Найти тему

2.1 L’hôtel de la Païva. Мечтательная бесприданница

 📌 Hôtel Païva

25 Av. des Champs-Élysées, 75008 Paris

В прошлый раз мы лишь поверхностно обозначили заказчицу и владелицу роскошного особняка нагло занявшего место в самом сердце Парижа на Елисейских полях.

1. L’hôtel de la Païva. Реванш куртизанки 🇨🇵🇷🇺
Aeris Douglas☆Des images d'un Paris ordinaire.3 июля 2023

Однако эта неординарная женщина заслуживает большего, чем пара строк.

Начав во Франции без гроша в кармане, с самого низа социальной лестницы, она закончила свое земное существование будучи одной из знаковых фигур французского общества Второй империи, обладая огромным состоянием и богатейшей коллекцией драгоценностей.

Ее полное имя Esther Pauline Blanche "Thérèse" Araújo, Mme Villoing, Mme la Marquise de Païva, Countess Henckel von Donnersmarck

Миру она запомнилась под именем маркизы Паивы.

Если бы 7 мая 1819 года Боруху Лахману, портному из еврейского квартала Москвы, имеющему более чем скромные доходы, предсказали бы, что его новорождённая дочь Эсфирь будет маркизой, графиней и владелицей несметных богатств, он бы посчитал эти слова неумной шуткой.

Девочку ожидала такая же печальная судьба, как у её матери, Анны Амалии Кляйн. Так были уверены все... до поры до времени...

Эсфирь в молодости.
Эсфирь в молодости.

Как только Эсфирь перешагнула порог 16-летия, её сосватали за человека такого же социального уровня, за француза-портного Антуана Франсуа Гиацинта Вилльюэна/Antoine François Hyacinthe Villoing. 26-летний жених был беден и некрасив, но есть ли выбор у еврейской бесприданницы?

К тому же у Антуана было два больших преимущества:

  • во-первых, после замужества Эсфирь получала французскую фамилию;
Humann House, Paris. La Mode 1837.
Humann House, Paris. La Mode 1837.
  • а во-вторых, мучимый ностальгией и своим бедственным положением в Москве, жених мог часами рассказывать о своём родном Париже, великолепном Ville Lumière - Сияющем Городе, где жизнь весела и роскошна; где ослепительность дамских туалетов соперничает с изысканной галантностью мужчин.

Эсфирь могла бесконечно слушать об этом чудесном месте, полностью погружаясь в метания, в котором она представляла себя царственно-прекрасной Королевой, центром вокруг которой вертится блестящий волшебный мир.

La Mode, 1837. Tilbury
La Mode, 1837. Tilbury

11 августа 1836 состоялась скромная свадьба, а менее чем через год Эсфирь родила мужу сына Антуана/Antoine Villoing.

Замужняя жизнь в крайней бедности с тягостными для неё материнскими и супружескими обязанностями, очень быстро опротивела молодой женщине. Это было совсем не то, о чём она так страстно мечтала.

И она сбежала, оставив мужа и грудного ребёнка. Сбежала с заезжим комерсантом, обещавшим отвезти в город её грёз - Париж.

Les Tuileries sous Louis-Philippe, 1836
Les Tuileries sous Louis-Philippe, 1836

Ее единственный сын, Антуан, окажется никому не нужным: ни отцу, ни дедушке с бабушкой. Ребёнок долго будет переходить из рук в руки, пока его не выкупит для усыновления богатая бездетная пара, очень дальние родственники отца. С этого времени жизнь маленького Антуана изменится к лучшему. Его увезут в Париж, он будет жить в прекрасном доме, в каком-то получасе от своей матери, но они никогда не встретятся.
Через пятнадцать лет его биологическая мать, уже известная и разбогатевшая, однажды будет искать встречи.
Но Антуан, наслышанный о стиле жизни Эсфирь, откажется наотрез от любых контактов. И никогда не простит свою мать, бросившую его во младенчестве.
Судьба отмерила Антуану короткую жизнь. Гордость приёмных родителей, подающий огромные надежды студент медицины парижского Университета, он умерёт в 24 года от туберкулёза, как следствия плохого питания и лишений перенесённых им в детстве.

Что же касается Паивы, та часть её жизни, которая прошла между Москвой и Парижем, находится в zone d'ombre - она покрыта мраком.

Известно, что сразу попасть в столицу Франции ей не удалось, несмотря на сладкие обещания любовника-коммерсанта, легко соблазнившего Эсфирь забыть про ребёнка и мужа.

После отъезда из России последовали довольно длительные странствия в которых он её бросил. Когда в последствии у куртизанки интересовались как она провела тот год, она отвечала, что "занималась эротизмом в Константинополе".

В конце-концов, это не важно. Но точно известно, что в 1839 году 20-летняя Эсфирь Вилльюэн по прозвищу Тереза ("Thérèse", Mme Villoing ) была зарегистрирована в полиции к проживанию на улице Rue des Martyrs в "свободной профессии".

"Thérèse"  Villoing, 1840
"Thérèse" Villoing, 1840

Мечта сбылась. Правда, не совсем так как мечталось юной Эсфирь в Москве.

Но теперь это была не робкая молоденькая 16-летняя девочка.

События последних четырёх лет, способные раздавить слабую натуру, только укрепили Эсфирь, выковав основу и оформив твёрдый характер с недюжинной силой воли.

Как развивались события дальше и как Эсфирь шла к своей цели, мы узнаем в пятницу.

Всем хорошего вечера!❤