Реставрация ЗИЛ-130

1,5K прочитали

Подарили в прошлом году ржавый и мятый самосвал ЗИЛ-130, производившийся на заводе АЗЛК. Переходим на новый уровень масштабирования. Пишут, что это масштаб 1:10. Игрушка - знаковая для всех детей СССР, поэтому будет интереснее реставрировать.

Вот так выглядел автомобиль:

Кабина ЗИЛ-130. Коррозия почти полностью поглотила металл, капот промят.
Кабина ЗИЛ-130. Коррозия почти полностью поглотила металл, капот промят.
ЗИЛ-130. Водительская дверь утеряна.
ЗИЛ-130. Водительская дверь утеряна.
ЗИЛ-130. Вид сзади.
ЗИЛ-130. Вид сзади.
Передняя подвеска довольно помята. Придется выгибать.
Передняя подвеска довольно помята. Придется выгибать.

После некоторого замешательства от объема работ разбираем автомобиль, что не совсем просто. Много заржавевших и труднодоступных крепежей.

Разобранный ЗИЛ-130 на запчасти.
Разобранный ЗИЛ-130 на запчасти.

Чтобы снять старую краску и очистить от ржавчины отдаем детали кузова на пескоструйную обработку. Искал долго, главным образом по территориальному принципу. Оставлю контакт на Авито.

Отправляем вот эти детали в пескоструйку:

Детали для пескоструйки.
Детали для пескоструйки.

Через 2-3 дня позвонили - сказали детали готовы, все довольно оперативно было сделано и качественно.

Детали ЗИЛ после пескоструя.
Детали ЗИЛ после пескоструя.

Теперь нужно подрихтовать помятые детали и загрунтовать. Для грунтовки решил попробовать эпоксидный грунт Motip серый. Результат довольно мощный. Ложится хорошо и садится практически намертво. Отличный грунт, рекомендую, правда, цена кусается.

Эпоксидный грунт Motip 1K Epoxy Primer Grey.
Эпоксидный грунт Motip 1K Epoxy Primer Grey.

Больше всего волнение у меня вызывала отсутствующая дверь. По опыту покупок деталей для моделек масштаба 1:43 была надежда когда-нибудь найти б/у дверь с разбора. Для этого надо было мониторить Мешок и Авито неизвестно, какое время.

Решил начать с Авито и, к своему удивлению, после первого поиска обнаружил продавца новых деталей. Оказывается все уже производят: и двери, и фары, колпаки для колес, стекла, рамки для дверей.

Тоже поделюсь контактом на Авито: у Михаила была приобретена замена утерянной двери.

Новая дверка для ЗИЛ-130 с рамкой и стеклом, ручкой и петлями.
Новая дверка для ЗИЛ-130 с рамкой и стеклом, ручкой и петлями.

На этом прошлый сезон работ закончился, наступила осень, и все детали остались ждать весны. Что характерно, загрунтованные детали прошли процесс высыхания и "полимеризации" в течении полугода.

Межсезонье ушло на покупку лакокрасочной продукции. Были приобретены:

  • Голубая краска Kudo RAL 5012;
  • Зеленая краска Auton 5835;
  • Белая краска Vixen RAL-9003;
  • Черная краска Motip High Gloss Black;
  • Шпатлевка быстросохнущая BODY PRO P980 Nitro.
Голубая краска Kudo RAL 5012. Тот самый цвет, используемый на ЗИЛах, как писали на форуме)
Голубая краска Kudo RAL 5012. Тот самый цвет, используемый на ЗИЛах, как писали на форуме)
Зеленая краска Auton 5835. Брал цвет зеленой травы - похожий - на глаз.
Зеленая краска Auton 5835. Брал цвет зеленой травы - похожий - на глаз.
Белая краска Vixen RAL-9003. Самая дешевая из всех. Ложится нормально, если соблюдать инструкции: наносить с 20-30 см., т.к. есть риск перелить, струя очень мощная у нее.
Белая краска Vixen RAL-9003. Самая дешевая из всех. Ложится нормально, если соблюдать инструкции: наносить с 20-30 см., т.к. есть риск перелить, струя очень мощная у нее.
Черная краска Motip High Gloss Black в представлении не нуждается.
Черная краска Motip High Gloss Black в представлении не нуждается.
Шпатлевка быстросохнущая BODY PRO P980 Nitro.
Шпатлевка быстросохнущая BODY PRO P980 Nitro.

