Джорджо де Кирико — художник, чьи работы окутаны такой аурой таинственности, что не подражать им не мог даже Сальвадор Дали. Один из основоположников метафизической живописи родился 135 лет назад — чем не повод освежить в памяти его лучшие полотна и окунуться в мир беспричинной тревоги (если в реальной жизни вам ее почему-то не хватает)?
«Загадка часа» (1911)
Один из первых городских пейзажей де Кирико, в котором, несмотря на неопытность художника, уже ярко проявляется его неповторимый стиль и творческая индивидуальность. Среди запоминающихся образов «Загадки часа» (лишь одной из бесчисленных загадок живописца) — идеально симметричные арки, стрелки часов, застывшие на отметке «без пяти три», и таинственные человеческие силуэты. Необъяснимая тревога и смутное чувство тоски прилагаются.
«Вокзал Монпарнас» (1914)
В этой работе де Кирико не изменяет себе и вновь обращается к теме одиночества и ностальгии. На этот раз в центр полотна художник помещает железнодорожную станцию — мотив, который всегда вызывал у него беспокойство, напоминая об отъезде из родной Греции после смерти отца. То же безотчетное волнение вызывает де Кирико и у зрителя при помощи геометрической просто и резких прямых линий, которые, вероятно, заимствует у Пикассо.
Кстати, не забывает он про свой излюбленный элемент — циферблат часов, символизирующий время, которое замерло.
«Беспокойные музы» (1918)
Если вы думали, что картины де Кирико и так достаточно странные, то готовьтесь расширять границы понимания искусства с «Беспокойными музами». Причудливые фигуры на переднем плане, которые имеют тела античных статуй и головы манекенов, — сюрреалистическое видение художника, находящегося под впечатлением от знакомства с Фернаном Леже. Именно этого французского авангардиста мы можем благодарить за такое нестандартное изображение людей на полотнах де Кирико.
«Песнь любви» (1914)
Самый необычный натюрморт, который только можно себе представить, — настоящая «песнь любви» метафизической живописи. Де Кирико считал, что окружающая действительность постоянно меняется, а значит, единственными элементами стабильности в ней могут быть только простейшие элементы. На этот раз ими стали классический бюст, резиновая перчатка, прибитая гвоздем к стене башни, и зеленый шар. А как интерпретировать такую загадочную композицию, остается на ваше усмотрение.
Кстати, репродукция «Песни любви» так вдохновила Рене Магритта, увидевшего ее в 1922 году, что он начал тяготеть к сюрреализму.
«Красная башня» (1913)
Терракотовое здание на фоне бирюзово-синего неба, пустынная площадь и статуя, наполовину скрытая в тени, — де Кирико в своем традиционном проявлении. Башня (еще один любимый символ художника), освещенная светом заходящего солнца, притягивает внимание и исполняет роль главного героя картины, от которого невозможно отвести взгляд. Архитектурная монументальность, ощущение изолированности, простота и сдержанность форм — визитная карточка мастера, и в этой работе он ей пользуется в полной мере.
«Меланхолия и тайна улицы» (1914)
Сюжет одного из культовых полотен де Кирико напоминает фильм ужасов. На картине изображен силуэт девочки, которая бежит по залитой полуденным солнцем улице и играет с обручем. Но идиллию нарушает мистическая тень, которая притаилась за зданием и теперь внимательно следит за ничего не подозревающим ребенком. Чувство скрытой опасности усиливает и композиция, в которой перспектива слегка искажена.
Какая картина де Кирико запомнилась вам больше других? Пишите свои впечатления в комментариях!