Найти тему
Риточка на свободе

Пролетая над горной Шорией

В известном горно-лыжном курорте Кузбасса - Шерегеше - есть масса развлечений и зимой, и летом. Если зимой - катания на всём, на чём можно кататься, то летом, как правило, доступны походы выходного дня. Большинство туристов ограничиваются подъемом-спуском на подъемнике и парой фотографий на скамеечке на фоне гор, куда выстраивается очередь. Однако, мы решили сломать систему и попробовать найти в Шерегеше что-то более интригующее, потому что Шория не единым Шерегешем дышит. Даже больше. Шория совсем не равно Шерегеш.

Мы хотели посмотреть Шорию сверху, на вертолёте.

И хотя это казалось авантюрой с маловероятной возможностью реализации, мы стали изучать предложение.

Посмотреть Шорию с высоты птичьего полёта можно, воспользовавшись услугами разных компаний. Стандартная пятнадцатиминутная прогулка на двухместном вертолете (один пассажир и пилот) стоит около 6500. Относительно не дорого. Но "маловато будет".

Арендовать "птичку" побольше и подольше обойдется в десятки раз дороже. Но что делать, если сильно хочется, а лишних десятков тысяч нет?

Тогда эта статья для вас)

Забиваете в поисковик "Аэрокузбасс Таштагол", расположенный по адресу г. Таштагол, ул. Трактовая, 93. Выясняете номер телефона, звоните по нему и спрашиваете, в какой день и во сколько летит субсидированный рейс, скажем, в Усть-Анзас или Эльбезу.

Я намеренно не пишу здесь какие-то конкретные дни и номера телефонов, потому что всё меняется и всю информацию нужно уточнять. Однако, нам по телефону выдали следующую информацию: вертолёт рейсом Таштагол - Усть-Анзас вылетает в понедельник в 10 часов утра. Ранее везде фигурировала информация, что рейс вылетает в 9. Однако, реалии были несопоставимы с информацией из сети. Мы всё же приехали в аэропорт к 9 часам утра и оказались на тот момент единственными желающими вылететь ресом в Усть-Анзас и обратно. Встретившийся нам работник вертолётной площадки сказал, что вылеты формируются исходя из запросов желающих лететь в ту сторону, а так же оттуда, из посёлков. Сначала происходит "созвон" с отдалёнными посёлками, выясняется, есть ли пассажиры до Таштагола. И лишь затем принимается решение о маршруте.

Всё дело в том, что рейс этот - субсидированный. То есть, не коммерческий. Он создан под нужды жителей отдалённых районов. И соответственно отталкиваются, прежде всего, от потребностей жителей посёлков.

К 9.30 подъехали ребята со снарягой, явно сплавщики или рыбаки. Поговорив, мы выяснили, что их группа направляется в Эльбезу. Ещё несколько местных - шорцев - привезли продукты: мука, печенье, газировка. Это то, что нам удалось рассмотреть. Лететь в Эльбезу по времени меньше, и их пускают первым рейсом. Машина со всем добром проезжает на территорию вертолётной площадки прямо к вертушке. Там ребята грузятся и через условные тридцать минут Ми-8, служащий так называемой "аэромаршруткой", уходит в небо. Нам сообщают, что мы следующие. Вылет в 11.

-2

Уже перестав стесняться, мы прошли прямиком к вертолёту, который совершил рейс Таштагол - Эльбеза - Таштагол за 40 минут.

-3

Постепенно народу становится всё больше, и картина начинает проясняться: для многих шорцев такая "маршрутка" - единственный способ завезти продукты или, скажем, необходимую мебель с "большой земли". Так, рядом с нами обрисовалась большая тележка со всем, что обычно продаётся в сельских магазинах.

Назначенный в 11 часов вылет откладывался, потому что пилот решил попить чаю, ну а работники дозаправляли вертушку согласно поправкам: мол, летим не в Усть-Анзас напрямую, но еще делаем остановку в Шор-Тайге. Неоднократно слышали цифру "лей восемьсот".

Что такое восемьсот литров топлива нужно хорошенько понимать в цифрах в пересчёте на стоимость рейса. Поэтому отдельно расскажу про стоимость. Для местных жителей (то есть, шорцев, с пропиской, скажем, в Усть-Анзасе) такая "маршрутка" обходится по цене поездки в такси. Около 250-300 рублей. Все, у кого прописки нет - туристы. И туристы платят по тому же маршруту 1500 рублей в одну сторону. Туда-обратно 3000 р. соответственно. Однако и это - считай, даром за часовой полёт. По такой стоимости поднять вертолет в небо и вернуть его обратно - не окупаемо априори. Рейс субсидирован на 80%. В остальные дни заказать вертушку можно по её полной стоимости, но я даже не рискнула узнать, какова она.

Так как субсидированный рейс летает раз в неделю, стоит сразу брать билеты туда и обратно, обязательно учитывая тот факт, что оплата здесь производится только наличными в кассу. Плюс с вас возьмут 50 рублей за оформление, собственно, билета: это бумажная книжечка из времен советского аэрофлотовского прошлого. Красивая и стильная. Настоящий сувенир из поездки. И да, обязательно нужен паспорт.

