Военнослужащий армии России Вячеслав Д. с первых дней специальной военной операции находился в составе сводного стрелкового батальона в Херсонской области. Одной из главных его задач была работа с местным населением, подвоз и раздача гуманитарной помощи, а также поддержание правопорядка на освобождённых территориях.
Образцовое поведение
Накануне СВО батальон стоял на границе с Украиной. С её началом военные зашли на территорию Херсонской области для охраны рубежей. В первые недели и месяцы на освобождённых территориях сложилась не простая ситуация: прекратились выплаты пенсий, зарплат и пособий населению со стороны украинских властей, продуктовые магазины и аптеки опустели. Со стороны высшего российского военного руководства была поставлена задача – организовать гуманитарные миссии.
– За нами было закреплено около 15 муниципальных образований в Херсонской области, – рассказывает Вячеслав. – На первых порах ситуация была сложная: заморозили все выплаты, местное население испытывало проблемы с продовольствием, предметами гигиены, лекарствами. Мы стали помогать населению, в особенности людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. В сёлах много пожилых людей – ветеранов, детей войны. Они бедно живут – на это без слёз невозможно смотреть. Следили мы и за правопорядком в закреплённых за нами посёлках, сотрудничая с военной полицией. Поначалу правоохранителей там не было, но со временем всё стало налаживаться, организовываться. Появилась военно-гражданские администрации. А до тех пор мы выезжали, помогали. Проводили с нарушителями разъяснительные беседы, подчёркиваю, только в рамках закона. Эта тема очень чувствительная – поведи мы как-то не так, это могло быть расценено двояко и публично использоваться негативно настроенными людьми.
Кто роднее?
Помимо подвоза гумпомощи, который инициировало высшее военное командование, такие грузы передавали многие общественные организации и школы Крыма, с которыми военные наладили взаимодействие. В Херсонской области Вячеслав и его сослуживцы посещали населённые пункты и, беседуя с представителями местных администраций и простыми жителями, формировали списки под их запросы. Передачу грузов фиксировали документально, на фото и видео.
– Глядя на стариков, некоторым кушать нечего, как можно по-другому? – говорит Вячеслав, отвечая на наш вопрос о постоянно сохранявшейся опасности. – Я понимал, что эти пожилые люди – чьи-то родители, и помогал им как своим. Помню, к нам подошла женщина и рассказала, что в селе живёт одинокая бабушка. Родственников у неё нет, помочь некому. Делились с бабушкой едой со своей полевой кухни.
В своём рассказе наш собеседник вспоминает один из посёлков Херсонской области, который удивил его своей ухоженностью и хорошими дорогами. Видно было, что местные власти здесь к работе подходят ответственно. В разговоре глава администрации повела себя очень достойно: сказала, что от помощи люди не откажутся, но острой необходимости сейчас не испытывают.
Со всеми беседовали по-человечески, искренне, старались понять позицию людей, чтобы выстроить с ними линию общения, понимать настроение в селе.
Больше всего изумила военнослужащего то, как действует украинская пропаганда, уничтожая у людей все моральные принципы.
– Вот люди встречали Новый 2022 год, свободно общаясь с родными на Украине и в России. Но после 24 февраля, а в особенности после референдума, который прошёл в том числе в Херсонской области, многие жители рассказали мне, что их родные с подконтрольной Киеву территории начали им угрожать расправой, называть коллаборантами только за то, что те брали гуманитарную помощь. А ведь им есть было нечего! И мне хочется спросить: а как они должны были выживать? Люди, оставшись на своей родной земле, просто стали для Украины врагами. Это отношение к родным, ближе которых никого и быть не может, меня удивило.
Низко пали
Ещё нашего собеседника поразило, то бескультурье, которое сейчас царит на Украине. В первые месяцы спецоперации в Херсонской области работали только украинские сим-карты, а соцсети при выходе в Интернет, были настроены на украинские аккаунты.
– Зашли в Youtube, а там новости украинского центрального канала. Абсолютное отсутствие речевой культуры. Был новостной сюжет о том, что в Херсонской и Запорожской областях теперь рассчитываются рублями. Мне запомнилась фраза, ведущие, говоря про рубль и «орков», с экрана центрального канала добавляют: «хай би вони погоріли!» Настолько культура там уничтожена. Людям на подсознательном уровне внушают такими фразами ненависть. Сама же ситуация, которая изображалась в новостях, противоположна реальной. Они говорили, что в Херсонской и Запорожской областях гонения, российская армия устроила террор. Я слушал, и даже смешно: какой террор?
Вся эти перекручивания и промывка мозгов не случайны, ведь если у человека пробелы в образовании, он бескультурен, то внушаемость у него высокая, отмечает наш собеседник. Такие люди могут судить о ситуации как книжку по обложке, а видеть и понимать, что на самом деле происходит, окажутся не способны…
– Я думаю, что на ещё не освобождённых территориях много русских людей, которые хотели бы последовать примеру Крыма. Ведь Крым до 2014 года и сейчас – это два разных полуострова. У нас во всех сферах сейчас идёт активное развитие, чего нельзя сказать об Украине, – говорит Вячеслав. – Победу мы завоюем для жителей украинских регионов, которые хотели бы оказаться в мирном славянском обществе, но в силу преследований и гонений не могут об этом открыто заявить. Люди хотели бы высказаться, но боятся быть арестованными или убитыми, как это уже было в одесском Доме профсоюзов.
Цитата
«Мы с детства чтим праздник 9 Мая, но, наверное, не до конца понимали через что прошли наши деды и прадеды. Оказавшись перед лицом опасности и даже смерти, начинаешь понимать истинную цену жизни».
О фронтовых товарищах
Во время военных действий человек показывает, кто он на самом деле, считает Вячеслав.
– Мне повезло с коллективом – у нас ребята стоят друг за друга. Трудности людей сплачивают. Когда мы находимся в ситуациях повышенной опасности, особенно проявляется человечность. Если будешь вести себя по-другому, то ты просто не выживешь. Стремимся в первую очередь воспринимать сослуживца как человека, а не солдата или командира.
Анастасия БЕРЕЗОВСКАЯ