то хлама. Интересно, люди здесь живут постоянно или вахтовым методом? Нам как-то неуютно и мы быстренько рвём когти отсюда. Мы так перетрусили, что даже не сделали фото. Хотя Фатима сказала, что здесь в Дахле не опасно, а вот в Касабланке или Маракеше, там очень опасно.
Теперь едем на север, океан слева. Доезжаем до маяка и назад. В интернете читал мнение одного путешественника, что Дахла настолько маленькая, что можно обойти пешком за два часа. Парень явно погорячился. Мы уже третий день ездим на машине и всё никак не можем объехать эту маленькую ДАХЛУ.
Вечером меня размаривает сон, ложусь спать засветло и сплю до следующего утра.
Хорошо!
10.04.2014 (Безветрие)
Пророчества Чеха сбылись. Сегодня ветер слабый (10-12 УЗЛОВ или 5-6 м/c). Ну и хорошо – буду отрабатывать развороты, оттачивать технику хода.
В отеле появились новые постояльцы из Италии, вернее она Итальянка, а он уроженец Канады, но живёт в Италии с 1993г.
Собрали вещи и на СПОТ.
По дороге решили заехать на верхушку «Космодрома». Заехали, но тут до нас побывали многие, в т. ч. И предприятие по добыче камня, так что ничего интересного.
Едем дальше нас останавливает полицейский, проверяет права, документы на авто и отпускает.
Сворачиваем на пустынную дорогу, ведущую в ДАХЛА АТТИТЬЮД. Немного запутался, поехал не туда и бац – мы увязли в песке! ☹ Во блин, нам ещё не хватало застрять в песках САХАРЫ!
Пытаемся с Нелей вдвоём вытолкать нашу крошечную машину. Никак! Не идёт! Усаживаю Нелю за руль, а у неё наступил полный ступор – она не помнит, как управлять машиной с ручной коробкой передач. ☺
Меняемся местами – я за руль, а Неля в качестве толкача сзади. Жму на газ, Неля толкает. Из под колёс песок, пыль! Машина потихоньку пошла. Играю педалью газа для улучшения сцепления с дорогой. Уф-фф, выехали!
В машину садится разрумянившаяся Неля, у неё учащённое дыхание, возбуждена… Красавица. Лучше её сейчас не трогать! ☺ Вот уж воистину: « «Русская» женщина и коня на скаку остановит и машину из песка вытолкнет…»
Дулась Неля не долго – пока она толкала машину, она успела найти очень красивые ракушки!
Так, что она довольна случившимся. ☺
Ветер сегодня действительно слабый, так что я одеваю короткий гидрокостюм и целый день упражняюсь в выполнении разворотов. Делаю ФОРДЕВИНД и ОВЕРШТАГ. Вспоминал наставления Антона – пытался управлять доской при фиксированном парусе, управлять направлением движения стопами ног, держать руки расслабленными и реагировать на ветер корпусом, а не руками. К доске уже привык. Не падаю. Это моё новое достижение – уметь ходить на доске 145 литров (Самая маленькая доска за всю мою практику).
Сегодня из-за слабого ветра в море я был один. ☺
Вечером Фатима обещала Неле показать один очень интересный магазин. Неля в нетерпении... Быстренько собираемся и в обратный путь. Нас опять на том же посту остановили. Проверили паспорта, водительское удостоверение, документы на машину и отпустили.
Приезжаем домой, собираемся, а тут уже и Фатима стучит в дверь.
Поехали. Фатима с сыном и новой гостьей в своей машине, а мы за ней следом.
Приехали! Ну и нюх у Нели – она уже этот магазин разыскала сама, мы тут уже были. ☺ Это магазин товаров местных туземцев туарегов. Неля долго и смачно выбирает товары, я слоняюсь рядом с магазином.
Интересно как хозяин магазина позиционирует свои товары: «Это из Марокко, а это из Африки», т.е., по его мнению, Марокко не Африка! ☺
Есть жаренную рыбу нам уже надоело, поэтому идём на рынок, покупаем фрукты, овощи, орехи, солёные и перчённые оливки, филе рыбы (его нам нарезают при нас из свежей рыбы). Домой ужинать.
