Найти в Дзене

Русские царицы. Начинаем с Романовых?

Конечно же нет! Начинаем с жён Ивана Васильевича IV, которого В. Татищев "обозвал", не глядя, Грозным, а литератор-масон Н. Карамзин вообще прославил как тирана на русском престоле. Через судьбу его жён и сыновей и их жён я попытаюсь немного изменить ваше к нему отношение. Ибо на уроках в 7 классе уже никто из моих учеников Грозным его не называет, помня о том, что это прозвище его достойного деда, полного его тёзки, московского Великого князя Ивана Васильевича III.

изображение из открытых источников интернет
изображение из открытых источников интернет

Меня так порадовала найденная картинка, что сразу захотелось сказать: "Только один портрет возможно настоящий - самого Ивана Васильевича". Нет, нет, я не думаю, что где-то возможно есть портреты женщин, которые когда-либо были рядом с царём. Но к этим изображениям мы просто привыкли и принимаем их как данность.

Вообще-то женщины в 16 веке всё ещё совершенно не интересовали мужской мир. Это там, на Западе богатые мужья заказывали роскошные портреты своих избранниц. У нас всё пока ещё очень просто: терем, хозяйство, дети, муж или отец.

Главное в этой теме для меня - мог ли русский православный царь действительно нарушая всё жениться столько раз? Или мы снова и снова повторяем навет на первого нашего царя, пытавшегося создать ту самую "вертикаль власти", которой и сегодня активно противятся многие в нашей стране?

А главное - сколько их было, жён-то? Четыре, семь или восемь? Доступные источники пишут о разном количестве женщин и о разных совершенно скандалах и сплетнях с ними связанных. Ведь до сих пор считается, что царь был слегка неуравновешенной личностью, а поэтому некоторых из жён просто приказал убить... Да полноте! Сколько можно повторять эти гадости!

В. В. Куракса. Боярский пир
В. В. Куракса. Боярский пир

Очерёдность первых 4 браков царя бесспорна. О ней, помимо многочисленных записей летописей, к примеру, свидетельствует Духовная грамота царя Ивана Васильевича, составленная сразу же после его 4-й свадьбы с Анной Колтовской летом 1572 года, которая упоминает покойных Анастасию Романовну, Марию Темрюковну и Марфу Собакину с просьбой царевичам Ивану и Фёдору поминать их: «А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери [Анастасию Романовну], поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно»

Что же касается других браков... Тут, как пишут дети - всё сложно. Интересно, что царь жертвовал в монастыри на помин только 4 жён. Оно и понятно - Мария Нагая его пережила, хотя её брак не признавал сын Ивана Васильевича царь Фёдор Иванович. Но эта женщина хотя бы БЫЛА не мифом!

Кстати, иностранцы, купцы и путешественники, бывавшие в Русском государстве в 16 веке, тоже "как бы запутались" в своих описаниях. Только Даниил принц фон Бухау перечисляет по именам 4 цариц. Остальные что хотели, то и писали ( точнее что хотелось, то и выдумывали). Но были ли эти "воспоминания" именно источниками 16 века? Или их просто "открыли внезапно" в 19 веке?

Пассевино, правда, честно пишет, что царь ещё "брал девиц в жены (хотя это можно назвать и другим словом)" Ну по крайней мере он честен и ничего не выдумал!

Г. Седов.  Царь Иван Грозный любуется на Василису Меленьтеву" 1875 год
Г. Седов. Царь Иван Грозный любуется на Василису Меленьтеву" 1875 год

Иван Васильевич получил разрешение от Церкви на четвёртый брак, чего не будет делать в дальнейшем, потому как больше НЕ ЖЕНИТСЯ. Царь воспользовался кончиной митрополита Кирилла в феврале 1572 года и созвал в Москве собор. На нём сорокадвухлетний царь Иван клялся духовенству, что из-за болезни новобрачной Марфы и её скоропостижной смерти она не успела стать ему женой - темные силы дьявольские «воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, ещё в девицах сушу… и тако ей отраву злую учиниша».

Высшее духовенство особым приговором, датированным 29 апреля, подтвердило, что брак не был консумирован, так как венчанный муж девства невесты «не разрешил». В виде исключения по государственным соображениям царю разрешили 4-й брак, однако на него наложили епитимью: «в течение года до Пасхи царю было запрещено входить в храм, причаститься можно было только на Пасху, затем год он должен был стоять в храме с „припадающими“ и год с „верными“, вкушать антидор он мог по праздникам».

Собор подчеркнул «всем человецем» прочим, что исключение было сделано только для царя: «да не дерзнет (никто) таковая сотворити, четвёртому браку сочетатися», «аще кто гордостию дмяся или от неразумия дерзнет таковая сотворити… да будет за таковую дерзость по священным правилам проклят».

Таким образом, лишь 4 женщины при жизни Ивана Грозного официально титуловались «царица». Подкреплением статуса служит то, что только три первые жены царя были при его жизни похоронены в усыпальнице цариц и великих княгинь - кремлёвском Вознесенском соборе Вознесенского монастыря.

Тогда зачем были придуманы остальные жёны???? А главное - почему никто не задаёт главный вопрос: КОГДА началась эта ложь про первого русского царя и КТО был первым её распространителем?

Вряд ли простые ( да и не очень простые) обыватели Российского государства в 19 веке читали первоисточники, которые в малом количестве оставались после двух веков их уничтожения. Но интерес к собственной истории при императоре Александре Павловиче начал просыпаться. Ну вспомните: заказная "История государства Российского для будуарного чтения" Николая Карамзина, вдруг "открытое" Куликово поле, появившееся ниоткуда "Слово о полку Игореве" - но это первая половина века. А во второй - дикие по своему исполнению и идеологическому наполнению живописные картины из истории 16 века в целом, мягко говоря странные портреты Ивана Васильевича кисти В. Сурикова и И. Репина. В истории 19 века впервые начинают говорить о нём, как о тиране и самодуре, который и жениться-то нормально не смог. Кто это мог себе позволить 7-8 браков вопреки мнению церкви???

Интересно то, что официальное мнение императорского дома было тогда однозначным - ЛОЖЬ! Не даром К. Победоносцев ПОТРЕБОВАЛ ИЗЪЯТЬ картину Репина, позорящую нашу отечественную историю. Зато мы помним царя именно по портрету В. Сурикова, который грешит даже в главном - в цвете волос царя ( он был тёмно-рыжим, если так дозволено говорить)

Царь Иван IV был хоть и жёстким правителем, но общим правилам, особенно церковным, подчинялся... Напомню то, что написала раньше: Собор подчеркнул «всем человецем» прочим, что исключение было сделано только для царя: «да не дерзнет (никто) таковая сотворити, четвёртому браку сочетатися», «аще кто гордостию дмяся или от неразумия дерзнет таковая сотворити… да будет за таковую дерзость по священным правилам проклят».

Мог ли позволить себе правитель огромного государства быть проклятым из-за женщины? Да? В таком случае, вы плохо понимаете законы средневековья...

Я буду писать обо всех женщинах, которых называли его жёнами. О ком-то больше, о ком-то ( о мифах) меньше. Главное, я хочу, чтобы вы - мои читатели - поняли главное: для меня историческая ложь - это очередной разрез по- живому, кровоточащий разрез... Я не могу повлиять на медиа-пространство, которое продолжает изображать 45-50 летнего царя Ивана Васильевича выжившим из ума патлатым старцем. Но оглядитесь по сторонам, у вас же наверняка есть знакомые в таком возрасте. Они похожи на сумасшедших маньяков, не способных принимать адекватные решения? По-моему в этом возрасте мужчины всё ещё очень красивы и принимают самые взвешенные и правильные решения...

Предполагаемый портрет Ивана IV Васильевича. неизв автор
Предполагаемый портрет Ивана IV Васильевича. неизв автор

Царя Ивана Васильевича при его жизни любили, а о делах его будут вспоминать ещё не один век, прославляя милостивого и справедливого царя. А список его - точнее не его - жертв очень мал для 16 века... Он был православным христианином, исполнявшим предписания духовника ( поп Сильвестр - помните?). Да, он спорил с теми, кто покушался на его власть и не смотрел при этом ни на титулы, ни на родство и близость к трону кого-либо. Но он имел на это право. Он помнил слова бабушки Анны Стефановны Глинской после усмирения пожара в Москве летом 1547 года: "Ты - государь!"

Ну а женщины в его жизни... Как и в жизни любого правителя они были и его гордостью, и отрадой, и слабостью, на которой спустя века вдруг решили "сыграть" люди очерняющие русскую историю.

Но обо всём - по порядку.