Вчера, собирая материал для будущего проекта, наткнулась на незнакомое стихотворение. Фамилия автора сразу же отослала к очень известному, но непонятному мне человеку. "Что-то здесь не то, надо разобраться". И я разобралась. Оказывается, отец известного режиссера был творческой личностью.
Долгое время Арсений Тарковский был известен только как переводчик с восточных и европейских языков. Прославился поэт, когда ему было уже больше пятидесяти лет. Он дружил с Анной Ахматовой, переписывался с Мариной Цветаевой, его называли «последним поэтом Серебряного века». Стихотворения Тарковского прозвучали в фильмах его сына: "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия".
Свои первые стихи Арсений Тарковский начал сочинять в раннем детстве. В этом ему помогал отец. Александр Тарковский водил детей на поэтические вечера, а дома дети сами устраивали представления, разыгрывали пьесы и сказки собственного сочинения.
Через всю жизнь пронес поэт свое предназначение. В годы Великой Отечественной войны он, эвакуированный вследствие слабого здоровья, рвался на фронт и добился назначения в действующую армию военным корреспондентом. Он писал для газеты «Боевая тревога» стихи, очерки и рассказы о советских солдатах. Несколько раз он участвовал в боях. В начале 1943 года был награжден орденом Красной Звезды.
Стихотворение, с которым я познакомилась только что, написано после войны, в 1965 году. Эти стихи о бессмертии, памяти времен и связи поколений.
I
Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.
II
Живите в доме — и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом, -
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.
III
Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.
Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела.
От начала и до конца стиха лирический герой призывает не бояться физической смерти ни в молодости, ни в старости. Он убежден, что бессмертие не имеет ничего общего с мистическими представлениями. Тарковский полагал, что все мы можем понять суть вечности через собственное отношение к миру. Согласно тому, что пишет Арсений Александрович, человек наделен возможностью управлять временем, если он приобщен к культуре. Таким образом, несмотря на бренность тела, есть вероятность достижения бессмертия. Стихотворение было написано специально для Анны Ахматовой, с которой Тарковского связывала долгая и крепкая дружба. Ахматова умирала, и произведение стало попыткой успокоить поэтессу, помочь ей принять свою смерть.
А сегодня, открыв новенький учебник родной литературы для 11 класса, я нисколько не удивилась, увидев в содержании уже знакомое стихотворение. Загадочная русская душа - именно в этом разделе учебника размещено это произведение. И опять мы будем читать и определять жанр, композицию и сюжет, искать метафоры и олицетворения, но главное -- мы разгадаем загадку русской души. Она в наших традициях. В наших родных домах. В нашем русском языке. В нашей памяти.