Мы так много времени уделили ценностям, потому что это основа: чем лучше мы разберемся в том, что составляет наши ценности, тем на более прочном основании будет строиться наша жизнь или развитие организации, тем точнее и конкретнее будут наши цели, а значит, тем сильнее будет наша мотивация на достижение этих целей. Ценности - это как навигатор: ценности являются реперными контрольными точками пути на карте под названием жизнь; по ним вы прокладываете путь туда, куда вы хотите попасть к концу своей жизни. А для этого надо хотя бы смутно (а желательно четко) представлять себе, куда хочется попасть, понимая, что чем более смутно видится цель, тем больше будет отклонение от конечной точки пути, а значит большая неудовлетворенность результатом и увеличение издержек на корректировку. Чем хороши ценности, так это тем, что, как и навигатор, после прокладки пути, они будут возвращать вас на избранный вами путь при всяком отклонении от него, в результате различных ошибок, совершенных вами по дороге к цели. Как пример можно привести фильм «Эффект бабочки» первый или второй. Где герой фильма всегда возвращается на шаг назад и изменяет свое действие, которое приводит к изменению будущего героя фильма. И далее следует череда подобных изменений. Важно понять, что жизнь - это нескончаемая череда выборов: чем крупнее выбор, тем сильнее изменения в жизни; чем меньше выбор, тем меньше изменения в жизни. Но здесь существует «ловушка мелких выборов или повседневности» - делая множество мелких неправильных выборов, мы, незаметно для самих себя, сходим с выбранного пути, а когда понимаем это, то, как правило, прошло уже много лет и отклонение слишком велико и требует больших дополнительных усилий по исправлению ситуации, а бывает и так, что уже и на этом ложном пути мы добились значительных результатов и наша зона комфорта как болото затягивает нас в себя и парализует волю и нам кажется, что и так жить можно и даже неплохо или очень даже хорошо можно жить.
Вот что пишет о подобном Паоло Коэльо в своей книге «Дневник мага»: «Никогда нельзя отказываться от мечты! Мечты питают нашу душу, так же как пища питает тело. Сколько бы раз в жизни нам ни пришлось пережить крушение и видеть, как разбиваются наши надежды, мы все равно должны продолжать мечтать. Если это не удается, то нами овладевает безразличие… Наши мечты - это наш Правый Бой, который мы должны вести в нашей жизни и для которого мы и предназначены, Правый Бой мы ведем потому, что этого требует наше сердце. В героические времена - времена странствующих рыцарей - это было просто. Еще существовали земли, которые надо было покорить, имелся простор для славных деяний. Сегодня, однако, когда мир сильно изменился, этот Правый Бой идет не на полях сражений, а в нашей душе. Правый Бой мы ведем во имя нашей мечты. Когда мы молоды и впервые начинаем воплощать наши чаяния, смелости нам не занимать, хотя бороться толком мы не умеем. С огромными усилиями позже мы обучаемся искусству вести сражение, но к тому времени теряем отвагу, которая нужна для битвы. И потому мы оборачиваемся против себя и начинаем сражаться с собой. Мы становимся врагами самим себе. Мы твердим, будто наши мечты - это просто ребяческий вздор, который невозможно воплотить в жизнь, или что они родились потому лишь, что мы еще мало знали о том, какова жизнь в действительности. Мы убиваем свои мечты, потому что боимся вступить в Правый Бой… - Первый признак того, что мы начали убивать свою мечту, - это когда вдруг обнаруживается, что нам не хватает времени, - самым занятым людям, каких я знал, всегда хватает времени на все их дела. Те же, кто ничего не делает, всегда чувствуют себя усталыми, не сознают, сколь малую толику работы им нужно сделать, и всегда жалуются, что день слишком короток. На самом же деле они просто боятся вступить в Правый Бой. Второй признак того, что наша мечта погибает, - это обретение опыта. Мы перестаем воспринимать жизнь как одно большое приключение и начинаем думать, что с нашей