Найти тему

Кризисные перипетии кинематографа

Мало кто знает, что одно из моих давних хобби - анализ кассовых сборов фильмов в текущем кинопрокате. Когда-то я даже занимался этим более-менее профессионально, работая внештатным автором в профессиональном медиа "Бюллетень кинопрокатчика". С тех пор я привык несколько раз в неделю просматривать прогнозы и таблицы кассовых сборов; прикидывать, насколько оправдались ожидания продюсеров; оценивать, какие "темные лошадки" неожиданно стали кассовыми хитами, а какие картины с треском провалились в прокате. И вот впервые захотелось немного высказаться на эту тему, потому что количество удивительных событий в мировом кинопрокате превысило пределы разумного.

К концу 2010-х годов казалось, что в сфере глобального кинобизнеса всем уверенно правит Голливуд, который нашел универсальную формулу успеха - снимать на потоке высокобюджетные развлекательные сиквелы со звездами. Каждая крупная киностудия стремилась найти или создать топовую франшизу (Бонд, Форсаж, Звездные войны, Мстители и т.п.), чтобы потом выпускать всё более масштабные новые части, которые будут приносить все больше и больше денег по всему миру. Подразумевалось, что все остальные национальные кинематографии более-менее остаются на подпевках, либо создавая не слишком дорогие фильмы под "свою аудиторию", либо стараясь сделать кино, "как в Голливуде". Казалось, что так будет всегда...

Но нет. Сначала все поломалось в ковид. Уже готовые хиты (типа нового "Бонда") не выпускали в прокат, потому что кинотеатры были закрыты, а все сидели по домам. Потом кинотеатры открыли, но голливудские хиты не выпускали, потому что считали, что многие еще боятся ходить в кино из-за угрозы заражения. Потом все-таки фильмы выпускать стали, но чаще в гибридном формате (и в кинотеатрах, и на стримингах). Когда главные релизы года стали недобирать в прокате, то во всем стали винить онлайн-кинотеатры, дескать, развратили народ за пандемию, так что он разучился ходить в кино. Тем временем оказалось, что пока американский кинобизнес пытался решать свои проблемы, китайский рынок так вырос, что стал крупнейшим в мире. И ни ковид, ни стриминги ему почему-то не помешали.

И вот теперь окончательно стало понятно, что наступил момент истины. Прямо сейчас с громким треском проваливается в мировом прокате последний "Индиана Джонс", легендарная франшиза с миллионами фанатов. Самым громким провалом в истории фильмов про супергероев стал "Флэш", эксперты прогнозируют студии под 200 млн. долларов убытка. В целом провалились "Шазам", "Подземелье и драконы" и даже мультфильм "Элементарно" от Pixar (кстати, это уже третий подряд убыточный релиз студии). Вроде бы всё это очень раскрученные бренды, а почему-то не летят...

А у каких фильмов тогда все хорошо в прокате? У тех, кто даже при весьма скромном бюджете креативно работает со своей целевой аудиторией, а не просто говорит: "Смотрите, какой я большой и могучий! Все в кино!"

Фильм ужасов "М3ГАН" про роботизированную куклу-убийцу при бюджете в 12 млн.$ собрал в мировом прокате 180 млн.$, главным образом привлекая зрителей вирусным танцем странной куклы с тесаком в ТикТоке. Хотя в фильме нет ни одного звездного актера, религиозная историческая драма "Революция Иисуса" про пастора, привлекавшего к вере хиппи в начале 1970-х годов, только в США собрала более 50 млн.$ при бюджете в 15 млн.$ за счет грамотной работы с церковными общинами. Прямо сейчас кассовой сенсацией, пусть и скандальной, становится криминальный триллер "Звук свободы". Биографический фильм про бывшего спецагента иммиграционной полиции США, который спасает в Латинской Америке похищенных подпольной сетью педофилов детей, был снят еще в 2018 году, однако получившая права на прокат студия Disney решила фильм не выпускать. Тогда его создатели выкупили обратно права на картину, за 2 недели собрали на краудфандинге 5 млн.$ на ее выпуск, а теперь за первые 6 дней проката многострадальный фильм с бюджетом в 14,5 млн.$ собрал уже более более 40 млн.$, причем наибольшей популярностью картина пользуется у правых консерваторов и сторонников конспирологического движения Q-Anon, которые не только сами пошли в кино, но и запустили массовую акцию по выкупу билетов и бесплатному раздариванию их тем, кому они хотели бы раскрыть глаза на существование "мирового заговора влиятельных педофилов".

Ну и самая поразительная история. Пока терпящий крах новый "Индиана Джонс" почти за две недели проката по всему миру собрал меньше 250 млн.$, примерно за это же время в одном только китайском прокате почти 400 млн.$ собирает местный ремейк советского перестроечного (!!!) фильма "Ловушка для одинокого мужчины" (1990), где главные роли играли Николай Караченцев и Вениамин Смехов (см. кадр ниже).

-2

Превращенная в мрачнейший триллер картина с новым названием "Затерявшись в звездах" не только стала кассовым хитом, но и невероятно активно обсуждалась в китайском обществе, особенно в социальных сетях. Больше всего под впечатлением оказались зрительницы, некоторые из которых были так потрясены поведением главного героя, что внезапно стали опасаться своих партнёров и мужей, что иногда даже приводило к разрыву отношений.

О чем говорят все эти удивительные истории? Наверное, о том, что время безоговорочного доминирования высокобюджетных голливудских франшиз прошло (хотя сами они наверняка еще долго будут шествовать по мировым экранам). О том, что своего зрителя нужно искать и с ним работать (даже если ваша целевая аудитория - правые радикалы, помешанные на теориях заговоров). Наконец, о том, что яркие идеи для будущих хитов можно искать и находить в самых неочевидных местах. Даже в советских фильмах эпохи Перестройки.

Михаил АЛЕКСЕЕВСКИЙ