Скифы оставили в истории кочевых народов огромное наследие во всех сферах. Даже, традиционный головной убор кочевников малахай шили еще скифские женщины для своих мужей.
При этом, понимание того, кто относиться к скифам до сих пор остается предметом споров ученого сообщества. Так, часть ученых считает среднеазиатских саков частью скифов. К скифам даже пытаются причислить Хунну-гуннов.
Другая часть ученых четко отделяет "андроновцев", которых считает предками саков и массагетов от представителей "срубной культуры", которые являются предками скифов.
Ученые едины в одном - скифы и саки были индоиранцами. К ним же причисляют уральских савроматов (сарматы).
Происхождение скифов у Геродота
По Геродоту скифы, некогда жили в Азии. Это понятие растяжимое и включает в себя территорию центральноазиатских степей. Но научно обоснованное, так как например одно самоназвание якутов Саха - то есть Саки.
Конкретно скифы, скорее всего жили на территории Северного Прикаспия. Так как по Геродоту они перешли реку Аракс и завоевали земли киммерийцев. Значит, те обитали в Закавказье. По мнению ученых это произошло вследствие объединения скифов под рукой своих царей. Эта организованная сила смогла разгромить не имевших государственности киммерийцев.
- Между прочим у скифов было самоназвание - сколоты. То есть стрелки.
Сами скифы вынуждены уйти из Прикаспия вследствие давления на них саков-массагетов.
Расселение скифов в Западной Евразии
Как бы там не было, но скифы широко расселились не только в Закавказье. Но и в степях Северного Причерноморья. Произошло это в VII веке до н.э. Археологические находки скифских могильников характеризуются их большим наличием именно за этот период.
То есть скифы, сами появились в этих местах не задолго от начала их колонизации эллинами. Отсюда встает вопрос - А кто были насельники этих мест до скифов. Ведь эллины нашли здесь довольно обжитые места с населением, владевшим земледелием. Не зря Геродот писал о скифах-пахарях. А не кочевниках.
Пока наука не может ответить точно на этот вопрос. Скорее всего это были те племена, которые политически влились в состав скифов, но не стали его составной частью. Как например, меоты и потомки древнего индоевропейского населения (ямная культура).
Историки и археологи считают, что появление скифов в Северном Причерноморье кардинально не повлияло на этническую экономическую составляющую местного образа жизни:
- «Археология не знает ни о каком вторжении нового населения в Северное Причерноморье, которое могло бы соответствовать появлению скифов и вытеснению киммерийцев, после... распространения срубной культуры к западу от Волги и вытеснения ею предшествующей катакомбной культуры, но оно относится не к VIII—VII вв. до н. э., а к значительно более раннему времени — к последней трети II тысячелетия до н. э.» - российский археолог М. И. Артамонов
Скифы просто политически объединили местное население. Тоже самое сделает позже Великий Улус (Золотая Орда). Но не больше! В остальном скифы стали привилегированной кастой воинов и аристократии. А подчиненные ими этносы продолжили жить своей жизнью.
Причем "царские" скифы по Геродоту кочевали в Предкавказье по реке Танаис (Дон). Оттуда совершали набеги в Переднюю Азию, где вступили в контакт с эллинскими полисами Малой Азии. И стали их союзниками.
Таким образом, можно говорить о том, что под именем скифы нам известен обширный в этническом плане конгломерат этносов Западной Евразии. Это были европеоиды, говорившие на одном из наречий иранского языка, объединенные в конфедерацию племенем сколотов (царские скифы).
Такой расклад подтверждает и Геродот. Он приводит легенду самих скифов, по которой скифы ведут свое происхождение от первочеловека Таргитая, родившегося от брака верховного мужского божества с нимфой — покровительницей реки Борисфен (Днепр). Типичная легенда для завоевателей.
Интересно и то, что у Таргитая было три сына Арпоксай, Липоксай и Колаксай .Являются прародителями трех «родов»: от Арпоксая происходит роды катиаров и траспиев, от Липоксая — род авхатов, а от младшего Колаксая — паралатов. То есть, "царских скифов". А если Колаксай младший, то значит пришел на скифские земли последним.