Нахожусь в Санкт-Петербурге в мини-отпуске. Рассказываю о необычных музеях, в которых побывала.
В предыдущем посте рассказала о музее денег в Петропавловской крепости:
В этом посте расскажу еще об одном очень интересном музее, в котором, безусловно, стоит побывать, причем, там одинаково увлекательно будет и взрослым, и детям, поскольку музей этот интерактивный.
Сайт музея: https://dosug.metro.spb.ru/metro-museum/, там найдете все адреса и телефоны.
Сразу предупрежу, что посещение музея только по записи. В нашу группу просились туристы, приехавшие "на шару", без предварительной записи - к их большому сожалению, на экскурсию им попасть не удалось: количество мест ограничено.
Экскурсовод по имени Анна - выше всяких похвал. Хорошо поставленный голос, приятная грамотная речь, умение вовлечь каждого - в итоге большое удовольствие от проведенной экскурсии.
Сразу скажу, что мы с мужем, как жители Екатеринбурга, были, что называется, не в теме. Почти всё, что касалось названия станций или маршрутов Санкт-Петербургского метро, нам было неведомо. А местные жители, которых было в группе подавляющее большинство, с удовольствием отвечали на вопросы.
Отвлекусь: в нашем родном Екатеринбурге метро есть, но не является основным видом городского транспорта. Оно одно из самых коротких в мире, и у нас всего одна линия и всего 9 станций.
К разным знаковым событиям, как то: Летняя Универсиада 2023 года (которая в итоге отменена и заменена другим событием: Международными студенческими играми), 300-летие города, которое будет буквально вот-вот, поднимались разговоры о строительстве то второй ветки метро, то еще какой-то станции. Но, к сожалению, разговоры эти так и остались на уровне разговоров.
В Санкт-Петербурге же метро, конечно, развито отлично. Целых пять линий, довольно протяженных: эксплуатационная длина около 125 км. Билет стоит 70 (!) рублей.
У входа в музей нас встречает красивая схема метро, на которой каждая линия подсвечивается с помощью отдельного включателя.
Некоторые элементы в музее полностью копируют настоящие, находящиеся сегодня в метрополитене, например, эти светильники:
Если честно, я была уверена, что во время Великой Отечественной войны ленинградский метрополитен уже существовал. Оказывается, нет, он был построен в 1955 году.
Правда, проектирование его действительно началось гораздо раньше, в 1938 году. И в начале 1941 года было утверждено решение о сооружении ленинградского метро. В связи с началом войны работы были свёрнуты и только после ее окончания снова возобновлены. Первый пробный поезд вышел со станции Автово в 1955 году, этот год и считается годом рождения метрополитена.
Понравилось, как отражены изменения во внешнем виде вагонов метрополитена: от самых старинных до современных.
В музее великое множество экспонатов, которые можно не только разглядывать под стеклом, но заходить внутрь:
Санкт-Петербургское метро - очень глубокое. Есть такой показатель, как средняя глубина залегания станций: здесь она 50-60 метров. А вот, например, глубина залегания станции «Адмиралтейская» составляет 86 м - это одна из самых глубоких станций в мире!
Причиной такого глубокого строительства станций является состав почв. Они пронизаны водой, и только на очень большой глубине так называемая голубая кембрийская глина подходит для строительства таких сооружений как тоннели метрополитена. Слой этот сформировался сотни миллионов лет назад!
Как я уже написала, музей интерактивный. Включаются звуки, имитируется движение. Так, очень интересная интерактивная строительная клеть (площадка) позволяет погрузиться на глубину более чем 70 метров в слои кембрийской глины: мелькающие на экране друг за другом слои разных пород создают полное ощущение погружения.
В музее много различных залов, и после экскурсии разрешено в них побывать самостоятельно и опробовать все экспонаты в действии.
На движущемся макете нам показали работу метрополитена в действии. Обслуживают этот макет, кстати, те же ребята, которые работают в Гранд-Макете. Мы были там несколько лет назад, и остались очень впечатлены подробнейшими деталями разнообразных мини-сюжетов, выполненных с великолепной тщательностью.
Эскалатор ведет вниз (правда, не движется, это просто лестница):
Несколько видов пропускных систем:
А ниже подробнее, листайте вправо
А вот тут, как вы думаете, что я делаю? Может, и догадаетесь. Специальным инструментом с захватом я поднимаю с рельсов упавший туда предмет - в данном случае детскую игрушку. Непростая это работа, скажу я вам! Но у меня получилось!
Кстати, нам показали обучающий фильм, что нужно сделать, если ты упал на рельсы. Ни в коем случае нельзя забираться наверх самостоятельно. Или пытаться спрятаться под платформу - под ней проходит контактный рельс, куда человек инстинктивно поставит ногу (он окрашен в желтый или розовый цвет). А ногу ставить туда нельзя - мгновенная смерть!
Оказывается, между рельс есть специальный желоб, куда надо лечь на живот, сняв со спины рюкзак (если есть), обхватив голову руками, в сторону движения поезда. Глубина этого желоба 80 см, так что если вы не отъели большой живот, то есть шанс туда поместиться.
Хотя лучше, конечно, не попадать туда - это факт.
Между рельс в желоб надо лечь, если поезд уже на подходе. А вот если времени достаточно, и поезд еще не скоро, то нужно скорее бежать в сторону электронных часов, показывающих время с момента отбытия предыдущего поезда. Там должна быть черно-белая полосатая рейка - если честно, я пока не смогла ее увидеть, но обязательно найду, где же она. Там относительно безопасное место.
А тому, кто остался на платформе и увидел, что человек в опасности, нужно скорее нажать кнопку экстренного вызова: она на табло, я специально сняла для вас это табло уже не в музее, а в метро:
И еще одно: можно махать большими круговыми движениями в сторону приближающегося поезда: машинист увидит ваш сигнал и применит экстренное торможение. Движение в виде большого круга международное и означает требование остановки. В руках, конечно, неплохо иметь телефон с фонариком или включенным экраном для привлечения внимания к вашей персоне.
Вот такую беседу о безопасности с нами провели, и, если честно, для меня кое-что было неизвестно, так что я порадовалась, что получила полезные знания (тьфу-тьфу, пусть они мне никогда не пригодятся!)
А дальше мы еще посидели за диспетчерским пультом:
... и в кабине машиниста электропоезда. Это очень крутая симуляция!
Еще в одном зале расположены экспонаты, посвященные ликвидации знаменитого размыва между станциями Лесной и Площадью Мужества. В 1974 году там произошла крупнейшая в мире техногенная авария в результате разрушительного воздействия плывуна на тоннели. Пассажирское движение между этими станциями не работало с 1995 по 2004 год. Фильм-катастрофа "Прорыв" (1986) посвящен этому событию. Я не смотрела фильм и даже не слышала о такой катастрофе, но сразу после посещения музея прочитала с большим интересом всю информацию в интернете, а фильм, возможно, посмотрю!
В музее громадное количество интереснейших экспонатов, советую побывать здесь всем любознательным людям!
Если вам было интересно, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии.
Здесь я рассказываю о жизни, моем магазине "Храни воспоминания", владельцем которого я являюсь уже 14-й год и немного - об обменном опыте нашей семьи.