Публикация в «УГ» от 13 июня 2023 года «Можно ли обойтись без домашних заданий?» не оставила меня равнодушным. Хотелось бы продолжить разговор, высказать свое отношение к предложению вице-спикера Госдумы Владислава Даванкова об отмене домашних заданий.
По словам депутата, эти задания – «круговорот бессмыслицы» ввиду того, что готовые стандартные ответы на них легко можно найти в Интернете на сайте типа «Знания» и в других источниках. Возникает закономерный вопрос: а не разумнее ли прикрыть сайты, наносящие прямой вред нормальному функционированию образовательной системы? Надо же понимать, что домашнее задание – это неотъемлемый компонент целостной системы образовательного процесса.
Справедлив, конечно, упрек родителей учеников, что задания нередко объемны, а школьники не всегда подготовлены к их самостоятельному выполнению. Но это вовсе не повод для отмены. Нужны обстоятельные и взвешенные решения, ибо образование не терпит суеты.
Наиболее существенной проблемой представляется переполненность классов. «Оптимизация» числа классов-комплектов привела к непозволительному количеству учеников в классе – до 47 человек! В таких условиях весьма проблематично говорить о трансляции знаний, развитии умений, универсальных учебных действий. Переполненность классов снижает обучающий потенциал урока, вследствие чего возрастает объем домашнего задания. Ведь обязательное выполнение учебной программы учителем никто не отменял.
Вот почему депутатам Госдумы необходимо принять закон не об отмене домашних заданий для школьников, а об оптимальном числе учеников в классе! Разумная наполняемость изменит логику и педагогическую стратегию образовательной практики, значительно повысит ее эффективность, а методические вопросы содержания, характера домашнего задания и его дозировки будут компетентно решены педагогическим сообществом совместно с Министерством просвещения.
В сфере образования крайне опрометчиво принимать управленческие решения без учета мнения научно-педагогического сообщества, позиции педагогической науки. Уже в спешке и эйфории отменили трудовое воспитание в школе, упразднили труд. Результаты нововведений не замедлили сказаться. А теперь фактически речь идет об освобождении школьников от учебно-познавательной деятельности.
Бесспорно, школьные программы перегружены и нуждаются в пересмотре, корректировке и устранении дублирования учебного материала. Однако подходить к решению этих сложных вопросов необходимо исключительно с научных позиций. Важно, чтобы разгрузка школьников не стала для них медвежьей услугой, трансформацией пытливых, любознательных, целеустремленных будущих граждан страны в инертных ленивцев, потребителей благ, Обломовых XXI столетия.
Николай БАРЫШНИКОВ, профессор Пятигорского государственного университета, доктор педагогических наук
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».