На выборах президента Узбекистана победил Шавкат Мирзиёев, и для России это хорошая новость: скорее всего, он будет и дальше продолжать улучшать отношения с Москвой, но пока неясно, приведет ли это к присоединению Ташкента к ЕАЭС. Как отмечает эксперты, Мирзиёев уже решил свою первоочередную задачу - устранить изоляцию Ташкента на международной арене.
По словам политолога-международника, профессора СПбГУ Станислава Ткаченко, опыт взаимодействия с двумя американскими военными базами в Узбекистане показал, что новый президент не собирается развивать с США серьезные отношения, кроме некоторых торгово-экономических вопросов. Вместо этого ему будет выгодно укреплять связи с Россией и Китаем, поскольку первая предлагает привлекательный рынок для узбекской экономики, а вторая - технологии и финансирование.
Однако, как считает эксперт, присоединение Узбекистана к ЕАЭС все еще остается неопределенным. Несмотря на хорошие отношения с Россией, Мирзиёев также стремится поддерживать баланс в своей внешней политике и не хочет полностью зависеть от одной страны. Поэтому процесс присоединения к евразийскому союзу может занять некоторое время, и окончательное решение будет принято на основе всеобщих интересов Узбекистана и его геополитической стратегии.
Важно отметить, что для президента Мирзиёева, так же как и для лидера Туркмении, приоритетом остается сохранение суверенитета, превышающего готовность признать преимущества экономической интеграции. Это означает, что Узбекистан пока не совсем готов полностью войти в интеграционные проекты России. Хотя сотрудничество и сближение двух стран происходит довольно быстро, важно учитывать осторожность со стороны узбекского лидера. Возможно, в будущем условия для полной интеграции изменятся, и Узбекистан станет полноправным членом экономического сообщества.
Для Узбекистана, который в течение 20 лет подчеркивал свою независимость и суверенитет, отказ от прежней политики и присоединение к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) станет сложным испытанием. Проблема здесь, безусловно, имеет политический характер. Однако, как отметил Ткаченко, Узбекистан уже окружил себя сетью двусторонних соглашений, что позволяет сказать, что он фактически находится на равных условиях с членами ЕАЭС. Это означает, что присоединение к ЕАЭС может быть перспективным вариантом развития экономического и политического сотрудничества.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе отношения Узбекистана с Россией будут заметно улучшаться и развиваться в различных сферах сотрудничества. Возможность присоединения к ЕАЭС также становится все более реальной, и Узбекистан может положительно влиять на региональную экономику и политику через свое участие в этом союзе.