Ужинаем в 11-м часу вечера. У меня аппетит зверский, а как иначе после 5 часов физической нагрузки (4 часа виндсёрфинг и час йога)
День прошёл.
Спать.
11.04.2014 (НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ)
По дороге на Спот нам на встречу пронёсся полицейский на мотоцикле и потребовал, чтобы мы съехали на обочину. Мы выполнили его требование. Вскоре нам навстречу промчался кортеж. Первым был грузовик гружённый яхтой шириной с дорогу, потом грузовики с катерами поменьше, а затем куча крутых внедорожников. Кто-то приехал в Дахлу отдохнуть - популярное место.
Плачу 60 евро за аренду доски и паруса. Это цена за 4 часа. Я приезжаю к 14:00 и катаюсь до 18:00. Дальше кататься можно только на своём оборудовании.
Ветер хороший, подхватывает меня и я сходу выхожу на глиссирование. Несусь почти до другого берега. Вставляю переднюю ногу в петлю, пытаюсь вставить заднюю и падаю. Тем не менее, это был рекорд по дальности глиссирования!
Сегодня я легко делаю старт из воды. Секрет старта из воды прост – нужен сильный ветер. Сегодня ветер 18 узлов!
Пару дней Неля жаловалась, что вода идёт из душа холодная, а когда я мылся, то вода шла горячая, но нужно было немного подождать, чтобы слилась холодная. В конце концов, я спросил у Нели какой кран она крутит, она ответила, что правый, а горячая вода в левом! ☺ Не знаю, что её так переклинило, что мылась в холодной воде. ☺
12.04.2014 (Сильный ветер)
По дороге на спот нас опять тормознули – проехал какой-то кортеж.
Ветер сегодня очень, очень сильный. Советуюсь с Амином о величине паруса, он предполагает, что подойдёт 5.0. Беру пятёрку и к морю.
Ветер такой силы, что пока я несу парус по песку, его нужно только держать, чтобы он не улетел, а так он сам держится в воздухе, как крыло птицы.
Ставлю доску с парусом в воду. Пытаюсь сделать бич-старт и не получается! Парус вырывается из рук. Немного страшновато идти в море. Нервничаю. Я в такой ветер ещё ни разу удачно не выходил в море. Принимаю решение сменить парус на 4.0.
С четвёркой дело пошло. Вышел в море, вышел на глиссирование, упал, сделал старт из воды. Круто – глиссирование и старт из воды на парусе 4.0!
Успокаиваюсь. Теперь я знаю, что ветер с порывами до 15 м/с мне вполне по силам. Далее просто катаюсь.
Неля меня снимает на камеру. Я пытаюсь ей продемонстрировать своё мастерство, только мы работаем вразнобой. Когда у меня получается, то Неля на меня не смотрит, а когда она меня снимает, я барахтаюсь в воде или иду медленно.
В определённый момент, я вышел на глиссирование, но не справился с управлением и упал. Удар об воду, я Вам скажу, напоминал удар о землю! Неприятно.
С течением времени, я так расслабился, что поменял парус на 4.7 и к концу катания уже переживал, что зря я перетрусил и не стал кататься на парусе 5.0.
Основное достижение этого дня это следование мантре Сёрферов – «Не бойся». Было немного страшновато, но переборол страх, вышел в море, справился с собой и с ветром. ☺
Довольный собой выхожу из воды и сажусь рядом с Нелей на пуфик.
Опять какая-то движуха – идёт делегация. Впереди секьюрити в чёрном костюме, за ним женщины, колонну замыкает ещё один секьюрити. Одна женщина рыжая, с длинными волосами, Другая с короткой стрижкой. Оказалось, что рыжая - это жена короля!
В эту поездку мы с Нелей просто VIP персоны – постоянно пересекаемся то с королём Марокко, то с его женой. ☺
13.04.2014 – 14.04.2014 (Дни отдыха)
Ночь была тяжёлой – за окном выл ветер, мышцы болят, спал плохо. Утром стало ясно, что пора сделать перерыв. С погодой повезло – в ближайшие два дня ветра не будет. Здорово! Будем отдыхать! ☺
Неспешно просыпаемся. Решаем, что поедем купаться на океан. Фатима рассказала нам, как добраться до городского пляжа. Сегодня воскресенье, солнечно, ветер стих. Красиво!
