О последнем шедевре Василия Поленова всем творцам, созидателям и неисправимым мечтателям
В холодной мастерской
Шел голодный 1920 год. Василий Дмитриевич сидел в мастерской и работал над серией необычных картин. Было холодно, и он все время был в своем меховом пиджаке, шапке и рукавицах.
Зашла дочь Екатерина, предложила пойти домой, отдыхать. Но Василий Дмитриевич не хотел прерывать работу. «Как же хочется подарить этим людям эдакое волшебство. Вот только подумай, Катерина, как живут крестьяне? Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!», -- с чувством сказал Василий Дмитриевич.
До самого вечера он стоя работал над картинами. Чтобы подкрепить силы запекал в печке, стоявшей в мастерской, яблоки. В сумерки пришел в дом, уставший и озябший, но воодушевленный своей работой и готовый завтра скорее ее продолжить.
Капитан и юнга
Летом 1909 года Семен с братьями часто ходил из своего села в усадьбу Борок, к художнику – там они строили лодки и учились управлять ими. Капитаном был сам художник, а его дети и еще деревенские мальчишки – юнгами и матросами.
Осенью ребята помогали убирать все на зимовку в лодочный сарай. Этот сарай в усадьбе назывался «Адмиралтейство». Он был какой-то чудной: с каменными стенами и мощными деревянными балками наискось. Такой Семен видел на картинках, которые однажды показал мальчишкам сам художник:
«Вот это – фахверковые постройки. Это такая конструкция домов в Европе: в Германии, Австрии, Швейцарии».
«А Вы там были?», -- спросил Семен
«Да, был. Архитектура там очень отличается от нашей. Интересно было бы вам посмотреть?»
«Еще как! Только это ж далеко».
«Далекооо… Вот бы нам сейчас сесть в лодку всей компанией и отправиться в дальнее путешествие! Поплывем в Серпухов, потом на поезде в Москву, а потом в Германию, Италию, Францию…»
«Вот это да!», -- с восторгом воскликнул Семен. И тут же осекся: «Да только батя-то нас и не пустит…».
Экскурсия
По хвойной аллее от усадебного дома в сторону Оки растянулась экскурсионная группа. Бодрым голосом гид рассказывала: «Сейчас мы подойдем к «Адмиралтейству». Это бывший лодочный сарай...»
Немного отставая от группы, шли мальчик с мамой и папой.
«Костя, идем скорее, чтобы в первый ряд сесть!», -- поторопила сына мама.
«Марин, а, может, лучше на пляж?» -- неуверенно сказал ей муж.
«Нет, Миш, мы же специально сюда ехали, чтобы ребенок посмотрел. Люди вон из-за границы приезжают, а нам 15 минут жалко потратить?»
«Костя», -- спросил его отец, «что ты выбираешь: пляж или диораму?»
«Я не знаю…», -- растерянно, ответил мальчик.
Валенки
Зима 1921 г. Небольшая школа в селе Страхово. Два смежных класса с раздвижной стеной образуют зрительный зал и сцену. В набитом зале с трехлетним сыном сидит Семен. Ему 24 года. Вместе с остальными Страховцами он здесь, чтобы посмотреть необычный передвижной театр – световую диораму художника Василия Дмитриевича Поленова. Но художника все нет и нет.
В это время Поленов в передней в своем доме в Бороке. Он готов выехать в Страхово: лошадь уже запряжена, а тяжелый ящик с картинами, свечами и лампой погружены в сани. И только одно обстоятельство останавливает художника: он не может натянуть валенки на свои сильно опухшие ноги.
Напряженная работа и голод обострили его болезни. Две недели он не вставал с постели, а его ноги сильно отекли. Домашние пытались отговорить его, но ему не терпелось представить свой труд зрителям, для которых он трудился все это время.
Диорама
Июль 2016 года. Экскурсовод, поглядывая на часы, рассказывала:
«Очарование диорамы, созданной в 1920–е годы, до сих пор ничуть не потускнело и продолжает увлекать многочисленных посетителей музея. Диорама сохранена в мемориальном виде. Конечно, керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки.
Поленовский текст, поясняющий картины, пришлось несколько сократить: ритм музейной жизни лишает нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями.
Изначально в диораме было 65 иллюстраций. Сейчас из-за плотного музейного графика мы показываем только 16. Прошу вас соблюдать тишину. Мы начинаем сеанс.»
Кругосветное путешествие
Зима 1921 года. Василий Дмитриевич открыл задвижку в ящике, и зрители увидели колесный пароход, который плывет погожим днем по реке и оставляет на воде длинные волны. Поленов начал рассказ:
«Наше с вами кругосветное путешествие начинается из усадьбы Борок. Мы спускаемся с пристани и садимся в старый колесный пароход. Прежде путешествовать было трудно, но вот, была открыта сила пара, которая дала возможность совершать большие поездки без особого труда…»
На целый час простые крестьянские дети и их родители из непростого 1921 года, сидя на деревянных скамьях, перенеслись в неведомый им мир больших городов и музеев, далеких стран и морей, гор и влажных тропических лесов, диковинных животных и необычной архитектуры, мир, расцвеченный огнями праздничных фейерверков и ночных городов.
«…На елке загорались огни, зажигались свечи и под веселую музыку, дружно взявшись за руки, ребята водили веселый забавный хоровод. Вот таким маленьким праздником мы и закончим наше с вами кругосветное путешествие.», -- закончил Поленов.
В зале кто-то зажег свет. Семен смотрел на Василия Дмитриевича с затаенным дыханием, радостью и удивлением! Зрители долго аплодировали. Картины вызвали полный восторг и детей, и взрослых. Почти на руках художника вынесли из школы и усадили в сани.
Волшебство для детей и взрослых
Январь 2016 года.
«Костя, ну хватит уже смотреть мультики, -- сказала мама, забрала пульт и стала переключать каналы.
«Ой, мама, сделай погромче! Про диораму рассказывают!», -- восторженно закричал мальчик.
На Канале Культура они услышали:
«Искусством создания диорам Василий Поленов заинтересовался во Франции. Там в салоне искусств Луи Дагера художник впервые увидел диорамы и загорелся сделать нечто подобное.
Рассказывает Наталья Поленова, директор музея-заповедника Поленова, правнучка В.Д. Поленова:
“Ему было хорошо под 80, и он был не очень нездоров. Он собрался ехать в Страхово показывать детям свою новую большую диораму. Оказалось, что ноги его опухли, и валенки не надеваются. Он сердился, не хотел слышать об отсрочке, велел разрезать валенки и поехал.”»
«Миш!», -- крикнула мама Кости мужу, -- «иди послушай, про наше Поленово и диораму рассказывают!»
Мама сделала погромче:
«Наталья Поленова, директор музея-заповедника Поленова:
“Диорама – это последний большой труд жизни Василия Дмитриевича. Он часто сидел на крыльце, радовался восхищению выходивших из диорамной комнаты. Не удержавшись, сам заходил посмотреть еще раз и удовлетворенно говорил: «Превосходно, не ожидал, что так хорошо сделаю”.»
При подготовке текста использованы материалы:
· сайта музея-заповедника Поленово www.polenovo.ru, 2021 г.
· книги М.И. Копшицера «Поленов», изд-во «Молодая гвардия», 2020 г.
· путеводителя по музею-усадьбе «Поленово», изд-во «Дизайн-Коллегия», 2005 г.
Пролог:
Из письма В.Д. Поленова:
«Диорама – значит прозрачная картина, ее изобрел французский художник Дагер. Картины меняются в зависимости от направления освещения – спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, улицы. <…> Выходит что-то вроде волшебства. Картины очень разнообразны. Моя диорама состоит из путешествия вокруг света, начиная с реки Оки: идет пароход, мы на нём как бы едем. Сначала днём, а потом вечером. <…> Затем идут картины: Московский Кремль, галерея, Эйдкунен, поезд идет по Германии, германские древние зáмки, Вольфрам и Тангейзер; Бавария, гостиницы, дилижанс. Шиллер и Гёте – пешком. Потом Италия, Венеция, днём – дворец Дожей, ночью – маскарад и гондолы. Рим, Неаполь. Извержение Везувия. Швейцария, горы, Сен-Бернар, Симплон. Франция, Париж, Сена, Собор Парижской Богоматери, фейерверк. Возвращаемся опять в Россию на юг: Украина, Крым (Ялта), Чёрное море, фантастический маяк. Далее наше путешествие: Босфор. Египет в шести картинах. Палестина, Восточная Азия, Индия, слоны; Китай, фонарики, иллюминация. Северная Америка - горы Кордильеры. Южная – девственный лес, Амазонка, ловля дикой лошади…. Возвращаемся в Россию: губернский город, пожар; Петербург, Академия художеств, Аничков мост. Начало зимы у нас. Кончается елкою, ребятишки пляшут…».