ЛИЯ АХЕДЖАКОВА – 85!
Маленькая довоенная девочка из Днепропетровска. Мама – актриса. Эвакуация. У девочки появляется отчим – Меджид Ахеджаков, режиссер Адыгейского театра, который дает ей свою фамилию и отчество. В доме на родине нового отца в Майкопе одна икона – портрет Станиславского работы Александра Головина. Девочка растет за кулисами, но родители дружно противятся её желанию стать актрисой. Золотую медалистку загоняют в Институт цветных металлов и золота. Но металлы от прикосновения девочки ржавеют, институт после ухода Ахеджаковой (проучилась полтора года) ссылают в Сибирь, а золотым слитком оказывается сама девчонка. 20 лет спустя…
Папа последний раз пытается образумить дочь: «Посмотри на себя. Твое амплуа – травести. И в двадцать лет, и в шестьдесят ты будешь играть мальчиков и зайчиков. В лучшем случае – комических старух. Пойми и опомнись». И не успела Лия опомниться как закончила адыгейскую студию при ГИТИСе.
А дальше… Папа знал, что говорил: ТЮЗ. А в МТЮЗе на травестийном княжении свой Князь – Лидия Князева. Поэтому всё, что получше, у нее, а вся тюзятина – у Ахеджаковой. Первая роль, если верить Вике – поросенок Ниф-Ниф. Это тот, у кого домик из соломы. Ахеджакова так и будет жить, играть и добра наживать именно в таком домике. Но эта солома останется огнеупорной, она не будет гореть даже в паровозных топках ненависти, куда ее будут бросать враги – ни сдуть, ни разрушить ее «домик» никому не удастся. Так ковался и закалялся ее характер, который с тех пор и навсегда стал несокрушимее стальной арматуры в бетоне.
А потом в 1968 году 30-летняя Лия сыграла 12-летнего Петрушку (Петю) в телеспектакле/телефильме «Возвращение» по рассказу Андрея Платонова. Её Петя «узнал вдруг всё, что знал прежде, гораздо точнее и действительней».
К счастью, Ахеджаковой не пришлось дожить до слов малыша из зрительного зала, который показывая на Валентину Сперантову, игравшую в ЦДТ Чиполлино, выкрикнул: «Какой же он старенький!» Лию случайно заметил Анатолий Эфрос и ввел на маленькую роль в «Тане» на Бронной. Оттуда Ахеджакова перебралась в «Современник», где и прослужила более 50 лет.
Там она сыграла самый важный, по ее собственному мнению, спектакль в своей биографии – «Крутой маршрут» по книге Евгении Гинзбург в постановке Галины Волчек. Незадолго до того, как спектакль сняли (его играли 30 лет) Ахеджакова говорила в интервью: «На сцене мы все чувствуем, что его актуальность сейчас возросла, открылись новые смыслы, о которых тогда нельзя было даже подумать. Это очень больно, что есть вечная тема в России – насилие, тюрьма, жестокость озверевшего палача».
А дальше вы и сами всё знаете. Кочует сейчас Лия Меджидовна по миру со спектаклем «Мой внук Вениамин» (режиссер Марфа Горвиц) по пьесе Людмилы Улицкой.
А сегодня, несмотря ни на что, канал «Культура» показал-таки фильм с ее участием – «Гараж» Эльдара Рязанова. Как говорится – всё, что смогли…
Кругом война, а этот маленький,
Над ним смеялись все врачи:
Куда такой годится маленький?
Ну, разве только в трубачи.
А что ему? Всё нипочем.
Ну, трубачом так трубачом.
(Сергей Крылов – Сергей Никитин, 1963)
Леонид СОКОЛОВ