Найти тему
Hélène Fourment

Мона Лиза и её двойник

Уважаемые читатели канала и друзья, всех приветствую!

Сегодня я расскажу вам историю, как всегда, из мира реставрации.

Итак, жила-была во Франции, в Лувре всем известная Мона Лиза, кисти великого Леонардо да Винчи. Дама она была почтенная, весьма преклонных лет, была окружена заботой и вниманием, поклонением, восхищением и круглосуточной охраной.

Вон она...

За ограждением, в капсуле из пуленепробиваемого стекла, с постоянным температурно-влажностным режимом.
За ограждением, в капсуле из пуленепробиваемого стекла, с постоянным температурно-влажностным режимом.

Портрет был создан в промежутке между 1503 и 1506 годами, ему... страшно даже представить, полтысячи лет, точнее - 517. Сотни посетителей Лувра ежедневно приходят посмотреть на шедевр великого Леонардо да Винчи.

А видят ли они шедевр на самом деле? Нет, они его не видят, позволю себе утверждать это, так как это находится в моей компетенции. Они не просто не видят великую живопись великого автора: не видят его замысел, его гениальный точно выверенный рисунок, его изумительно богатый колорит, авторский мазок, богатство деталей и виртуозность их проработки... Дело даже не в том, что она за стеклом, а смотреть можно только издали, с расстояния нескольких метров... Они вообще ничего не видят, потому что сейчас несравненная госпожа Лиза дель Джокондо выглядит вот так...

Нет... Ваши мониторы в порядке и экраны смартфонов тоже. Не нужно проверять настройки и добавлять свет и резкость.
Нет... Ваши мониторы в порядке и экраны смартфонов тоже. Не нужно проверять настройки и добавлять свет и резкость.

Картина сейчас действительно выглядит ТАК.

Её так бережно и самозабвенно хранят, что предпочитают вообще не касаться, не реставрировать, не расчищать, и только наблюдают, как с тыльной стороны растет и всё шире становится трещина основы. Написан портрет на тонкой доске из тополя.

А что это за изображение ниже, посветлее и поярче? А это... та-дааам! Это технологии 21-го века. Графические дизайнеры пожалели нас, любителей итальянского Высокого Возрождения и выдали нам этакий "костыль"...

Вот здесь искусственный интеллект и ловкость цифровых технологий не дали Моне Лизе "засохнуть". Изображение высветлили, чтобы хоть немного приблизить Мону Лизу к изначальному её облику. Но и этот вариант очень далёк от изначального авторского колорита картины.
Вот здесь искусственный интеллект и ловкость цифровых технологий не дали Моне Лизе "засохнуть". Изображение высветлили, чтобы хоть немного приблизить Мону Лизу к изначальному её облику. Но и этот вариант очень далёк от изначального авторского колорита картины.

Тем временем в Испании, в Мадриде, в музее Прадо жила-была ещё одна картина, ещё одна прекрасная Мона Лиза, но... как бы второго сорта.

Вот она, Мона Лиза из коллекции Прадо, испанский "гадкий утёнок", не привлекавший внимание ни искусствоведов, ни зрителей.
Вот она, Мона Лиза из коллекции Прадо, испанский "гадкий утёнок", не привлекавший внимание ни искусствоведов, ни зрителей.

Не Великим Мастером написанная, а скопированная неизвестным художником, не такая старинная, ценная, почтенная. Да ещё на глухом черном фоне, ни пейзажа, ни воздушной перспективы. В шестнадцатом, в семнадцатом веках Мону Лизу не копировал только ленивый, копий в музеях много, ну, а эта... так, ещё одна.

Наступает 2011-й год.

И тут летит в Прадо письмо из самого́ Лувра! Летит запрос о включении этой картины во вре́менную выставку в Лувре под названием «Последний шедевр Леонардо: Святая Анна», намеченную на 2012 год.

Специалисты в Прадо ответили согласием и начали подготовку картины к отправке, а так как времени у них было в запасе достаточно, решили они заодно и обследовать картину появившимися современными методами исследования. А заодно и почистить, не отправлять же в Париж такое неухоженное, давно не реставрированное произведение, нельзя ударить в грязь лицом.

Позволю себе небольшое отступление... Помните, три года назад, в бытность у нас самои3оляцuu u k0вuдa, ходила в народе такая шутка:

- Скажите, а кто у вас из семьи в магазин за продуктами выходит?

- А... Кого не жалко!

Как хорошо, что "второсортную" Мону Лизу было не жалко!

Реставраторам никто не мешал охами и вздохами, им предоставили результаты исследований и позволили спокойно работать. Они бережно расчистили красочный слой от старого пожелтевшего лака, удалили черную краску с фона (нанесённую на портрет, как оказалось, на 200 лет позднее) и...

В результате, мир увидел вот этот шедевр...

Наша прекрасная Мона Лиза полностью изменила свой статус. Теперь считают, что она была написана учеником Леонардо в той же мастерской, где Мастер написал свою собственную Мону Лизу, поэтому говорят, что это копия с наибольшей исторической ценностью из всех известных на сегодняшний день.
Наша прекрасная Мона Лиза полностью изменила свой статус. Теперь считают, что она была написана учеником Леонардо в той же мастерской, где Мастер написал свою собственную Мону Лизу, поэтому говорят, что это копия с наибольшей исторической ценностью из всех известных на сегодняшний день.

Специалисты сделали и более смелые выводы: обе картины были созданы одновременно, Леонардо писал свой знаменитый портрет, а, стоя рядом за соседним мольбертом, один из его учеников, писал эту картину, равняясь на ход работы учителя, на его технические приемы, авторскую манеру письма.

Эта великолепная картина, несмотря на то, что ей тоже больше 500 лет, что её было не жалко реставрировать, расчищать, удалять потемневший желто-коричневый мутный лак и грубые записи, она в итоге имеет лучшую сохранность, чем луврская.

Именно эта Мона Лиза из Прадо даёт возможность нам, зрителям, увидеть красоту и высочайшее мастерство исполнения, богатство цветов и оттенков, глубину перспективы, тончайшие детали костюма женщины, одетой по последней моде своего времени. Именно в моменты созерцания этой великолепной картины к нам приходит понимание оригинала Леонардо да Винчи, представление, какой была прежде и луврская Джоконда.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновения и воодушевит создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки