Найти тему

Наставничество для учителя: почему оно НЕ работает. Личный опыт

Оглавление

Пару лет назад я заметила интересную тенденцию среди многих моих коллег - учителей иностранных языков. Просто преподавать язык стало вдруг... не модным. Нужно было обязательно перепрофилироваться в наставника или в коуча, чего уж греха таить, я сама на волне "всеобщей перепрофилизации" получила профессию коуча.

"Ох, ты, что не собираешь группы учителей?! А телеграм-клубы у тебя есть? НЕТ?! Как же ты живешь вообще..." - слышала я, когда говорила, что я просто преподаю английский язык индивидуально. Иногда в группах. Иногда провожу психологические консультации, т.к. я - дипломированный педагог-психолог.

На связи Сиана, в миру Ася Плотникова, дипломированный педагог-психолог. Я помогаю педагогам стать сильными, высокооплачиваемыми и востребованными специалистами; на Дзене я пишу о педагогике, психологии, рассказываю истории из собственного опыта. Всегда рада конструктивному диалогу в комментариях, лайкам и подпискам!

У всех вдруг появились наставники. А потом наставники наставников для наставников наставников. Но я откровенно не понимала, в чем суть наставничества для учителя на протяжении месяца, двух, трех... Консультация - это понятно, это точечный разбор одного или нескольких вопросов, но наставничество... Короче, я решила не отставать от продвинутых коллег и тоже взяла наставничество. И из этого не вышло ничего хорошего.

У каждого теперь есть наставник. Тенью стоящей за "высокими чеками"
У каждого теперь есть наставник. Тенью стоящей за "высокими чеками"

Часть первая. Мы сделали тебя наставником, чтобы ты продавал наставничество для других наставников.

Первое, что меня насторожило - это какие-то гигантские скидки у потенциальных наставников. Из серии, "цена моего наставничества - 300 000 рублей, но первые 25 человек получает скидку и услуга будет стоить 70 000 рублей!" При всем, при этом, человек говорит о том, что у него места на наставничество расписаны на месяцы вперед... Обычно, закон спроса и предложения работает так: чем выше спрос, тем выше цена предложения, а тут прямо обратная ситуация вырисовывалась.

Я понимала наставничество так: учитель приходит с конкретным большим запросом. Например таким:

Хочу стать востребованным педагогом, чтобы лист ожидания был на год вперед; чтобы меньше времени тратить на подготовку к урокам и больше - на себя.

И вот месяц наставник помогает учителю добиться поставленных целей: учит, как преподавать, используя разные методики и психотипы студентов, как уроки готовить на разных платформах, где искать материалы, как общаться с учениками, родителями учеников и т.д.

А по факту происходит вот так:

"Хочу стать востребованным педагогом, чтобы лист ожидания был на год вперед; чтобы меньше времени тратить на подготовку к урокам и больше - на себя".

"Ок. Вам нужно продавать наставничество".

Я приходила с совершенно другим запросом, но и мне был дан такой же ответ - все фигня, давай будем думать, как тебе продавать наставничество.

То есть, это, как своего рода, "наставническая" пирамида - учителю нужно постоянно привлекать других учителей и продавать им идею о наставничестве, чтобы богатеть за счет денег от наставничества.

Знаете, в нулевые была очень популярна идея с гуру по йоге. Тогда в нашей стране просто взорвалась "йогическая бомба" и все начали повально заниматься йогой и обзаводиться наставниками по этой самой йоге. А потом индийское учение стало мейнстримом и гурЫ куда-то резко пропали. Подозреваю, что переквалифицировались в коучей и наставников экспертов.

Наставник использовал какие-то базовые техники из психологии успешного успеха, вроде "мысли позитивно, пропиши свои цели, визуализируй мечты" - это хорошо и прекрасно, но... Не результативно и не эффективно в контексте принесенного ему запроса.

Я не стану востребованным специалистом, если буду мыслить позитивно и не вырасту в доходе при визуализации мечт - это так не работает. Извините за резкость, но под лежачего алкаша водка не течет даже, нужно хотя бы встать. Как минимум.

Часть вторая. Если у тебя нет результата - ты виноват в этом сам.

Наставничество обещает результат, который невозможно спрогнозировать и гарантировать. "Я повышу твой чек со 100к в месяц до 300к" - это соблазнительное предложение, однако оно как кот Шредингера - может случиться, а может и не случиться. И чаще всего - не случается.

Это молодой учитель сидит с высокими чеками
Это молодой учитель сидит с высокими чеками

Я бежала на встречи к наставнику, предвкушая, что, вот, вот, и сейчас я получу какие-то сакральные знания о том, как мне стать не просто учителем, а Учителем-Экспертом. Даже так: УЧИТЕЛЕМ-ЭКСПЕРТОМ! Но созвоны выглядели примерно следующим образом:

"Ася, тебе нужно вводить услугу наставничества. Это повысит твой чек". - "Но я не хочу вводить такую услугу... Я бы хотела сфокусироваться именно на образовании, обучении..." - "Нет, нет, только наставничество! К слову, чем ты там еще увлекаешься? Таро? Давай и таро сюда, будет такое наставничество для учителей вместе с таро!"