Выходим из отеля, наша машина вся в пыли. Оказывается, был дождь. Теперь я знаю, как это когда капли дождя в Сахаре не долетают до земли. По пути они собирают пыль и падают на машину в виде комочков грязи. Машина страшно зачуханная.
Немного стряхиваю пыль с окон и в путь.
Пляж расположен по дороге на спот, но сразу за городом нужно повернуть налево и через пару километров перед нами пляж и океан.
Пляж очень ухоженный. Белый песок. Специальная команда регулярно убирает мусор.
Я начинаю уважать местных арабов, жителей пустыни Сахара. На улице градусов 19-20. Ветер. Вода в океане очень и очень холодная – думаю, что около 14 градусов, а пляж полностью забит местными. Правда купаются в основном дети и подростки.
Женщин в воде не видно, они сидят на берегу, под тентами или в палатках. Взрослые мужчины также не были замечены в океане. Зато детвора резвиться!
Неля чувствует себя как белая ворона – ей некомфортно быть в открытом купальнике среди такой консервативной публики, поэтому она идёт купаться в футболке. В прошлом году дочь Оля и зять Коля подарили нам надувной детский серферный матрасик. Он по форме похож на ската, чтобы начать им пользоваться рекомендуется быстро пробежать по берегу, чтобы скат надулся, а затем в океан и сёрфить по волнам.
Неля первая оседлала ската и каталась на океанских волнах. Я второй. Вода ледяная, немного сводит ноги и руки. Поначалу перехватывает дыхание… Когда стоишь в воде и смотришь на надвигающуюся океаническую волну, то становится немного не по себе. Волны большие, и длинные, но на скатике серфить по этим волнам весело и безопасно. ☺
Справа ребята катаются на настоящих сёрферных досках на волнах. Выглядит это следующим образом - сёрферы лежат или сидят на своих досках в океане и очень долго ждут волну, а когда им удаётся её поймать, то очень коротко на ней едут. Удаётся поймать волну далеко не всегда. Когда у них получается, то это захватывает. Нужно будет как-нибудь попробовать.
Вечером прошлись по городу, купили сладостей. Сладости здесь вкусные – они ещё не испорченные цивилизацией, очень напоминают по вкусу печенье, которое делала Нелина мама.
Купили мне льняную курточку с капюшоном, в ней я похож на местного, только причёска, цвет волос выдают меня. ☺
Ещё раз убеждаюсь, что первоначально стиль одежды определяется климатом, а затем закрепляется обычаями или религиозными требованиями.
Местные женщины носят длинные одежды, под юбкой штаны, платок на голове и часто платком закрывают лицо. Причём лицо чаще закрывают днём. Здесь в Сахаре холодно, ветрено и очень агрессивное солнце, думаю, что летом бывает и жарко, так что такой стиль одежды решает сразу несколько задач – защищает от холода, от солнца, от ветра и от жары.
Большинство местных женщины не выглядят здоровыми. Лица какие-то бледные и болезненные. Думаю, что это из-за тех ограничений, которые на них накладывают местные обычаи. Мало двигаются.
На следующий день опять на пляж. Мы набираемся опыта – теперь Неля купается в моём гидрокостюме. Она расслаблена и довольна. Выполнила местные обычаи и может наслаждаться океаном. К тому же, в костюме значительно теплее и в воде можно находиться значительно дольше.
Мы купаемся по очереди, так как не хотим оставлять наши вещи без присмотра. На пляже разительная перемена – пляж пустой. Сегодня понедельник и все местные на работе. Из туристов похоже мы одни, остальные живут на СПОТЕ. ☺
Завтра начинается ветер и последняя винсёрферная пятидневка. Нужно научиться глиссировать в петлях и делать Джайб(ФОРДЕВИНД) или разворот по ветру на скорости. Планов громадьё! ☺
15.04.2014 (Встреча с Королём)
Утро начал с йоги. После сильных нагрузок, а затем двух дней ничегонеделания тело задеревенело.