стороны будет мудро, справедливо и правильно не требовать от жизни слишком многого. Когда мы пытаемся высунуться наружу за стены нашего обыденного существования, до нас доносится запах пыли и пота, мы видим жаждущие взоры воинов, слышим треск ломающихся копий, ощущаем горечь поражения. Но нам не дано понять радости, великой радости, что наполняет сердца всех тех, кто сражается. Ибо для них не важны победа или поражение - значение имеет лишь то, что они ведут Правый Бой. И наконец, третий признак утраченной мечты - это умиротворение. Жизнь делается похожей на воскресный вечер: мы мало чего требуем от жизни, но и почти ничем не жертвуем. Мы начинаем считать себя взрослыми, зрелыми людьми, полагая, что, наконец, избавились от детских мечтаний, от юношеских фантазий, и стремимся лишь, как говорится, к успеху в работе и личной жизни. И нас удивляет, когда наши сверстники вдруг заявляют, что им нужно от жизни чего-то еще. На самом деле в глубине души мы догадываемся: все это происходит с нами потому, что мы отказались сражаться за свою мечту - отказались вступить в Правый Бой… - Когда мы отрекаемся от мечты и обретаем умиротворение, … то вступаем в краткий период спокойной жизни. Но потом убитые мечты начинают разлагаться и тлеть внутри нас, отравляя все наше существование. Мы становимся жестокими сначала с близкими людьми, а потом и с самими собой. Тогда-то и возникают у людей болезни душевные и телесные. Наша трусость приводит нас как раз к тому, чего мы пытались избежать, отказываясь от борьбы, - к разочарованию и поражению. А потом, в один прекрасный день смрад гниющих мечтаний становится просто нестерпимым, мы начинаем задыхаться и желать смерти. Смерти, которая освободит нас от нашей самоуверенности, от наших дел и от убийственного покоя воскресных вечеров…». ( Москва, ООО Издательский дом «София», 2006, Пауло Коэльо «Дневник мага», перевод с португальского).
Когда же мы ошибаемся в большом выборе, то негативные результаты проявляются почти сразу же в нашей реальности, набивая нам шишку, и хотя это и больно, но это дает нам возможность сразу же заметить, что мы сбились с избранного пути, и, соответственно, принять необходимые меры для исправления ошибки с наименьшими издержками времени, сил и средств, если она, конечно, не фатальная, но такое случается не часто.
После этого надо сформировать наиболее оптимальный и эффективный, исходя из набора конкретных ценностей, и наиболее подходящий для их реализации, образ жизни – сценарий жизни, для компаний – это видение, трансформированное в бизнес процессы. С этой работой важно связать размышления и действия по определению своего Предназначения – Жизненного Пути - Сценария Своей Жизни. Это нужно сделать, чтобы выбрать Путь - Сценарий, основанный на наших ценностях и сильных сторонах. Одним людям лучше удаются одни виды деятельности, другим – другие, так как это уже заложено в них природой и генетикой на физическом и интеллектуальном уровнях. Если выбрать Путь, не основанный на сильных сторонах, то это потребует большего количества дополнительного времени, ресурсов и сил, если, вообще, не приведет к краху или недостаточному удовлетворению от жизни. Зачем нужен выбор Пути? Путь – это компас, это как Полярная звезда для моряков, показывает направление – ориентир для прокладки правильного движения. Зная свой Путь, мы экономим время, силы, средства, тем, что не отвлекаемся с правильного направления движения на посторонние дела, но если это все-таки происходит, он позволяет нам вернуться обратно на правильное направление с наименьшими издержками. Также наше удовлетворение от жизни зависит от правильности выбранного нами Пути.
Эрик Берн пишет: «Судьба человека определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Каждый человек сам планирует свою жизнь. Свобода дает ему силу, чтобы осуществить собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в планы других.» ( Москва, «Эксмо», 2009, Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», стр. 186).
Определение Жизненного Сценария необходимо нам еще и для того, чтобы определить, какая помощь нам потребуется со стороны других людей для достижения наших целей. Формирование Жизненного Сценария важно еще и потому, что он должен охватывать и все социальные роли, которые мы уже играем в жизни или собираемся их играть в будущем, это такие роли как: сын, дочь, мать, отец, брат, сестра, муж, жена, сотрудник, руководитель, бизнесмен, политический деятель и т.д. Реализация Жизненного Сценария по социальным ролям позволяет нам системно и комплексно подойти к этому вопросу.
Например, поиск и выбор спутника жизни при реализации в жизненном сценарии роли мужа или жены, заставит вас задуматься над тем, а с кем бы вы хотели связать свою жизнь на длительное время, а это потянет за собой ответ на следующий вопрос: а какие ценности должен разделять ваш избранник или избранница, а это, в свою очередь, заставит задуматься о собственных ценностях. Результатом размышлений на тему ценностей станет психологический портрет спутника или спутницы жизни. Отсюда следующим шагом будет определение мест, где могут обитать люди с такими ценностями. Следующим шагом может стать посещение подобных мест. А затем выбор альтернатив и знакомство с ними. А потом или выбор спутника или коррекция ценностей и … новый круг. Почему это важно – потому, что поиск и нахождение таких людей занимает у нас довольно много времени и сил. Он помогает не остановиться где-то посередине и не тратить времени на осознание того, куда нам двигаться дальше. Это как марафонская дистанция: зная её протяженность, мы можем распределить свои силы на разных этапах движения, а главное, экономить их, для того, чтобы дойти до конца. Понятно, что не все в этой жизни зависит только от нас, поэтому Жизненный Сценарий должен при необходимости корректироваться. При корректировке Жизненного сценария можно руководствоваться Системой Трех Уровней Причинно-следственных Связей, которая позволяет вносить проактивные корректировки.
Есть три уровня причинно-следственных связей:
1. Верхний уровень
– первый уровень, тот который находится над нашим уровнем. Это уровень событий, происходящих в городе, стране, мире. Мы мало, что можем изменить на этом уровне и, большей частью, должны приспосабливаться и адаптироваться к изменениям, происходящим на этом уровне, а значит, и изменять свой Жизненный Сценарий. Здесь важно вспомнить про Принцип Выбора – как в песне: « …Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас…». Каждый сам каждый раз определяет для себя: прогнется или нет. А выбор определяет расстановку приоритетов, поэтому важно владеть этим навыком, иначе это будет происходить в хаотичном порядке. А значит, надо заниматься развитием данного навыка на постоянной основе. Далеко не все события, происходящие на этом уровне, влияют на наш уровень и влияние это может различно: оно может быть как положительным так и отрицательным. На этом уровне важно использовать проактивный подход – по возможности опережать события, которые должны произойти на этом уровне, с целью создания системы реагирования по слабым – ранним сигналам, стараться действовать на шаг впереди с целью фокусирования на возникающих возможностях, а не на проблемах в случае действий на шаг позади.
2. Средний уровень
– второй уровень, это наш уровень, где все события связаны с нами и где мы можем влиять на причины, чтобы получать нужные нам результаты и последствия. Мы можем управлять этим уровнем условно на 100% или почти на 100%, так как все в этом мире относительно, а также потому, что большая часть наших действий проходит на подсознательном уровне. Естественно, все зависит от наших навыков и умений, поэтому если мы получаем не то, что хотели, то это значит, что мы не конца понимаем, что делаем. Эффективность работы на этом уровне зависит условно только от нас. А значит, если нас что-то не устраивает в результатах, то мы должны заниматься саморазвитием, самоконтролем, самоорганизацией, самодисциплиной и формированием соответствующих навыков… подход работы на данном уровне тесно связан с определением долгосрочных приоритетов.
3. Нижний уровень
– третий уровень, это уровень, события которого периодически проявляются на нашем уровне и влияют на причинно-следственные связи нашего уровня как положительно, так и отрицательно, заставляя нас реагировать и вмешиваться. Мы можем управлять этим уровнем процентов на 80, но на практике это едва доходит до 30%, т.к. события этого уровня напрямую с нами не связаны и находятся вне зоны нашего внимания и мы применяем к нему, как правило, реактивный подход. И только когда какое – то событие нижнего уровня начинает влиять на событие нашего уровня мы начинаем заниматься управлением данного уровня.
Формирование корпоративной системы ценностей относится к событиям данного уровня, поэтому часто мы начинаем заниматься этим, когда негативные события этого начинают влиять на события нашего уровня. Проблема данного уровня заключается в том, что мы вынуждены реагировать на события этого уровня реактивно, потому что они происходят вне зоны нашего непосредственного внимания. Важно использовать для управления этим уровнем проактивный подход, то есть изначально устанавливать правила игры, то есть формировать события по определенному вами алгоритму с целью снижения количества кризисных ситуаций и возможности их предупреждения на ранних стадиях их развития.
Здесь важно понимать одно правило, не соблюдая которое мы постоянно будем вынуждены натыкаться на одни и те же грабли: не управляя причинно-следственными связями на нижнем уровне мы провоцируем возникновение обязательных проблем на нашем уровне в будущем.
Короткий вывод по системе трех уровней можно сделать следующий: необходимо управлять своим и нижележащим уровнями и адаптироваться под изменения, происходящие на вышележащем уровне, учитывая свои долгосрочные перспективы.
Систему трех уровней дополняет система правильных и неправильных шагов, которая исходит из того, что существует «нулевая линия», и всё, что находится выше её относится к уровню «над», а все, что находится ниже её относится к уровню «под».
Уровень «над» - это уровень возможностей, положительный уровень, дающий позитивные результаты, всё, что происходит на этом уровне, в зависимости от высоты, открывает новые возможности и увеличивает результаты, и уменьшает издержки и усилия для получения результата, естественно, при выборе правильного решения.
Уровень «под» - это уровень проблем, негативный уровень, на этом уровне при принятии решения лучшим результатом будет выбор меньшей из зол.
Все, и люди и компании, на старте имеют разную позицию: кто-то «над», а кто-то «под», а кто-то на «нулевой линии». Все в процессе своего движения и развития принимают решения, делают выбор, в зависимости от того, какой результат выбора: положительный или отрицательный; он смещает положение человека или компании или вверх или вниз относительно «нулевой линии». Если результаты выборов были длительное время положительные, то можно надеяться на быстрое увеличение возможностей; если же результаты были отрицательные, то в зависимости от масштаба результата можно долгое время не надеяться на положительные результаты и тогда двигаться приходится без положительной обратной связи длительное время, что приводит к устойчивой демотивации и возможной дезориентации при осуществлении выборов.
Считаю, что способность следовать своему курсу длительное время без позитивной обратной связи является обязательным навыком истинного лидера и часто бывает отличительной особенностью истинного лидера от формального, последние редко обладают указанным навыком.
Это ещё можно назвать навыком ожидания отложенного результата и является обязательном при работе с долгосрочными целями. И не забываем, что мы наиболее эффективны тогда, когда работаем с наибольшим числом долгосрочных целей.
Данные системы важны для понимания возможных результатов выборов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Задание: Обведите важность каждого пункта, считая, что 1- соответствует наименее важному, а 7 - наиболее важному.
Достижение результата Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Аккуратность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Прогресс Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Коммуникабельность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Приключение Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Внешность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Настойчивость Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Власть Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Самореализация Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Принадлежность к группе Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Азарт Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Сложность решаемых задач Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Удовольствие Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Общность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Могущество Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Профессионализм Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Богатство Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Соревнование Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Рациональность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Креативность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Признание окружающих Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Тактичность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Самоуважение Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Окружающая среда Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Безопасность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Справедливость Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Самодостаточность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Семья Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Самообладание Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Дружба Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Духовное развитие Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Здоровье Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Стабильность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Честность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Командная работа Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Интеллектуальный статус Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Толерантность к другим Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Интимность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Традиции Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Целостность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Красота Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Знание Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Долгосрочное планирование жизни Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Нравственность Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Позитивное отношение к жизни Неважно 1 2 3 4 5 Важно
Перечислите девять наиболее важных личных ценностей:
- ________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________
Адаптационные и жизненные ценности
Жизненные ценности – убеждения относительно желательных жизненных целей.