Погуляв ещё какое-то время и получив выписанные вручную билеты, мы идём к вертолёту. Но пилот не торопится, кабина открыта, поэтому мы облазили его весь сверху донизу и пофотографировались везде, где можно и нельзя. Никто не возражал.

Дальше всем сообщают, что скоро взлетаем и в 11.30 мы оказываемся на скамеечке с ремнями безопасности. Как выяснилось, этими ремнями пользуется примерно никто.

Ну, а дальше начинается магия: лопасти начинают вращение, заглушая все звуки. Вертолет движется по взлётной полосе, а затем, совершенно неожиданно, начинает вертикальный подъем. Дыхание перехватывает.

-7

Трава вокруг устилается зелёными волнами. Накрывает сумасшедший восторг: ты не веришь, что это происходит с тобой и наяву. Внезапно в считанные минуты мир под нами становится маленьким и... необыкновенно зелёным.

А вскоре исчезают признаки цивилизации - и ты летишь над огромной бескрайней тайгой, где нет ни дорог, ни проводов, ни сотовой связи, ни людей. Никакого намёка на деятельность человека. От этого зрелища на глаза наворачиваются слёзы.

Через некоторое время внизу вдруг из ниоткуда появляются домики на берегу реки. Вертолёт делает крюк и аккуратно приземляется между красных флажков, обозначающих зону посадки, прямо на зеленую траву. Это волнующееся всеми оттенками зелени поле до сих пор захватывает моё воображение, всплывая в воспоминаниях.

-9

Первая остановка - Шор-Тайга. Как и в большинстве таких посёлков, сюда не проведено электричество. И электрификация осуществляется за счет солнечных батарей. Место это настолько чистое и самобытное, что поддаешься желанию выйти прогуляться здесь, пройтись по небольшому мостику, побегать по этой искрящейся зелени босыми ногами, полюбоваться сверкающей чистотой реки.

Разгрузка продовольствия
Разгрузка продовольствия

Однако, стоит лишь только зазеваться и упустить момент, когда товары разгружены, как лестница уже убрана и "птица" готова устремится в небо.

Так, моя зазевавшаяся подруга едва не очутилась в этом посёлке в заточении. Когда я уже сидела внутри, а она была снаружи, внезапно убрали лестницу и закрыли дверь.

Что делать если зазевался и вертолет улетел без тебя?

Вернуться в Таштагол из Шор-Тайги помимо вертолета можно лишь по реке или договориться с кем-то заброской на внедорожнике. А иначе - ждать следующего рейса через неделю.

Благо, я вовремя запаниковала и крикнула пилоту - там человек, который должен лететь домой, тормози. Пилот снова открыл дверцу, мы загрузили напуганную подругу и вертушка тут же взлетела в небо. Из Шор-Тайги в Усть-Анзас никто не летел. Мы оказались в "брюхе" Ми-8 совершенно одни, вдвоем. Слегка на адреналине, но счастливые. И, как прожженные "местные" уже забили на ремни безопасности.

-12

Местные ребятишки ждут прилёта железной стрекозы как главное веселье недели. Врываясь в воздушную волну лопастей, они валятся в этот поток, падают, катаются, кувыркаются и кидают в небо футболки и кепки, а потом бегут, бегут вслед и машут. Ни дать ни взять сцена из "Мимино".

-13

Посёлок далеко позади, а под нами - разноцветно-зелёное клокочущее море гор, покрытых бескрайними лесами.

-14

Сверкающая прозрачная река - красавица Мрас-Су - сопровождает нас на протяжении всего пути. Дно видно даже с высоты полёта.

-15

На этот раз остановка Усть-Анзас.

-16

Зона посадки так же обозначена красными флажками и происходит прямо на траву.

-17

В том и другом посёлках проживает несколько десятков человек. Из Усть-Анзаса на борт садится несколько человек, в том числе и беременная женщина, возможно даже из числа местных жителей. И вертолёт берёт курс на Таштагол.

-18

Вскоре показываются знаменитые на весь лыжный мир вершины Шерегеша - гора Мустаг и Зелёная (Кариштал)

-19

А ещё через какое-то время мы возвращаемся в цивилизацию, будто ничего из этого никогда и не исчезало из поля зрения

-20

На выходе шорцы достают модные телефоны, включают связь, звонят близким, обнимаются со встречающими, вызывают такси и едут по своим обычным делам так, будто всю жизнь живут эту обычную городскую жизнь и этот вертолёт для них действительно не более чем маршрутка. А мы, слегка ошеломленные, идём до припаркованной машины и долго улыбаемся от впечатления на всю жизнь.

#шерегеш #вертолет #тайга #надтайгой #таштагол #аэрокузбасс #кузбасс #шортайга #шория #шорцы #устьанзас #мрассу #путешествия #путешествияпороссии #субсидированныйрейс #ми8