Найти в Дзене

Василий Верещагин: двуличный двурушник или честный русский офицер?

Вопрос в заголовке вовсе не бессмысленный, как может показаться. Именно двуличным двурушником представляют художника современные искусствоведы. Давайте посмотрим. Как описывают творчество Василия Верещагина современные искусствоведы Широко распространено мнение, что Василий Верещагин в своих полотнах протестовал против войны, занимал антивоенную позицию и поэтому его не любили военные и власть предержащие. Далеко не ходить, один из авторитетнейших российских институтов в области живописи, Третьяковская галерея, так характеризует воззрения художника: Верещагину удалось наглядно показать, что такое смерть и каков итог любой войны: гора черепов с навеки замершими в ужасающем крике открытыми ртами выглядит страшнее, чем сотни убитых на поле брани воинов. Мощным аккордом звучит «злая и нелицеприятная» сатира на войну. Задуманное автором как «Торжество Тамерлана», живописное полотно в процессе работы обрело вневременной философский подтекст, актуальный вплоть до нашего времени. Размещенная н
Оглавление

Вопрос в заголовке вовсе не бессмысленный, как может показаться. Именно двуличным двурушником представляют художника современные искусствоведы. Давайте посмотрим.

Иван Крамской. Портрет В. В. Верещагина.
Иван Крамской. Портрет В. В. Верещагина.

Как описывают творчество Василия Верещагина современные искусствоведы

Широко распространено мнение, что Василий Верещагин в своих полотнах протестовал против войны, занимал антивоенную позицию и поэтому его не любили военные и власть предержащие.

Далеко не ходить, один из авторитетнейших российских институтов в области живописи, Третьяковская галерея, так характеризует воззрения художника:

Верещагину удалось наглядно показать, что такое смерть и каков итог любой войны: гора черепов с навеки замершими в ужасающем крике открытыми ртами выглядит страшнее, чем сотни убитых на поле брани воинов. Мощным аккордом звучит «злая и нелицеприятная» сатира на войну. Задуманное автором как «Торжество Тамерлана», живописное полотно в процессе работы обрело вневременной философский подтекст, актуальный вплоть до нашего времени. Размещенная на раме надпись помогает трансформировать реальные образы в контексте вечных исторических символов вплоть до сюрреалистических. Беспощадные сюжеты полотен Верещагина на тему войны опрокидывали привычный взгляд современников на отечественное батальное искусство. Его антивоенный пафос вызывал неоднозначное отношение, а интерпретации событий поднимали волну дискуссий.
Источник: В.В.Верещагин. Туркестанская серия https://tretyakovgallery.blogspot.com/2017/10/blog-post_27.html

Бесчисленные вариации этих представлений в неисчислимом множестве рассыпаны по всевозможным текстам о Василии Верещагине.

Неудобный факт о «Туркестанской серии» Василия Верещагина

«Туркестанскую серию» художник рисовал в Мюнхене. В Мюнхен он приехал по поручению и на средства Российской императорской армии.

Вот что говорят источники:

В начале 1871 года Верещагин поселился в Мюнхене. Здесь он намеревался в ряде кар­тин обобщить свои впечатления от двух путешествий в Среднюю Азию, а также издать альбом репродукций туркестанских работ. „Же­лая предоставить Верещагину возможность привести к окончанию труд, который нагляд­ным образом может ознакомить цивилизованный мир с бытом малоизвестного народа и обогатить науку важными для изучения края материалами" [1], военное ведомство разрешило художнику трехгодичный отпуск, назначило ему небольшое содержание (три тысячи рублей в год) и выделило средства на издательские
расходы.

[1] Из копии письма К. П. Кауфмана военному ми­нистру Д. А. Милютину. Центральный государственный исторический архив Узбекской ССР в Ташкенте, ф. 1, оп. 32, д. 1, л. 21.

Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. // Москва, Гос. издательство «Искусство», 1958, стр. 100, 312.

К слову сказать, Лебедев А. К. написал несколько книг о Василии Верещагине. Но в изданиях 1939, 1971, 1987 годов о работе художника на военные власти уже нет ни слова. В книге Лебедев А. К. В. В. Верещагин // Москва-Ленинград, 1939 даже о патроне художника, К. П. фон Кауфмане, нет упоминаний.

Но Лебедев не единственный писал о деньгах, получаемых Верещагиным от военных. В книге «А. П. Федченко. Сборник документов» приводятся следующие слова из резолюции К. П. фон Кауфмана:

Необходимо иметь в виду, что издателю придется ехать в Германию как для разработки некоторых частей сочинений, так и для заказов некоторых таблиц издания, и потому расчеты следует сообразить с тем, как то было рассчитано для издания альбома В. В. Верещагина.
Кауфман.
31.III.1871 г.
Ф. I. on. 32, д..446, лл. 1-3, подлинник, автограф.

А. П. Федченко. Сборник документов // Ташкент, Гос. издательство УзССР, 1956, стр. 112.

В галерее выше можно посмотреть страницу с резолюцией. На ней приводятся примерные расходы на издание книги А. П. Федченко. Это позволяет примерно прикинуть, сколько денег было потрачено на издание альбома Верещагина. Речь явно не о паре тысяч, полиграфия в XIX веке была дорогая.

К слову сказать, параллельное издание книги А. П. Федченко и альбома Верещагина показывает, что это были части пропагандисткой кампании фон Кауфмана. Именно кампании по популяризации новых российских владений, а не личная инициатива самого Василия Верещагина. Кстати, военную службу Верещагин покинул только в мае 1874 г. Когда в Мюнхене он рисовал «Туркестанскую серию» он был офицером Русской императорской армии.

У крепостной стены. "Пусть войдут!" Эскизный набросок картины. Около 1871 года. Иллюстрация из книги Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. // Москва, Гос. издательство «Искусство», 1958,
У крепостной стены. "Пусть войдут!" Эскизный набросок картины. Около 1871 года. Иллюстрация из книги Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. // Москва, Гос. издательство «Искусство», 1958,

Что получается, если сопоставить слова искусствоведов с фактами

Василий Верещагин. Русский дворянин, сын губернского предводителя дворянства, русский офицер, участник боевых действий, человек личной храбрости.

Но получив задание от вышестоящего командования, получая немалые казенные деньги — он, якобы, вкладывает в картины не то, что ему поручили военные власти, но даже наоборот, занимается антивоенной пропагандой. Двурушничает.

Напишите в комментариях, можно ли поверить столь нелепой версии.

Как это противоречие решают современные исследователи

Автор этих строк не единственный, кто обратил внимание на противоречие между фактами и декларациями. 2019 году творчество художника исследовала Соловьёва С. В., хранитель музейных предметов отдела живописи второй половины XIX начала XX века Государственной Третьяковской галереи. Обратив внимание на многочисленные факты сотрудничества Верещагина с военными она сделала довольно причудливый вывод:

Как бы то ни было, можно сказать с уверенностью, что Верещагин всю жизнь оставался русским офицером и погиб как настоящий офицер. В то же время, отложив оружие и взяв в руки кисть, художник становился пацифистом. И он имел право на такую точку зрения, ведь сам не раз смотрел смерти в глаза и не понаслышке знал, что такое война. В какой бы точке мира ни находился Василий Васильевич Верещагин, он способствовал укреплению положения Российской империи, всегда был и остается достойным сыном своего Отечества и примером для будущих поколений.
Соловьёва С. В. Был ли В.В. Верещагин военным агентом? Отношения художника и военного ведомства (по материалам российских архивов) // Иван Айвазовский. Взгляд из XXI века ; Василий Верещагин: больше чем художник : материалы научных конференций. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2019, стр. 210.

Офицер, меняющий свои убеждения в зависимости от предмета, находящегося в его руках? Это уже не метафора, это торжествующее двоемыслие какое-то.

Как Верещагина сделали пацифистом

Выше в статье уже упоминалась вскользь книга Лебедева «В. В. Верещагин» 1939 года.

В нем нет ни слова о непосредственном командире Василия Верещагина, К. П. фон Кауфмане, не говоря уже о поручении военного министра Милютина. Но уже в этой книге встречаются пассажи про некий протест художника против войны. С важным уточнением: протест против хищнической войны:

Протест против войны, войны захватнической, ведущейся в интересах грабежа, обогащения кучки завоевателей, несущей с собой бедствия и мучения миллионам, был основной, ведущей идеей многочисленных батальных произведений Верещагина.

Лебедев А. К. В. В. Верещагин // Москва-Ленинград, Гос. издательство «Искусство», 1939, стр. 8.

В этой же книге содержится и своего рода декларация правильности войн:

Мы не пацифисты, мы не считаем всякую войну злом. В ответ на удар врагов Советский Союз ответит сокрушительным разгромом врага. Но народы Советского Союза не желают войны, они разоблачают поджигателей империалистической бойни. В творчестве Верещагина показана и разоблачена с большой силой захватническая война, которую и теперь ежедневно провоцируют господа фашисты.

Лебедев А. К. В. В. Верещагин // Москва-Ленинград, Гос. издательство «Искусство», 1939, стр. 35.

В 30-х годах Василия Верещагина попросту приспособили к текущей политической пропаганде.

После Великой Отечественной войны риторика протеста против захватнических войн потеряла актуальность, но требовалось подчеркнуть миролюбивость и нежелание воевать Советского Союза. И Василия Верещагина превратили в пацифиста, протестующего против войны вообще.

А в постсоветские десятилетия устоявшиеся представления менять не стали, применяя магический подход зависимости убеждений от предметов в руках художника.

Пришла ли пора вернуть Василию Верещагину его подлинный облик? Процесс переоценки творчества художника уже идет (это тема отдельного разговора) и во что он выльется, покажет время.

Обращение

Попробуйте в комментариях ответить на вопрос из заголовка: был ли Василий Верещагин двуличным двурушником, протестовавшим против войны на казенные деньги – или же он был русским офицером честно исполнявшим поручения командующих лиц?