Адаптационные ценности – убеждения относительно форм поведения, приемлимых для достижения целей.
В каждой из колонок выберите шесть наиболее значимых для вас ценностей. Оцените их по десятибалльной шкале: 10 - наиболее значимая, 1- наименее значимая.
Жизненные ценности
Комфортная жизнь
Равенство
Увлекательная жизнь
Семья
Свобода
Здоровье
Внутренняя гармония
Любовь близких
Удовольствия
Спасение души
Самоуважение
Реализация своих способностей
Общественное признание
Настоящая дружба
Адаптационные ценности
Высокий уровень притязаний
Широкий кругозор
Способности
Энергичность
Чистота
Смелость
Умение прощать
Умение прийти на помощь
Честность
Воображение
Интеллект
Логика
Способность любить
Лояльность
Послушание
Вежливость
Ответственность
Самоконтроль
«Знание некоторых принципов легко возмещает
незнание некоторых фактов» К. Гельвеций
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
РАЗДЕЛЫ ПЕРСОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
- Философские Жизненные Принципы
- Универсальные Правила Поведения (здравого смысла)
- Ценности воспитания\семьи
- Ценности основных сфер жизни
- Ценности Системы Потребностей Маслоу
- Ценности Жизненного сценария
- Ценности среды
- Ценности окружения
ВТОРОЕ, ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НЕОБХОДИМО СФОРМУЛИРОВАТЬ СОБСТВЕННОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВИТЬ СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ - ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, ОСНОВАННЫЙ НА НАШИХ ЦЕННОСТЯХ, СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ И ЦЕННОСТЯХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ФИЛОСОФСКИМИ ЖИЗНЕННЫМИ ПРИНЦИПАМИ, И УЧИТЫВАЮЩИЙ НАШУ ЖИЗНЕННУЮ СКЛОННОСТЬ, ТО ЕСТЬ НАШЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ.
Почему именно на ценностях, сильных сторонах и философских жизненных принципах:
1. Ценности и сильные стороны дают возможность длительного развития своего потенциала, длительное удовлетворение и достаточно быструю отдачу, то есть позитивный результат, и обеспечивает высокую эффективность;
2. Ценности - философские жизненные принципы - позволяют свести к минимуму отклонения от выбранного пути, а значит, сократят издержки сил, времени и средств.
Что является нашими ценностями и сильными сторонами мы можем понять, исходя из оценки нашего жизненного опыта, а также, мы можем самостоятельно сформировать ценности и сильные стороны, если считаем их таковыми.
Поэтому здесь важный момент - ценности и сильные стороны уже могут быть или же мы можем их сформировать. Например, такие ценности, как долгосрочное планирование, письменная фиксация целей, духовное и интеллектуальное развитие, правильный образ жизни, хорошее здоровье и т.д. Первоначально их может и не быть в списке ценностей, но если мы считаем это важным, мы начинаем строить нашу жизнь, в том числе и на этих ценностях.
И здесь, второй важный момент, нам нужны наставники, учителя, коучи: это могут быть как люди, так и книги, фильмы, собственный жизненный опыт, опыт других, истории, ситуации, притчи, сказки, стихи. Они необходимы нам для того, чтобы дополнить наш перечень ценностей теми, которых нет в нашем списке в силу разных причин, и возможно, прежде всего в силу отсутствия соответствующего жизненного опыта, а значит и в нашей картине мира, и они должны быть достаточно убедительны и авторитетны для нас, чтобы мы дополнили ими свой список ценностей. Конечно, в первую очередь, это относится к родителям, это на них лежит обязанность формировать первоначальный правильный список ценностей своих детей, начиная с детского возраста, прежде всего с помощью собственного примера.
После того, как, в целом, мы понимаем на каких основах нам надо строить свою жизнь и к чему надо стремиться, следует конкретизировать Путь – Сценарий Жизни - Предназначение - Миссию, то есть необходимо разобраться в своих сильных и слабых сторонах, в том, какие возможности они порождают в жизни и какие угрозы в себе несут, а также выбрать направления и варианты движения по Пути, связать их временными рамками, подготовиться к возможным препятствиям и определить результаты, которые мы должны получить в конце. Мы должны сформулировать Цели реализации Жизненного Сценария - Пути. Эти Цели если не на всю жизнь, то, по крайней мере, не на один десяток лет. Важно чтобы эти цели охватили все основные сферы вашей жизни, такие, к примеру, как семья, дом, финансы, карьера, здоровье, культура, интеллект, духовность. Необходимо подойти к этому системно, сбалансированно, не забыть и не пропустить важное. А также иметь в виду, что в жизни каждого человека всегда будут самыми важными три цели:
1. чем заниматься – Дело Жизни (ДЖ);
2. с кем жить – Спутник Жизни (СЖ);
3. свобода выбора - Финансовая Независимость (ФН)
4. самоидентификация - Жизненное Предназначение, Жизненный
Сценарий, Система Жизненных Ценностей.
Большинство людей даже не задумываются об этом: человек в своей жизни, при стечении «благоприятных обстоятельств» может за всю свою жизнь не принять ни одного важного решения: за него их принимают родители, друзья, уровень достатка, окружение, среда, традиции, начальники и т.д. Проблема возникает тогда, когда привычный порядок перестает работать из-за возникновения кризисных ситуаций. И тогда большинство людей ломается по причине отсутствия соответствующих навыков, а те, кто выживает, формируют у себя необходимые навыки и закаляются. Проблема заключается не только в неспособности выходить из кризисных ситуаций, но если даже все идет и как обычно, в возникновении так называемого « кризиса середины жизни».
Но и этим проблемы не исчерпываются: если человек не уделял достаточно времени духовной, физической, интеллектуальной, культурной, социальной и финансовой сферам своей жизни, то в старости у него нет никаких интересов, и жизнь приобретает оттенок «растительной жизни», к тому же это может быть усугублено физической немощью и болезнями, а также и финансовыми проблемами, которые не позволяют жить так, как хотелось бы, и делать то, что хотелось бы, а для большинства это все сводится вообще просто к выживанию, тем более, что в привычной понимании смысл повседневной жизни исчезает: на работу уже ходить не надо и дети выросли – возникает пустота. Можно к этому еще добавить и то, что социальный круг резко сужается: с кем-то простились мы, кто-то простился с нами, и каждый год увеличивается количество тех, с кем простился этот мир.
Поэтому оттого насколько правильным был сделан выбор, зависит и удовлетворенность, и радость от жизни в старости.
Для успешного решения только этих двух вопросов необходимо не только серьезное отношение к этому, но и тщательная подготовка и вдумчивое исполнение. И такие ценности как универсальные жизненные правила помогают принять правильное решение или выбрать правильное направление движения в жизни, даже не имея необходимого жизненного опыта для решения подобных задач. Это последний шаг в умении делать правильные вещи.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОБСТВЕННОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ
Формулировка жизненного предназначения определяет уникальное направление индивидуума в жизни, причину его существования и отвечает на вопрос, связанный с бытием: «С какой целью он появился на свет?». Жизненное предназначение — это путеводная звезда жизни, общее руководящее направление.
Инструкция:
Ответьте, пожалуйста, полностью на следующие вопросы. Затем напишите предварительный проект формулировки вашей миссии. Вы можете быстро записать первые пришедшие в голову идеи. Затем, в более поздних версиях, вы можете поправить, отредактировать и даже комбинировать эти идеи с другими. При записи формулировки вашей миссии продумайте возможность включения информации о себе, выявленной в ходе выполнения предыдущего упражнения по приоритетным ценностям.
Какова основная цель того дела, которое я избрал делом своей жизни?
________________________________________________________________________________
Что уникального вижу я в этом деле для себя?
________________________________________________________________________________
Что является основной целью моей жизни? С какой целью я появился здесь?
________________________________________________________________________________
Чем я хочу запомниться людям?
________________________________________________________________________________
формулировка жизненного предназначения
МОЁ ЖИЗНЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В...
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________