На завтраке Фатима сообщила, что в городе не только жена короля, но и сам король.
Решили поехать на спот пораньше, чтобы там пообедать. Выехали. Город преобразился, как будто мы попали в СССР. Всюду красные флаги в неимоверных количествах, на флагах звезда. Я переживал, что моя вьетнамская шапка с красной звездой будет здесь не в тему, оказалось наоборот. Я выгляжу как настоящий патриот Марокко. ☺
На каждом перекрёстке стоят полицейские в парадных костюмах. По берегу расдислоцированы военные. Навстречу нам непрерывно идут колонны – военная техника, делегации, сопровождаемые полицейскими.
Здесь в пустыне мы регулярно видим миражи. Раньше я думал, что мираж появляется в жару, оказывается, что это не так. На улице около 20, ветер и есть миражи. Иногда кажется, что впереди вода, иногда появляются горы в том месте где их точно нет. Интересный эффект.
Кстати, здесь в Сахаре становится понятно, что растительность идёт за водой, а никак не наоборот. Здесь в Сахаре очень влажно (мокрые вещи не сохнут), небо регулярно затянуто облаками, а дождей нет. Т. е. я хочу сказать, что пустыня образовалась не из-за отсутствия воды в воздухе, а по каким-то более глобальным причинам.
Интересно смотреть, как здесь строят. Я уже писал, что город стоит на «бетонной» подушке. При строительстве, прежде чем начнёт работать экскаватор, другая машина, у которой вместо ковша большой отбойный молоток разбивает «бетон», а уже затем работает экскаватор. Точно такая же технология применялась при реконструкции аэропорта Внуково, когда прежде чем уложить новую взлётно-посадочную полосу, разбивалась и вывозилась старая.
На повороте на спот Дахла Атитьюд стоит пост полицейских. Нам сообщено, что раз мы не имеем комнаты на споте, то и делать нам там сегодня нечего, потому что там сегодня отдыхает король! Ох уж этот король, куда мы, туда и он. ☺
Хорошо, что здесь есть ещё второй спот КЛУБ-МИСТРАЛЬ. Едем туда. Там всё дороже, но делать нечего. Зато оборудование в Мистрале новое и ребята более обходительные!
Заказываем обед, вернее платим за обед, так как ради нас никто готовить не собирается. С каждого по 15 ЕВРО. Обед это на выбор бобы, нут, чечевица, два вида мяса и вермишель. Немного нарушили свой вегетарианский стиль питания. Съели по кусочку мяса. От бобов, чечевицы и нута я получил большее удовольствие. ☺
Взял доску 135 литров. Я на такой маленькой ещё не катался. Парус 6.5. В море. Прилив. Приходится долго идти по щиколотку в воде, прежде чем глубина будет достаточной для старта.
Стартую. Ветер пока слабоват. Дошёл до противоположного берега, при развороте уронил парус, но сам устоял. Попробовал его вытащить за верёвочку, вытащил, но поскольку доска маленькая и вертлявая, не устоял и упал на спину в воду, парус за мной и стукнул меня по голове. ☹ Решил, что так не пойдёт и стал вставать на доску только методом «СТАРТ ИЗ ВОДЫ».
Сегодня у меня два достижения - катался на доске 135 литров и вставал на доску исключительно СТАРТОМ ИЗ ВОДЫ. С глиссированием пока не получается. ☹
Вечером посмотрел на YouTube учебный фильм посвящённый глиссированию. Осознал свои ошибки. Завтра попробую применить знание из интернета. Кстати, старт из воды я освоил также после просмотра учебного фильма на YouTube.
16.04.2014 (Король, Король !)
Моё мастерство растёт, потому что, несмотря на то, что я в море не менее 4-х часов в день, на следующий день я опять готов к спортивным свершениям. Это значит, что под парусом я становлюсь всё более и более расслабленным. ☺ Ещё на Родосе мой первый инструктор Ману из Франции говорил мне: Расслабься и получай удовольствие. Я начинаю получать удовольствие от Виндсёрфинга!
