После ковида телеэкран начал править повсеместно. Телешоу, как нынче называются телесериалы, вытеснили полнометражное кино, снимаемое для кинотеатров, на периферию. При этом качество телепродукта осталось прежним, хотя до ковида неуклонно росло. Но это у "них", в мире загнивающего капитализма.
А у нас, до развала Союза, качество и телефильмов, и кинофильмов было одинаково высоким. Притом, что снимался, конечно, и шлак, но не в таком количестве, как сейчас.
Да что там говорить, если один и тот же режиссер (Виталий Мельников) снял для ТВ два подряд знаковых фильма, ставших классикой, - "Старший сын" и "Отпуск в сентябре".
Если "Отпуск в сентябре" - это драма, если не сказать трагедия, то "Старший сын" сделан в жанре "драмеди". Этим богомерзким сокращением, по звучанию напоминающим "даздраперму", нынче называются драматические комедии или, говоря иначе, трагикомедии.
За драму тут отвечает Евгений Леонов. Исключительно он один тянет на своих мощных плечах всю печальную канву сюжета. Впрочем, печаль в фильме не траурная, светлая в фильме печаль.
Герой Леонова, Андрей Григорьевич Сарафанов, кларнетист средней руки, у которого двое детей - старшеклассник Васька, безнадежно влюбленный в соседку Наталью, и дочь Нина, студентка и невеста.
Когда Сарафанов, разбуженный ночью ссорой Васьки и Нины (сестра безуспешно пыталась вразумить влюбленного брата), ушел к Наталье (странно, что посреди ночи) просить ее быть "помягче" с обезумевшим Василием, в квартиру заходят Бусыгин и Севостьянов.
Эти два орла сидели во дворе и случайно подслушали разговор. Точно так же случайно они познакомились друг с другом - выпивая в кафе. Потом они провожали местных девушек домой, по приходу домой те им дали от ворот поворот, и в результате Бусыгин с Севостьяновым опоздали на последнюю электричку.
Причем опоздал Севостьянов. Как потом выяснится, Бусыгин тут живет, в общаге, то есть, он не опоздал) Но, видимо, не захотел бросать нового товарища.
Они зашли погреться.
- Мы - к Сарафанову Андрею Григорьевичу, - говорят. - По делу.
Опять же странно, что ночью))) Но Васеньку не смутило, что к его отцу пришли по делу ночью, а разумная Нина в это время почему-то была за кадром.
- Его нет, но вы можете его подождать, - безмятежно говорит Вася.
А тем только того и надо.
Быстро обежав взглядом стены прихожей, Бусыгин сообразил, что хозяин дома - гастролирующий музыкант. Тут в голове Бусыгина, выросшего без отца, что-то щелкнуло, и он выдал, к изумлению Севостьянова:
- Я - сын Сарафанова. Так давайте же выпьем за встречу!
Так начинается эта "комедия положений", в которой Бусыгин будет выдавать себя за сына Сарафанова, причем так хорошо, что сам вживется в эту роль и не захочет уезжать. Но этому будут способствовать и обстоятельства, в первую очередь - Нина, дочь Сарафанова.
"Старший сын" по сути - водевиль, но водевиль без гротеска, хотя и не без песен. Превосходная игра актеров наделяет сюжет, где одно накручивается на другое по закону "комедии положений", подлинной жизнью и психологической глубиной.
В роли Бусыгина блеснул Николай Караченцов. Если до этого театральная публика хорошо знала его по роли Тиля Уленшпигеля в спектакле Марка Захарова, то после "Старшего сына" его узнала вся страна. Узнала и признала (в качестве старшего сына Евгения Леонова)))
Ну что тут скажешь, краснознаменная классика!
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Виталий Мельников
Сценарий: Виталий Мельников (по пьесе Александра Вампилова)
Оператор: Юрий Векслер
В ролях: Евгений Леонов, Николай Караченцов, Наталья Егорова, Владимир Изотов, Михаил Боярский, Светлана Крючкова.
Интересные факты о фильме:
- На роль Натальи претендовали Маргарита Терехова и Людмила Зайцева.
- Композитор Олег Каравайчук не написал для фильма ни одной темы. Он сказал, что для этого фильма лучше всего подойдет прелюдия № 5 соль-минор (op. 23) Сергея Рахманинова. Мельников спорить не стал.
- Александр Вампилов написал пьесу "Старший сын" в 1967 году, когда ему было 30 лет.
- В сцене застолья Боярский исполняет на гитаре тему из "Генералов песчаных карьеров".
Читайте также на моем канале: