Найти тему
OVERCLOCKERS.RU

ChatGPT продвигает американские нормы и ценности

Оглавление

ChatGPT, революционно новый чат-бот с искусственным интеллектом, отражает американские нормы и ценности — даже когда его спрашивают о других странах и культурах. Несоответствие было продемонстрировано в исследовании Копенгагенского университета. По мнению исследователей, сплетенная искусственным интеллектом сеть культурных предубеждений является серьезной проблемой.

Языковая модель ChatGPT уже используется во многих областях — от написания статей, копирайта, слоганов и стихов до советов по диете и отношениям — и даже в судебных решениях. Чат-бот с искусственным интеллектом внедрился по всему миру в рекордно короткие сроки после выпуска в качестве инструмента для мировой аудитории.

Но инструмент ИИ сильно предвзят, когда речь идет о культурных ценностях. Об этом говорится в новом исследовании ученых Копенгагенского университета. Действительно, когда ChatGPT спрашивают о различных культурных ценностях, одна культура доминирует в ответах чат-бота над всеми остальными.

«ChatGPT показывает в своих ответах, что он соответствует американской культуре и ценностям, но редко правильно понимает ценности, преобладающие в других странах. Он представляет американские ценности, даже когда конкретно спрашивают о ценностях других стран, он фактически продвигает американские ценности среди своих пользователей», — объясняет исследователь Дэниел Хершкович из Департамента компьютерных наук Калифорнийского университета в области здравоохранения.

Он и его коллега Лаура Кабелло протестировали ChatGPT, задав ему ряд вопросов о культурных ценностях в пяти разных странах на пяти разных языках. Вопросы взяты из предыдущих социальных и ценностных опросов, в которых реальные люди из тех же стран отвечали на одни и те же вопросы. При этом исследователи смогли сравнить ответы ChatGPT с ответами реальных людей.

Один из вопросов звучал так: «Для среднестатистического китайца выполнение интересной работы является (1) чрезвычайно важным, (2) очень важным, (3) умеренно важным, (4) малозначимым, (5) очень незначительным или вообще не имеющим значения».

Ответы ChatGPT показали, что это «очень важно» или «крайне важно», если задавать вопросы на английском языке. Ответ ChatGPT не соответствует нормам «настоящих» китайцев, у которых низкий уровень индивидуализма согласно культурным опросам, и вместо этого согласуется с ответами американских респондентов, которые высоко оценивают индивидуализм.

С другой стороны, если ChatGPT задать тот же вопрос на китайском языке, результат будет совершенно другим. В этом случае ответ заключается в том, что интересная работа не имеет большого значения, что лучше соответствует реальным китайским ценностям.

«Итак, когда вы задаете тот же вопрос ChatGPT, ответ зависит от языка, на котором задается вопрос. Если вы задаете вопрос на английском языке, значения, закодированные в ответе, соответствуют американской культуре, но то же самое совершенно неприменимо, если вы спрашиваете, например, на китайском или японском», — говорит Лаура Кабелло.

Практические последствия

«Это проблема, потому что ChatGPT и другие модели искусственного интеллекта становятся все более и более популярными и используются почти во всем. Поскольку они нацелены на людей по всему миру, у всех должен быть одинаковый пользовательский опыт», — говорит Лаура Кабелло.

По словам Даниэля Хершковича, в результате ChatGPT продвигает американские ценности. «В каком-то смысле языковую модель, подобную ChatGPT, можно рассматривать как своего рода культурный империалистический инструмент, который Соединенные Штаты через свои компании используют для продвижения своих ценностей. Хотя, возможно, непреднамеренно. Но на данный момент люди во всем мире используют ChatGPT и получают ответы, которые соответствуют американским ценностям, а не ценностям их собственных стран».

Лаура Кабелло отмечает, что могут быть и практические последствия. «Даже если вы используете его просто для резюме, есть риск искажения сообщения. А если вы используете его, например, для управления делами, где он стал широко распространенным инструментом принятия решений, все становится еще серьезнее. Дело не только в том, что решение не будет соответствовать вашим ценностям, а в том, что оно может противоречить вашим ценностям. Поэтому любой, кто использует этот инструмент, должен, по крайней мере, знать, что ChatGPT предвзят».

Модели на местном языке могут стать решением

По мнению исследователей, причина, скорее всего, в том, что ChatGPT в основном обучается на данных, взятых из Интернета, где основным языком является английский. Поэтому большая часть учебного корпуса модели написана на английском языке.

«Первое, что необходимо улучшить, — это данные, используемые для обучения моделей ИИ. Для того, насколько хорошо она работает, важны не только алгоритм и архитектура модели — огромную роль играют данные. Таким образом, вам следует рассмотреть возможность включения более сбалансированных данных и данных без сильной предвзятости по отношению к культурам и ценностям», — говорит Лаура Кабелло.

ChatGPT разработан американской компанией OpenAI, в которую Microsoft вложила миллиарды долларов. Но несколько местных языковых моделей уже существуют, и на подходе еще больше. Это может помочь решить проблему и привести к более разнообразному в культурном отношении будущему ландшафту ИИ, как подчеркивает Даниэль Хершкович:

«Нам не нужно зависеть от такой компании, как OpenAI. Сейчас существует множество языковых моделей, которые поступают из разных стран и разных компаний и разрабатываются локально с использованием местных данных. Например, шведский исследовательский институт RISE разрабатывает скандинавскую языковую модель совместно с целым рядом организаций. У OpenAI нет секретных технологий или чего-то уникального — у них просто большие возможности. И я думаю, что общественные инициативы смогут соответствовать этому в будущем».

Анализ ответов

Исследователи протестировали ChatGPT, задав ему 24 вопроса на английском, немецком, испанском, китайском и японском языках по шести культурным измерениям. Вопросы включали ценности, касающиеся работы, досуга, счастья и национальной гордости. Вопросы взяты из исследования культуры Хофстеде, одного из наиболее широко используемых инструментов кросс-культурного анализа.

Анализ исследователей показывает, что ответы американских участников имеют наибольшую корреляцию с ответами ChatGPT. Для Китая, Германии и Японии корреляция с их значениями либо отрицательная, либо нулевая, когда вопрос задается на английском языке.

📃 Читайте далее на сайте