Утром идём на завтрак. Со вчерашнего дня мы завтракаем с арабской семьёй. Чуть позже нас приходит арабка с тремя детьми – мальчик лет 14, девочка 6 лет и ещё девочка лет двух. Мама вся такая строгая – в платке, в джинсах, в длинном халате до пят…, но ВОСТОК ДЕЛО ТОНКОЕ ПЕТРУХА! Помните белое солнце пустыни?
Всё как в кино – маленькая девочка закапризничала и арабка не моргнув глазом достала красивую, аппетитную сиську и начала кормить ребёнка! ☺☺ И это в метре от меня!
Действительно – ВОСТОК или вернее ЗАПАД (в прочем, я уже запутался, где я) дело тонкое!
С утра настроение боевое. Хочется быстрее применить то, что увидел в Интернете. По факту Интернет сейчас самый лучший учитель. Неля надо мной смеётся - Говорит, что от возбуждения начинаю суетиться. ☺
Выехали. Ну, точно СССР! Видимо сегодня будет явление короля народу. Народ вдоль всей главной улицы города. Из-за города едут и едут машины и автобусы с желающими увидеть короля, может, конечно, они и не желают, но есть такое слово НАДО! Дети держат фотки короля и его семьи и кричат нам что-то радостное, как будто то мы королевская чета. Вот вопрос: «Откуда их везут? Кругом пустыня!»
В клубе Мистраль скидок не делают, а у меня не хватает 23 евро. Предложил заплатить по карте ВИЗА. Не получилось. Причина не известна. То ли связи в этот момент не было, то ли я как, человек, неоднократно пересекавшийся с королём Марокко и его женой попал под санкции. ☺
Ветер сегодня хороший!
Беру парс 6.0 с функцией мощности. Функция мощности это когда парус выгнут как крыло. Он лучше тянет. Единственное неудобство это то, что когда вытаскиваешь парус из воды его надо встряхнуть, чтобы он выгнулся в нужную сторону, но к этому быстро привыкаешь.
Ветер сильный, парус большой и мощный, доска маленькая 135л. Неля права – моё возбуждение поначалу немного мешает, но это быстро проходит. Начинаю наслаждаться.
Выход на глиссирование сделал много раз и главное понял, что нужно сделать, чтобы доска начала лететь над водой. Глиссирование это полёт по поверхности воды. Отличительными качествами такого полёта являются - высокая скорость, отличная управляемость и высокая эргономичность, т.е. после выхода на глиссирование энергозатраты на борьбу с ветром снижаются в разы.
Глиссирование получилось много раз, но пока без петель. Ничего! И до петель доберусь! Сегодня ветер 10 м/c и в ближайшие три дня будет не меньше, так что время есть. ☺
Завтра возможно возьму доску ещё меньше, так как СТАРТ ИЗ ВОДЫ я делаю уже уверенно. Проблема маленькой доски в том, что на неё нельзя встать кроме как через СТАРТ ИЗ ВОДЫ.
В клубе мистраль немного больше сервиса, здесь можно принести на станцию только парус, а доску принесут ребята со станции сами. ☺
Едем в обратный путь. На выезде со спота нас останавливают полицейские.
Полицейский здоровается по арабски: «Ассалам алейкум» (Хорошо, что и мы из Татарии). Я отвечаю: «Хелоу». Полицейский переходит на французский. Как хорошо, что я в своё время ходил на курсы французского, поэтому, не моргнув глазом я ему в ответ: «Жё не компрон па» (Я не понимаю). Полицейский переходит на английский:
-От куда?
-- Из России
-Профессия
- Менеджер
- С какого числа вы в Дахле
- с 7-ого апреля
- Это Ваша жена (Показывает на Нелю)
-Да
-Можете ехать. ☺
Едем. Заезжаем в город. Офигеть. Начиная от отеля, где живёт король, улицы сплошняком заполнены людьми. Мы едем и принимаем почести как будто мы и есть королевская чета. Полицейский нас раскусил и предложил освободить дорогу и свернуть налево. Вот влипли! Люди стоят уже более 5 часов и сколько это будет продолжаться неизвестно.
Нас такой чепухой не испугаешь! По песку, по дворам, по бордюрам мы стремимся в нашу гостиницу. Тупик …☹ Что делать? Смотрим и видим, что полицейский, почему-то пропускает машины из дворов на шоссе. Мы выезжаем и принимая незаслуженные почести, едем домой.
