Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...
О ней написано так много, что разобраться где правда, а где преднамеренная ложь очень сложно. Но попробовать можно. Когда очень много надуманной истории, я "ухожу" в историю фактическую, которую конечно тоже можно подделать, но зато там эмоций меньше.
Итак, в 1453 году активно растущая империя Османов добирается и в пределы одряхлевшей Византийской империи. Император Константин IX Палеолог погиб в своей захваченной турками столице. Из родственников погибшего императора в живых остались его брат Фома и его четверо детей, которые бежали на принадлежащий Венецианской республике остров Корфу. Бежал он туда, конечно же не с пустыми руками. Он выкрал из одного из соборов святыню - забальзамированную голову апостола Андрея. А ещё он пообещал принять католичество. Однако и на Корфу через 7 лет пришли турки. И вся семья перебралась в Ватикан, где Фоме Палеологу дали орден Золотой Розы (ну а что? жалко что ли?) и обещание составить браки его детей. Маленькой Зое было 10 лет.
"Пристроить " девочку замуж у папы почему-то никак не получалось. Говорят уже в юном возрасте она не отличалась красотой - обычная чернявая девчонка. Как это по-русски? "Ни кожи, ни рожи". Зато уже сейчас амбиций у девочки с неопределённым будущим было хоть отбавляй! Говорили, что Зоя - одна из наследниц византийского трона. Я бы сказала - близко стояла, но в наследницы не годилась. Но претенденты на руку и сердце были, например, король Кипра Яков, а вот приданное у девушки отсутствовало. От слова совсем! Что только не придумывали потом, чтобы объяснить почему она засиделась в девках! Некий римский хронист - почему-то безымянный - указал, что Зоя до брака с русским правителем не только успела побывать замужем за каким-то итальянским богачом, но и овдовела в 12 лет от роду... Да мало ли сплетен было.
По факту, о Зое Фоминичне Палеолог вспомнили, когда овдовел русский Великий князь Иван Васильевич, резко отказавший папе римскому, точнее его предложению, перейти в католичество. А тут такой шанс! Предложить князю Ивану свою девицу.
Под 11 февраля 1469 летописец записал:
«Той же зимой в феврале в 11 день пришел из Рима от кардинала Виссариона грек по имени Юрий к великому князю с грамотой, в которой писано, что „есть в Риме у деспота Аморейского Фомы Ветхословца от царства Константинограда дочь именем Софья, православная христианка; если захочет взять её в жены, то я пришлю её в твое государство. А присылали к ней сватов король Французский и князь великий Медядинский, но она не хочет в латинство“. Ещё приходили фрязи: Карло именем, Ивану Фрязину, московскому денежнику, брат старший, да племянник, их старшего брата сын Антон. Князь же великий внял этим словам, и подумав о сем со своим отцом митрополитом Филиппом и с матерью своею, и с боярами, той же весной в марте в 20 день послал Ивана Фрязина к папе Павлу и к тому кардиналу Виссариону, чтобы посмотреть царевну...»
Царевна была хороша собой. Миндалевидные тёмные глаза её смотрели грустно и очень внимательно. Нос был, пожалуй великоват, тем не менее казался вполне изысканным. Небольшой рот с яркими губами как бы застыл в таинственной улыбке. Чуть тяжеловатый подбородок уравновешивался высоким, безукоризненной формы лбом с яркими чёрными бровями. Она казалась властной и одновременно нерешительной, серьёзной и резкой и тут же трогательной, горячей, но умеющей себя обуздывать, "держать лицо". Портрет был чудесным. осталось только дождаться и воочию увидеть невесту ( или уже жену?)
Её привезли только через три года. Сначала долго шли переговоры. Потом
долго составляли безопасный маршрут. Маршрут же был долгим: на север из Италии через Германию, в порт Любек посольство прибыло 1 сентября. Приходилось объезжать Польшу, через которую обычно путешественники следовали на Русь сухопутным путём — в этот момент она находилась с Иваном III в состоянии войны. Морское путешествие через Балтику заняло 11 дней. Корабль пристал в Колывани (совр. Таллин), откуда кортеж в октябре 1472 года проследовал через Дорпат (совр. Тарту), Псков и Великий Новгород. Только 12 ноября 1472 года София въехала в Москву.
Её приняли благосклонно, хотя судя по привезённому портрету, всё же ожидали немного "другую картинку". Но даже если что-то и не нравилось, отказаться от приехавшей дамы уже не смогли бы: перед её отъездом был заключен заочный брак Зои Палеолог и Великого князя Москвы Ивана Васильевича. Заключен брак по канонам католической церкви. Почему-то наивные западные политики от церкви считали, что Иван III с этим смирится. Но просчёты дали о себе знать, когда практически всех сопровождающих Зою Фоминичну в церковном сане развернули чуть ли не от новгородской границы, мило сообщив, что "дальше и сами как-нибудь довезут жену князю". А дальше - ещё интереснее. Не понятно по какой причине молодая жена заявила, что до венчания хочет вернуться в лоно православия. Конечно же просьбу удовлетворили, а всех, кто пытался этому помешать - удалили из Московского государства.
Чем больше о ней читаю, тем больше понимаю, что она была глубоко несчастна как в личной, так и в семейной жизни.
Ну во-первых, надеясь править наравне с мужем, она всего лишь была за его спиной и никакие решения самостоятельно принимать не могла. А это был значительный удар по её самолюбию.
А во-вторых... Ну представьте себе ситуацию, когда вот он - трон. Рукой дотянуться... Но у него уже есть наследник, который старше всего лишь на 3 года, да ещё он и женится вот-вот. И старшей женщиной в семье после , не дай-то Бог, смерти мужа станет эта молодая женщина, но никак не она- Зоя Фоминична Палеолог, в крещении Софья, Великая княгиня московская... Сложить руки и заплакать? Характер не позволил. Она будет бороться сначала за своё место, а затем за место своих сыновей, устраняя с византийской хитростью всё и всех, кто мог бы ей помешать.
Детей Ивану Васильевичу она тоже рожала исправно. Как положено было в то время хорошей жене. Но была ли счастлива как мать? Ведь выжили далеко не все её дети...
Всего 12 детей родилось в их браке. Но главной любовью и "головной болью" был сын Василий, которого Великая княгиня Софья оберегала и защищала, как тигрица.
Говорили, что она была виновата в смерти наследника мужа князя Ивана Ивановича Тверского (Молодого), его жены и сына Дмитрия. Говорили, что она занималась волшбой и очаровывала мужчин, поскольку никто не мог объяснить, чем привлекала к себе мужское внимание московская княгиня. Говорили, что она влезла в великокняжескую казну и украла (?) часть драгоценностей... Да мало ли сегодня можно придумать жизненных перипетий и несуразиц о любом из исторических персонажей, повлиявших на нашу историю!
Софья же активно присоединилась к политической деятельности мужа, едва обвенчавшись с ним. Это было необычно, но вполне допустимо с точки зрения Ивана III. Именно Софья будет убеждать мужа в необходимости освобождения от монголо-татарского ига и разгрома хана Ахмата. Софья поддерживала укрепление и расширение Московского государства, силовое присоединение непокорных Новгорода и Пскова.
Будучи византийской принцессой, она убедила Великого князя Ивана, что Московское государство сейчас единственное, которое исповедует православие, а поэтому является правопреемником Византии, а их брак только укрепляет это. Почти через два десятилетия супружества Иван принял титул "Царь" и двуглавого орла в качестве герба. Но не предъявил претензий на Византийский трон.
Большой вклад внесла она и в развитие русской культуры, особенно архитектуры - вспомним хотя бы Московский Кремль и Успенский собор, которые строили приглашённые по её просьбе мастера из Италии.
Считается, что Софья могла влиять на строительство белокаменной Москвы, которое началось в последние годы правления Государя Ивана Васильевича. Но мне кажется это преувеличение. Поскольку она даже встретиться с мастерами не могла без сопровождения, не то что какие-то свои идеи подсовывать европейским исполнителям... А вот то, что при встрече с ними она говорила на итальянском языке, действительно прибавляло ей уважения.
Иностранцы, которые в годы её жизни в Москве появлялись в Русском государстве, приглашались мужем к себе на службу. Тот же Иван Фрязин, который ездил её сватать, уже был в должности казначея! Я уже не говорю о рудокопах, механиках, каменщиках, библиотекарях, работавших в Московском государстве задолго до неё.
Кстати о библиотекарях...
Великая княгиня София Фоминична привезла с собой огромное количество книг. Библиотека содержала редкие и ценные документы и произведения. В нее входили греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты. Библиотека содержала поэмы Гомера и Вергилия, комедии Аристофана, сочинения Аристотеля и Платона. Считается, что в ней были даже уцелевшие книги из Александрийской библиотеки. Библиотека, привезенная Софьей Палеолог, больше известна как «библиотека Ивана Грозного», знаменитая "Либерия" - её личная библиотека - пропала после смерти её внука, царя Ивана IV. Но неужели только факт привоза сюда её библиотеки делает наше государство безграмотным, а её - просветительницей? Конечно же нет.
Кстати, среди новых обычаев, принесенных Софьей из Константинополя, был смотр невест. Впервые он был произведен для ее сына Василия. Бояре выбирали девиц из знатных семей с большим количеством детей. Девушка должна была быть красивой и здоровой, обученной грамоте и ведению домашнего хозяйства. (Интересные требования, не правда ли?)
Софья Фоминична застала как раз тот момент, когда сливались в одно русло история русская и история европейская. И взаимопроникновение их тогда было максимальным! Она всю свою жизнь на Руси посвятила не только борьбе за трон для сына, но и тому, чтобы мы лучше понимали людей, прибывавших из Европы к нам, а нашим гостям она , подчас в резкой форме, объясняла, что русские люди не дикари и считать их таковыми ошибочно.
Уже перед смертью Ивана III о ней говорят как о московской государыне, хотя тут же злословят, описывая её как женщину тучную и лицом не красивую, зато с железным характером.
Умерла Великая княгиня Софья Фоминична около 50 лет от роду: за два года до смерти своего мужа и возведения на престол её любимого сына Василия. Остальные четверо её сыновей долгое время не получали разрешения на брак. До тех пор, пока у Великого князя Московского Василия III не появилось наследников. А ждать первого сына Великому князю пришлось целых 25 лет! Юрий, Дмитрий и Семен Ивановичи так и не женились. Они не оставили потомства и всю жизнь проходили "под рукой" властного старшего брата. Последний сын Софьи Фоминичны и государя Ивана Васильевича княжич Андрей , в последствии князь Старицкий, - единственный, кто смог дождаться разрешения на свадьбу. Но, честное слово, лучше бы свадьбы не было.
Похоронена Великая княгиня София в Вознесенском соборе монастыря, рядом со Спасской башней, в близи первой жены Ивана III, Марии Борисовны. Похоронена-то она была рядом с первой женой своего мужа, но в отличие от той, первой, для русского народа так и осталась чужой, иноземкой из латинян.
В 1929 году при разрушении Вознесенского собора вместе с остальными могилами великих княгинь была перенесена в Архангельский собор и её могила. Повторно могила вскрывалась в конце 20 века. Предположительно был восстановлен её облик.
(При иллюстрировании текста использованы кадры сериала "София" 2016 г.)