Я понимала, что это крах. Что я не просто не получаю этих самых священных знаний, я в принципе знаю гораздо больше о рынке, об экономике и маркетинге, чем мой, так называемый, наставник.

Супер-эффективные, секретные технологии выхода на высокий чек оказались пустышкой. Дамы и господа, вот те самые волшебно-магические формулы продаж на космические суммы: рассылки в социальных сетях. Покупка аккаунтов, обход анти-спам защиты, и вот уже вам в телеграм приходит нечто вот такое:

Товарищ даже не смог определиться: на "вы" или на "ты"
Товарищ даже не смог определиться: на "вы" или на "ты"

Конечно же, я отказалась от подобных методов. Попыталась продавать свое личное наставничество через свой сайт и инстаграм, но клиентов это не принесло, и это не удивительно: когда ты сам не веришь в свою услугу, как в нее может поверить клиент?

С кейсами клиентов, которые записывали видео со счастливыми глазами, тоже все оказалось не так гладко, как хотелось бы. Часть из них оказались покупными, т.е. на роликах люди-актеры самозабвенно врали о том, чего они не покупали. А часть записали клиенты, которым пообещали возврат денег за хороший отзыв. Вот так работают все эти супер-кейсы с "Петей, который стал зарабатывать миллион в месяц после наставничества".

Холодный трафик, приходы с рилс, "я делаю миллиарды на охватах в 100" - оказалось, что это тоже пыль в глаза. Я общалась с другими экспертами, которые также, как и я, прогорели с наставничеством, и вот, что могу сказать: практически никто не умеет работать с холодными клиентами. Их просто нет. Если даже этот поток и наблюдается, то приходит он с рекламы, которую гурЫ по-мощнее делают своим подопечным.

Еще наставник обещал мне продать свою уникальную систему, по которой можно провести абсолютно любого наставляемого к цели. И вновь я задавалась вопросом - а как одна (!) система сможет привести разных (!) людей к разным (!) целям? Даже в преподавании система разнится: я не буду одинаково преподавать начинающему, который хочет свободно дайкири на баре в Тае заказывать, и студенту, желающему сдать IELTS на 8,5 - это не реально. Думаю, вы уже догадались, что никакой системы не было, было ровно три шага:

  1. Узнай боли клиента;
  2. Распиши ему позитивный успех: список целей, аффирмации, повышение чека;
  3. Скажи, что так он придет к цели. А если у него не получилось - он сам виноват, значит, где-то что-то не так сделал, схалтурил.

Мне было стыдно, противно и совершенно не хотелось всем этим заниматься. Поэтому я перестала сотрудничать с наставником, убрала услугу наставничества, и стала тихо-мирно продолжать преподавать, попутно консультируя учителей по точечным вопросам обучения, методики, психологии. И в жизнь спустя какое-то время вернулась гармония. Мне повезло отделаться "малой кровью", однако я знаю истории своих коллег, кому пришлось скатиться в ужасные эмоциональные ямы и залечивать раны у психологов.

И еще немного про те самые высокие чеки: наставники говорят о том, что их бизнес - это просто манна небесная, работаешь три-четыре часа в день, а получаешь миллионы. Но по факту это не так. Весь бизнес завязан на одном наставнике, он должен лично вести всех своих подопечных.

Тебе нужно продавать наставничество! Понял меня?!
Тебе нужно продавать наставничество! Понял меня?!

Часть третья. Так что же все-таки такое - наставничество?

Примеры успешных сессий наставничества существуют. Например, моя коллега открыла в своем городе школу английского языка и предоставляет наставничество тем учителям, которые также хотят открыть свою школу, но нуждаются в наставнике, человеке, который бы за руку вел их через весь процесс.

Я вижу смысл в наставничестве, когда в коллектив приходит молодой, начинающий учитель и к нему приставляется наставник, чтобы рассказать о школе, о студентах, о методах преподавания. Но в борьбе за высокие чеки и холодных клиентов наставничество - это какой-то страшный и убогий костыль, который не просто не помогает идти, а мешает.

Ведь что такое наставничество простыми словами? Это передача своего опыта в решении определенной задачи, которая уже произошла в жизни эксперта (или схожая задача произошла). А ярое стремление привести всех и каждого к заработку в 300к - это чистой воды обман.

Вот такая история произошла в моей жизни. Для кого-то это может стать лакомым кусочком обвинить меня в тупости, дурости, жажде наживы. Для кого-то послужит теми самыми граблями, на которые лучше не наступать. Для кого-то будет просто интересным рассказом. В любом случае, помните, что автор - живой человек, а всем живым людям свойственно ошибаться, по сути именно так мы и нарабатываем опыт.

Большое спасибо моим адекватным и порядочным подписчикам, вы меня вдохновляете на новые статьи и новое творчество! Мне нравится создавать для вас полезный контент!

И помните, что Ася всегда на связи! Ищите меня в комментариях или по ссылкам:

Телеграм: https://t.me/seaanavl

Сайт: https://seaana.ru/

Нельзяграм: http://instagram.com/milkenglish

Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCA2p2fWWmFR55iV-HY-64Ew