Хороший был день!
17.04.2014 (Я чемпион)
Утром Неля попыталась выяснить у Фатимы, что значит название отеля Dar Rio Oro. Из объяснений Фатимы мы ничего не поняли, но и Гугл дал весьма странный перевод. Название на испанском языке, получается, что-то типа: «Река дающая золото». Как-то так…
В отеле народу много, все комнаты заняты.
Делаю йогу и понимаю, что вчерашнее заявление о том, что я меньше устаю, не соответствует действительности. Хотя с другой стороны один мой знакомый физкультурник говорил, что техника начинает вырабатываться, когда уже нет сил совершать неэффективные движения. Может быть, проверю. ☺
Здесь в Дахле проблема с кафешками. Вернее, проблемы может быть и нет, но большинстве кафе, которые мы проезжаем, сидят мужики (арабы), пьют воду или чай, стулья расставлены таким образом, чтобы мужики глазели на улицу и обозревали всех проходящих. Мне как-то в такое заведение идти не хочется, да и в чём прикол идти туда, где нет женщин? Мы туда и не ходим. ☺
Женщины в основном ходят укутанные с головы до ног в красивые тряпочки, но лица у большинства открыты. Иногда встречаются женщины в парандже. Паранджа закрывает всё лицо, руки, ВСЁ! При таких встречах я немного пугаюсь, потому что так не бывает, чтобы у человека не было лица!
А тут идёт чёрное привидение без лица! Мой алгоритм распознавания образов даёт сбой – у человека должно быть лицо, а его нет!
Ветер сегодня посильнее, чем вчера и постабильней. Сайт windfinder.com дал отчёт на 10-12 м/с. Море в барашках. Беру доску HAWK 135, парус 6.0 как крыло и в море.
С первого же выхода дело пошло – вышел на глиссирование. Скорость обалденная. Теперь кайтеры меня уже не обгоняют, скорее я их. Дошёл до другого берега заливчика. На мелководье развернулся и в обратную дорогу. Упал…
Оказывается, делать СТАРТ ИЗ ВОДЫ в сильный ветер это особое упражнение. Парус рвёт слишком сильно, как результат я вылетаю немного дальше и следую без остановки за парусом в воду с другой стороны доски. Барахтался долго, но встал и ... Опять полетел. На воде есть ЧОП (мелкие волны). Доска подпрыгивает. Круто!
Решил, что сегодня день отработки глиссирования, поэтому старался не падать. Не смотря на то что при таком сильном ветре, на такой большой скорости я ни разу в жизни ещё не катался, падал мало. Гонял от берега к берегу, лихо тормозил против ветра, затем падал, разворачивался и в обратную дорогу.
Результат 100%! В каждый проход я глиссировал. Научился вставлять ногу в переднюю петлю. С задней пока не получается. Завтра разберусь и с задней петлёй.
Видя как я резво летаю, появились ещё два Виндсёрфера. Одного я не знаю, а другой это парень с ресепшена, зовут его Кристиан. Кристиан стартует и улетает, я немного еще стою на берегу и в погоню за ним. Вблизи противоположного берега я догнал Кристиана! ТАКОГО ЕЩЕ НИ РАЗУ НЕ БЫЛО, чтобы я летел не только быстрее кайтеров, но и быстрее опытных Виндсёрферов! У Кристиана парус поменьше. Не знает парень про мантру серферов – «Не бойся». ☺
Вдали на споте Дахла Аттитьюд видны паруса – видимо действительно хороший ветер, раз виндсёрферы появились. ☺
Устал. Очень сильно устал, так что в море был всего 3 часа. А впереди ещё два дня…
На обратной дороге нас опять остановил полицейский. Король или его жена или их свита всё ещё в городе. Я достал документы, дал ему, он спросил какая моя национальность, я ответил, что русский. Полицейский не посмотрев на мои документы, вернул их мне и разрешил ехать. ☺
Завтра ветер будет ещё сильнее! Лишь бы силы были…
18-19.04.2014 (Последние деньки в Дахле)
Устал. Спал плохо. Думал, что может быть и не стоит сегодня выходить в море. В эти трудные минуты помогла Неля – она предложила не принимать решение сейчас, поехать на спот как обычно и по обстановке принять решение на месте.
Неля оказалась права, после завтрака и поедания мёда с лепёшками силы начали возвращаться. Гости Дар Рио Оро не едят мёд много, зато я ем за всех. ☺
Западная Сахара и её местные жители разрушают все стереотипы об Арабах. Местные арабы не навязчивы. На рынке позволяют покупателям самим ознакомиться с товарами. Товары на рынке никто не охраняет, по всей видимости, хозяева товаров не бояться, что их украдут. Водители водят авто очень аккуратно. На здешних дорогах я чувствую себя очень комфортно. Местные жители религиозны, но фанатизма я не заметил.
Дороги в городе хорошие, но по ширине 1,5 полосы в нашем понимании, если кто-то оставляет авто на обочине, то его невозможно объехать не выехав на встречную полосу.
Дома малоэтажные, а дороги возле них широкие, так что достаточно пространства для размещения авто всех жителей.
Красивые бульвары, но вот чего нет так это детских площадок. Дети играют в футбол на проезжей части! Представляете – вы едете по футбольному полю! ☺
Приехали на спот. Мы тут единственные русские, за две недели не слышали ни одного слова по русски. Удивляют привычки расслабленных и свободных европейцев – сидят на диванчиках, читают и ноги на стол, да ещё и в тапках! Европейский народ очень разный, сегодня за завтраком познакомились с испанцами. Трое парней, очень шумных, постоянно громко гогочащих. Они приехали знакомиться с дикими животными Сахары. Это их хобби.
Уже 15:00 и действительно силы ко мне вернулись, от утренней усталости не осталось и следа.
Вышел в море и начал учиться работать с петлями. Ветер сильный 10-12 м/c. Как только разогнался, вставил переднюю ногу в петлю, пора вставлять заднюю, но оказалось полной неожиданностью, что на скорости это не просто. Дело в том, что как только убираешь заднюю ногу с доски, доска начинает рыскать и есть вероятность упасть. Падать не хочется, но пришлось. За день появилось несколько дополнительных синяков и ссадин, но в петлях всё же ходить стал. Сначала в положении, когда правая нога сзади, а под самый конец я прошёлся в петлях, когда левая нога сзади.
В Дахабе от опытного виндсёрфера Владимира я слышал мнение, что хождение в петлях это резкий переход на другой уровень катания. Так и есть. Это совершенно другое ощущение доски и паруса. Скорость, управляемость всё резко меняется в лучшую сторону.
В результате изучения катания в петлях я чаще падал, пришлось научиться делать старт из воды в сильный ветер. Научился. Оказалось, что в сильный ветер удобнее стартовать с двух ног, передняя нога играет роль упора и не даёт парусу возможность перекинуть тебя через доску, тогда как, в средний ветер удобнее вставать с одной ноги, вторая при этом, оставаясь в воде, усиливает силу тяги паруса.
Было удивительно смотреть в эту ветреную и холодную погоду на Нелю стоящую по колено в воде и ведущую видео и фото съёмку. Спасибо тебе Неля! Благодаря ей появилось несколько интересных фоток и видео. Есть такая профессия ВИНДСЁРФЕРА СНИМАТЬ! ☺ Короче, с женой на виндсёрфинге лучше, чем без жены. ☺
Вечером я изучал вопрос – «Как соотносится скорость глиссирования и скорость ветра? Какова максимальная, теоретическая скорость Виндсёрфера в данный ветер?»
Нашёл форум по этому поводу в интернете, где ребята 2 года обсуждают это тему. Узнал много чего интересного, но ответа на вопрос так и не нашёл. Пришлось додумывать самому.
Итак, что я узнал:
- Чемпионы по виндсёрфингу достигают коэффициента отношения скорости их перемещения к скорости ветра 2, т.е. двигаются в два раза быстрее скорости ветра.
- Коэффициент уменьшается с усилением скорости ветра, т.е. при скорости ветра 5 м/c мастер идёт с 10 м/с, а при скорости 10 м/с он идёт с 18 м/c.
- На виндскэйте (это когда гоняют под парусом на льду) достигается коэффициент 3, т.е. скорость скэйта в три раза выше скорости ветра.
Это эмпирические данные.
Далее в форуме многие ссылались на математику, на сложение векторов, оперируя при этом скоростями ветра и доски. Это очень правильно применять векторную алгебру, но оперировать нужно не скоростями, а силами. Силы это то, что определяет ускорение, так при одинаковой скорости ветра и разной площади паруса мы будем иметь две разные силы тяги паруса.
Мы имеем два случая:
- Случай 1. Мы идём по ветру
В этом случае ветер дует нам в спину. Пока мы стоим, тяговая сила паруса максимальна, как только мы начинаем двигаться тяговая сила паруса начинает падать, так как по отношению к ветру мы начинаем двигаться медленнее.
В этом случае максимальная теоретическая скорость виндсёрфера РАВНА скорости ветра. За счёт присутствия трения скорость будет меньше скорости ветра.
- Случай 2. Мы идём поперёк ветра
Здесь мы имеем другую ситуацию – тяговая сила паруса определяется скоростью ветра, площадью паруса, его формой и углом по отношению к ветру. Ветер обтекает парус вдоль. Парус имеет форму крыла и имеет тяговую силу аналогичной той, что имеет крыло самолёта. Причём, эта сила не уменьшается с увеличением скорости виндсёрфера. Сила тяги остаётся постоянной, так что максимальная теоретическая скорость виндсёрфера равна скорости света. Эта скорость может быть им достигнута за бесконечное количество времени. В реальности же начинает работать сила трения, и мы имеем то, что имеем – средний коэффициент 1.4 к скорости ветра. Точно такую же ситуацию мы имеем с силой тяжести. Парашютист летящий без парашюта развивает максимальную скорость 50 м/c, двигаться быстрее ему мешает сопротивление атмосферного воздуха.
На утро последнего дня я просыпаюсь, вроде бы, бодреньким.
Едем на спот пораньше, чтобы походить по магазинам, которые расположены на спотах. Зашли ещё в одну точку дислокации кайтеров Dakhla Envasion. Выбрали несколько товаров и хотели расплатиться картой ВИЗА. Но тут связь не стабильная, и ВИЗА на связь не вышла. Покупка ограничилась суммой наличных в кошельке. ☹ В городе банкоматы работают исправно и выдают требуемую суммы без всяких проблем.
Вкусно пообедали на нашем споте Ocean Vagabond и в море. Ветер сегодня слабоват… Оттачиваю работу с петлями, но очень быстро приходит понимание, что я больше не хочу. ВСЁ. Отпуск кончился! Пора домой! Спешу на берег, к любимой Неле! Быстрее бы домой!
ИТОГИ.
- Дахла место очень раскрученное среди Кайтеров, но почему то не популярное среди Виндсёрферов, а зря! Я в море выходил 11 дней, при этом ветер выше 10 м/с дул дней 7-8. И это для здешних мест средненький результат. Для сравнения в Дахабе за 9 дней ветер 10 м/с дул один раз! Если есть своё оборудование то можно кататься одновременно по гладкой воде, а через 3 км по океанским волнам.
- Неожиданностью оказалось, что здесь достаточно прохладно, по крайней мере, в апреле. Обязательно нужен гидрокостюм. Первые дни я выходил в длинном костюме, а потом потеплело и стало хватать короткого.
- Я вышел на новый уровень катания, теперь мне нужен ветер не менее 8 м/c иначе скучно. Я уверенно глиссирую, делаю старт из воды. К сожалению, до поворота ФОРДЕВИНД (Джайб) дело не дошло, ну и хорошо, будет над чем поработать в следующий раз.
- Для более слабого ветра нужны другие доски – более стабильные на воде, а те которые есть в прокате это доски для сильного ветра, при слабом ветре ходить на них одно мучение.
- Моё представление о Сахаре оказалось не верным. Западная Сахара это прохладное место, влажное и ветреное. Единственно, что подтвердилось так это то, что здесь нет дождей. ☺
Хорошо отдохнули! ☺☺☺