Найти в Дзене

Все эти элементы – прекрасные моменты!

Премьерным спектаклем «Вредный элемент» под громкие аплодисменты благодарных зрителей Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан завершил свой 160‑й театральный сезон.

Все эти элементы – прекрасные моменты!
Все эти элементы – прекрасные моменты!

Автор — Елена Попова

Юбилейный для коллектива год был полон событий. Это и премьерные спектакли, и поездки на российские театральные фестивали, и чествование ведущих актёров театра, отметивших красивые даты. И хочется вспомнить все эти «элементы», из которых складываются театральные будни и праздники.
Ознаменовалось открытие 160‑го сезона большим театрализованным представлением, в котором была занята вся труппа театра. Не мудрствуя лукаво, решено было назвать его «Театр — наш дом!». Меняются эпохи, меняются пьесы, которые идут на сцене, но одно остается неизменным: театр для служащих сцене артистов, преданных сотрудников творческих цехов был и остается местом силы, источников вдохновения, родным домом!
Калейдоскопом промелькнули перед зрителями отрывки из любимых, но уже ушедших в прекрасное далёко спектаклей, пробуждая в памяти их прекрасных героев, остроумные диалоги… И это единое для всех счастье узнавания было едва ли не самым волнующим моментом доброго, душевного вечера.
Едва стихли овации и поздравления, коллектив, не привыкший долго почивать на лаврах, устремился навстречу первой в сезон премьере.
Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» — классика отечественной драматургии — давно вошла в «золотой фонд» российского театра. Её поставил на уфимской сцене режиссёр Иван Миневцев. Случайная нелепая выдумка двух друзей, опоздавших на электричку и в поисках ночлега оказавшихся в доме семьи Сарафановых, оборачивается для всех героев этой истории чредой открытий в самих себе и своих близких. И главная роль здесь принадлежит, без сомнения, главе семейства Андрею Григорьевичу Сарафанову, роль которого сыграл актёр Олег Сальцын. Ни на секунду не усомнился он в том, что самозванец Бусыгин — его родное дитя! Эта вера в чудо возвращения блудного сына и дарит свет надежды, который никогда не гаснет в окне, где тебя всегда ждут и любят.
Театр продолжает открывать новые имена. Сценическое рождение пьесы молодого драматурга Влады Ольховской «Рождественская история» произошло именно на уфимских подмостках. Незамысловатая история о ком, как однажды в рождественский сочельник на шоссе упала ёлка, заставив семерых путешественников разбираться с собственными внутренними проблемами в заснеженном лесу, удивительно тепло была принята зрителями, которые, полностью отдавшись жанру спектакля, — «сказка для взрослых» — готовы были верить во все случайности, совпадения и, конечно же, счастливый финал.
Под новый год в репертуарную афишу театра вернулся спектакль «Пока она умирала» — ещё одна история о рождественском чуде. Эту удивительную, добрую лирическую комедию по пьесе Надежды Птушкиной поставил в 2000 году художественный руководитель театра Михаил Рабинович. Музыку к стихотворным текстам Булата Окуджавы, Павла Антокольского, Вероники Долиной, с большой любовью выбранным режиссёром, написал замечательный композитор Юрий Прялкин, ставший полноправным соавтором спектакля. Два романса для этого спектакля исполнил сам Михаил Исакович — так, как умел только он…
Эта комедия шла при полных аншлагах много лет. Но настал момент, когда, памятуя о том, что спектакли должны уходит на взлёте, театр простился этой постановкой. В репертуаре появлялись новые названия. Но осталась нежная грусть — о спектакле «Пока она умирала» всё чаще вспоминали и актёры, и зрители…
В нынешнем сезоне в память о своём художественном руководителе коллектив решил вернуть в репертуар эту постановку. И зрительный зал, согретый душевным теплом героев, снова готов был верить в самые невероятные перипетии, в то, что никогда не поздно начать жизнь заново, что вчера совсем чужие люди могут стать самыми близкими и дорогими созданиями на земле!..
К исполнительницам главных ролей — народной артистке РБ Светлане Акимовой и заслуженной артистке РФ Татьяне Калачёвой в восстановленном спектакле присоединились заслуженная артистка РБ Татьяна Григорьева и вернувшийся в труппу театра заслуженный артист РФ Валерий Малюшин.
Валерий Иванович успешно ввёлся в мюзикл «Голубая камея» на роль Сомова и в спектакль «Старый дом» на роль Павла Ивановича Крылова, а в премьерном спектакле «Вредный элемент» сыграл очаровательного актёра и ловеласа по фамилии Надрыв‑Вечерний.
Пьесы драматурга Василия Васильевича Шкваркина были невероятны популярны в советском театре. Едва ли не на всех сценах страны шла его комедия «Чужой ребёнок». А вот «Вредный элемент», написанный в 1927 году, был незаслуженно забыт. Здесь есть всё, что должно быть в настоящем водевиле: забавная путаница положений, хитро сплетённый узел невероятных встреч, забавность острых слов, куплетов и танцев. Однако за всей этой водевильной легкостью скрываются весьма серьезные темы…
Много лет в афише театра не было имени Василия Шукшина. И вот 160‑й сезон подарил зрителям встречу с этим блистательным писателем. Режиссёр Василий Сенин выбрал из наследия Василия Макаровича пять рассказов — «Материнское сердце», «Срезал», «Мой зять украл машину дров», «Мужик Дерябин» и «Сапожки», объединив их в единое действо, которому дал собственное авторское название — «Счастье рядом». И с этим утверждением сложно поспорить, ведь каждый поступок героев вызван сильнейшим стремлением к счастью, чувством неуспокоенности, неудовлетворённости обыденной повседневной жизнью. Шукшин, а вслед за ним и актёры, не идеализирует своих странных, порой непутёвых героев. Но предельная искренность и любовь к ним, этим обыкновенным «чудикам», вызывают в зрительном зале щемящее чувство сопереживания, понимание и узнавание каждого из них, будь то герой Владимира Кузина — деревенский работяга Сергей Духанин, купивший в подарок жене дорогие сапожки, или молящая о прощении своего набедокурившего сына Мать, которую играет народная артистка РБ Ольга Лопухова.
А под занавес сезона притчу «Вышел ангел из тумана» по пьесе Петра Гладилина выпустил режиссёр Пётр Орлов. Здесь микрокосмос отдельно взятой квартиры, где проживает милая, душевная, мудрая Екатерина Кондратьевна (эту роль в пару играют народные артистки РБ Татьяна Макрушина и Светлана Акимова), где за большим столом встречается вся её семья, смыкается с макрокосмосом, когда каждому приходится отвечать за все свои проступки — прежде всего перед самими собой!
Отрадно, что спектакли театра и актёрские работы были высоко оценены компетентным жюри двух крупных фестивалей.
На Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина в Барнауле роль Ивана Расплюева в спектакле «Смерть Тарелкина» принесла её исполнителю — заслуженному артисту РБ Сергею Басову диплом «За лучшую мужскую роль». Заметим, что благодаря этому спектаклю буквально год назад такую же высокую награду Сергей Николаевич получил на Международном фестивале «Театральный круг» в Тольятти.
На V Межрегиональном фестивале «Волга театральная», проходившем в Самаре, по достоинству был оценён спектакль «Иванов», который по пьесе А. П. Чехова поставил режиссёр Григорий Лифанов. И здесь лучшим актером фестиваля был признан Николай Рихтер, сыгравший заглавную роль. А буквально через несколько дней пришла весть, что Николаю Александровичу присвоено почётное звание «Народный артист Республики Башкортостан»! Награду ему вручил Глава рес­публики Радий Хабиров на встрече с представителями сферы культуры и искусства.
…Театральный сезон закрыт. Но уже в августе коллектив выйдет из отпуска и начнёт готовиться к новой встрече со зрителями. Будет репетировать новые спектакли, планировать творческие поездки, фестивали, интересные проекты, наполняя радостью творчества каждый свой день и щедро делясь ею с залом. А взамен получать аплодисменты и даже овации! И всё это — любви счастливые моменты!

Все эти элементы – прекрасные моменты!
Все эти элементы – прекрасные моменты!