Найти тему
Ирина Аренкова

Виктюк показал Рудольфа Нуреева обнаженным во всех смыслах на сцене своего театра.

«НЕЗДЕШНИЙ САД. РУДОЛЬФ НУРЕЕВ»- спектакль, который идёт 19 лет в театре Романа Виктюка.

Сейчас достаточно популярен жанр пластического спектакля в драматических театрах. Но манера постановок Виктюка в этом плане опередила всех. 

Я помню его самые первые «Служанки», о которых говорила вся Москва: красивые полуобнаженные мужские тела,волшебная музыка и пластика, как продолжение этой красоты с ее плавной тягучестью линий и гОлоса, как на замедленных кадрах фотопленки.

С биографией великого танцовщика я очень хорошо знакома, видела фильмы о нем и скандальную постановку Серебренникова в Большом- «Нуриев». Поэтому на этот спектакль шла с большим любопытством. К тому же было интересно как в нем покажет свои личные эмоции и видение большого таланта Виктюк,пообещавший Нурееву сделать о нем спектакль.

-2

Есть выражение - «талант от Бога», «талант от Дьявола». Виктюк,как мастер психологического анализа,создал не просто автобиографический спектакль, он препаририрует,как хирург,время,героев, вытаскивая все потаённое, и показывает нам и божественно прекрасного танцовщика, и дьявольски одержимого артиста ради своей мечты. 

-3

Талант Нуриева -это и дар его , и проклятие:

«Ты войдешь в нездешний сад. 

В том саду найдешь цветок. 

Если ты сорвешь цветок, 

Будет путь домой далек... 

Я вошел в Нездешний сад, 

Я нашел, сорвал цветок... 

Прошептал мне тот цветок: 

Будешь вечно одинок!..»

Эти строки из стихотворения Азата Абдуллина ( он же и автор пьесы) символично  взяты в название спектакля. 

Буквально с первых минут спектакля у меня комок в горле-пластическая сцена Нуриева с матерью. Все понятно без слов- любовь,тоска, боль. Угловатые руки, ноги в пластическом номере очень точно передают смысл фразы «ломает от боли».

Ради своей мечты танцевать и быть лучшим, Рудольф покинул страну, покинул самого близкого человека -мать. Весь мир им восхищался, а страна назвала «предателем».Когда умерла мать Рудольфа, страна разрешила невъездному  «предателю» всего лишь на несколько часов приехать, чтобы проститься с нею. В такие моменты хочется воскликнуть: «А судьи кто?» 

-4

Слово «предатель» и тема предательства не единожды звучит в спектакле. «А когда меня предают и я на всё готов»- говорит Нуриев голосом Дмитрия Бозина, исполнителя главной роли. 

Бозин- звезда театра Виктюка,заслуженный артист. Когда-то давно видела его в Виктюковской «Саломее», год назад в «Леонардо» Грымова ( театр Модерн). Артист «дьявольски» хорош собою, божественно прекрасен. Идеален для этой роли! В самом конце спектакля он становится так похож внешне на Нуриева,что это даже немного пугает. Как-будто столкнулся с привидением. 

 

Лаконичные декорации , но такие точные и правильные! Ничего лишнего и все самое главное: полукруг-экран, на котором портрет танцовщика с глазами, впивающимися прямо в тебя, в твою душу и сердце. А на другой половине экрана - периодически кадры хроники, дополняющие повествование на сцене. 

Все ключевые моменты жизни мы проживаем вместе с Нуреевым-Бозиным и главными людьми в его судьбе.

Прекрасная Марго Фонтейн в исполнении Анны Нахапетовой ( видела ее впервые и поражена и прекрасной балетной формой,и актерскими способностями).

-5

На этот спектакль лучше идти «подготовленным». Здесь много красивых визуальных сцен, ведь в главной роли Дмитрий Бозин,пластичный , как пантера, и в спектакле интересные пластические номера с его участием , Дарьи Нахапетовой и других артистов. 

Но именно поэтому , не зная хорошо биографии Нуриева, какие-то эпизоды могут показаться вам непонятными, потому что спектакль не облачен в традиционную форму повествования.

Красивый финал: Бозин,склоняется над шаром(у меня ассоциации - весь земной шар, который был им покорён) и его накрывают халатом, расшитым золотом. 

Отсылки к могиле танцовщика в Париже: его могила как бы накрыта его любимым узорчатым ковром. Причём мозаика на ковре выполнена так искусно, что издалека полное ощущение, что это натуральный восточный ковёр. 

-6

В зале был аншлаг, многие с цветами, и мне стало так приятно, что в театре Виктюка нет «случайных» людей. Здесь всё только ПО ЛЮБВИ!

По любви к великому танцовщику Рудольфу Нуриеву ! 

По любви к мэтру, создавшему этот особенный театр со своим неповторимым стилем - Витюку! 

По любви к артистам этого театра, которые чтут и берегут стиль мэтра и традиции театра. 

-7

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц