Это действительно так. Крошечная Тута абсолюта с помидорами не церемонится. Для нашей страны этот вредитель относительно новый. Тем он и опасен. Ведь, не подозревая о присутствии этой опасности, садовод сам невольно её разносит, или заносит на участок.
Буквально на днях я сама столкнулась с этой Тутой.
Врага лучше знать в лицо. Поэтому я расскажу вам о вредителе, первых признаках его появления, мерах борьбы и уникальном опыте азербайджанских товарищей.
Кто-то из вас, дорогие читатели, наверняка уже слышал, а может, и читал об этом вредителе. Однако, не торопитесь закрывать статью, думая о том, что его эта напасть, от которой стонут фермеры юга, вас не коснётся. Я живу в Подмосковье и столкнулась с вредителем нос к носу. Точно так же садоводы Урала и Сибири могут занести к себе южного вредителя, даже не подозревая об этом.
Итак, знакомьтесь. Тута абсолюта (Tuta absoluta) – южноамериканская минирующая томатная моль. Карантинный вредитель, абсолютное зло. Партия товара, в которой обнаружен вредитель подлежит уничтожению.
Незаметная бабочка, очень похожая на нашу продуктовую моль. Длина её 0,7 – 1 мм. Держится скромно, летает в основном по ночам. Наибольший вред наносят гусеницы, но косвенно вредит и бабочка, откладывая яйца в лист томата.
Вредит она на всех паслёновых – перцах, баклажанах, картошке. Но вдохновенно и истово гадит тепличным томатам: падёж составляет от 35 до 100%. Впечатляет?
В нашу страну первые туты проникли ещё в 90-х, когда уровень фитосанитарного контроля упал ниже плинтуса. И теперь помимо амброзии и прочих заморских напастей мы имеем ещё и её.
Бабочка хорошо известна садоводам юга. Тех регионов, где положительные среднегодовые температуры. Куколки зимуют в почве. Весной из них выходят бабочки. Каждая бабочка способна отложить до 300 яиц. За сезон вылупляется несколько поколений моли.
Казалось бы, садоводы севера самой природой защищены от этой напасти. Но я заметила, что уже две зимы подряд почва у нас под снегом не промерзает совсем. И дело даже не в этом.
Итак, моль не даром называется минирующей. Бабочка откладывает яйца в листья и стебли томата. Личинки проедают в листьях затейливые ходы, чем-то напоминающие вологодские кружева. Питаясь листьями, стеблями и плодами, моль планомерно уничтожает урожай. Вредит в теплице, но может отметиться и в открытом грунте.
Первый сигнал – появление в теплице моли, похожей на шерстяную-пищевую.
- Оголодала, – ухмыляется беспечный садовод и идёт дальше.
- Эх, Вася, Вася, - ухмыляется моль и минирует очередной листик.
Следующий признак – «вологодские» кружева.
На этом этапе пора хвататься за опрыскиватель, но садовод ещё «не понял». Чаще всего первые следы, проделанные личинками в листьях садоводы списывают на таинственную «нематоду». Похожие загогулины часто можно увидеть на листьях флоксов, иногда берёз.
Напомню, что нематода – вредитель микроскопический, живёт в клеточном соке и проделывать такие тоннели ему не под силу. Минёры – другое дело.
Взрослея, гусеницы начинают объедать уже всю листовую пластинку, оставляя от листа белые плёночки.
Гусеницы не брезгают и спелыми помидорами, оставляя на них характерные червоточины. И тут нас подстерегает западня. Не зная причину возникновения пятна, можно занести помидор вместе с гусеницей на участок.
Особенно циничным в глазах Туты выглядит совет «бывалых» о том, что ускорить созревание своих помидоров можно, подложив в теплицу зрелые покупные помидоры. Личинки Туты торжествуют. На этом этапе в зону риска попадают и северные садоводы.
Если уж хотите этилену, разложите в теплице спелые яблоки.
А теперь переходим к купированию и, если не помогло, к уничтожению Туты абсолюты - абсолютного вредителя томатов.
Хорошо помогает верифицировать вредителя феромонная ловушка. Кроме диагностики она создаёт ещё и самцовый голод в отдельно взятой теплице. Нет самцов, бабочки не размножаются, нет вредоносных личинок. Правда, эффективна ловушка будет только в теплице, надёжно закрытой антимоскитной сеткой.
И увы, я не нашла информации о ловушках отечественного производства. Все они – буржуйские. Но наши умельцы наловчились делать светоловушки из лампочки и стоящей под ней ёмкости с водой. Моль отлично летит на неё.
Химических препаратов, эффективных против южноамериканской минирующей моли, немного. Большая часть тоже зарубежного производства (Фейм, Альверде). К большинству старых, проверенных инсектицидов у вредителя уже выработалась резистентность.
Из имеющихся у нас в продаже на данный момент самым эффективным является Кораген. По листу (0,02%) его защитное действие длится две недели, под корень (0,03%) 4 – 6 недель. Больше двух раз в сезон применять Кораген не рекомендуется.
Для профилактики возникновения резистентности его нужно чередовать с препаратами другой группы.
Второй препарат, эффективный против моли – Актара. Тоже применяется и под корень, и по листу согласно инструкции. То есть бороться с тутой нужно весь сезон.
После атаки минирующей моли теплицы и землю в них рекомендуется обработать инсекто-акарицидом Талстар.
И тут садовод закономерно спросит: «А жрать помидоры когда?»
Терпение и спокойствие, дойдём и до мякотки – безопасного способа борьбы с молью. А для начала подумайте, насколько нагружены пестицидами спелые ароматные томаты, приезжающие к нам из южных регионов, скажем, из солнечного Азербайджана? Моя печень уже говорит мне «Бе-э-э!»
Да, химии в борьбе с вредоносной молью предостаточно. Настолько, что уже и помидоров-то с отрыжкой Актарой не хочется. В Азербайджане проблема туты абсолюты (привет помидорам) стоит настолько остро, что на Апшеронской опытной станции в 2017 году был проведен эксперимент по борьбе с вредителем при помощи биологических препаратов.
Для борьбы был выбран Битоксибациллин. И да, результаты впечатляют. Не очень-то привечаемый дачниками из-за запаха и возни с разведением препарат оказался довольно эффективным.
По рекомендации учёных применять его нужно четырёхкратно с промежутком в 10 дней. Битоксибациллин хорошо сдерживает туту и позволяет получить чистый от химии урожай даже в заражённой теплице. На мой взгляд, это прорыв!
Но буквально вчера зайдя в продуктовый, я решила полюбопытствовать, как там у азербайджанских розовых томатов дела с тутой обстоят? И вот вам, пожалуйста! Первый же взятый мной помидор обладает каиновой печатью. Так можно и домой, и в сад вредителя в сумке принести.
Есть у этой медали и другая сторона. Так ли безобидны те томаты, которые мы покупаем в магазинах? Точно ли их битоксибациллином обрабатывают? А? Проще купить, чем выращивать?
Так что дорогие мои садоводы, будьте бдительны. Нам кажется, что пароход ещё стоит под парами в солнечной Бразилии и вредитель ещё далеко. А он уже тута, рядышком, в Магните у дома.
Сталкивались с тутой абсолютой? Бог миловал?