Шпатлевка пригодится для заделывания мелких дырочек, проеденных на кузове коррозией, и выравнивания помятого и отрихтованного капота.

Проблемное место - помятый и изъеденный ржавчиной капот.
Проблемное место - помятый и изъеденный ржавчиной капот.

После рихтовки и грунтовки устраним неровности нанесением шпатлевки. Пришлось повозиться: делать это в 5-6 заходов. Нанесение шпатлевки, зашкуривание, и т.д. по кругу.

Зашпаклеванный кузов.
Зашпаклеванный кузов.

Далее для ржавых крепежных деталей применяем старинное средство: разводим в банке перекись водорода и лимонную кислоту. Через сутки ржавчина отпадает, а детали приобретают черный налет. Будем считать, что ржавчину мы побороли)

Детали до обработки. После - забыл сфотографировать.
Детали до обработки. После - забыл сфотографировать.

Процесс покраски прошел как обычно в несколько заходов и сушек на солнце. Баллоны с голубой и зеленой краской были израсходованы на 80-90%.

Еще был отдельный этап очистки от ржавчины и полировки фар и колпаков для колес при помощи шкурок 240, 500, 1000, 1500 и 2000. Был соблазн купить новые, но круче восстановить старые, да и деньги сэкономить.

Собранные готовые запчасти.
Собранные готовые запчасти.

Не обошлось без форс-мажора. За полгода пропало куда-то лобовое стекло и ручка двери. Поэтому дополнительно пришлось приобрести их у Михаила.

Закупленные стекла и ручка двери. Рули и боковое стекло в подарок от Михаила!
Закупленные стекла и ручка двери. Рули и боковое стекло в подарок от Михаила!

Особо хочу отметить восстановление номерного знака. Алюминиевая пластина, где должен быть номер абсолютно не сохранила ни единого следа краски.

Утраченный номерной знак.
Утраченный номерной знак.

Числа на номере соответствовали году выпуска автомобиля. К сожалению год выпуска стерся, и мы его никогда не узнаем.

Погуглив фотографии с номерами, нашел самое больше изображение номерного знака, который использовался как образец.

Образец номерного знака.
Образец номерного знака.

На его основе были подобраны шрифты (три разных) для цифр и букв. В результате получился такой макет.

Макет номерного знака.
Макет номерного знака.

Далее действуем по методу из интернета:

  • Распечатываем в нужном масштабе на принтере;
  • Вырезаем номер по контуру;
  • Покрываем номер с лицевой стороны прозрачным лаком;
  • Даем лаку высохнуть;
  • Переворачиваем номер и с обратной стороны смачиваем водой и жесткой губкой для посуды удаляем размокшую бумагу;
  • С помощью лака приклеиваем на предварительно отшлифованную пластину получившееся изображение;
  • Покрываем лаком так же и с лицевой стороны.

В итоге получился такой симпатичный номер:

Новый номерной знак.
Новый номерной знак.

Финальная сборка грузовичка заняла 2 часа, результат превосходит все ожидания!

ЗИЛ-130 вид спереди.
ЗИЛ-130 вид спереди.
Вид сбоку.
Вид сбоку.
Номерной знак.
Номерной знак.
Вид сбоку.
Вид сбоку.

Автомобиль подвергся двухчасовым нагрузочным испытаниям от трехлетнего водителя-испытателя по пересеченной местности, в результате чего отвалилось одно заднее колесо из-за переломившейся шпильки крепления. Пришлось заменить крепеж стальной проволокой и поставить обратно колпак.

Всем спасибо за внимание!

А это фото для обложки "было-стало".

Было-стало.
Было-стало.