В моем канале, посвященном философии Гегеля, мы планомерно изучаем одну из его главных книг «Науку логики». Так как мы уже проделали достаточно большой путь в познании "Науки логики" и прошли от качества к количеству, то хотелось бы провести некую "ревизию" и еще раз обобщить этот пройденный путь для закрепления и лучшего понимания, и может быть кому-то во «внешнем» Интернете это кратчайшее объяснение движения от качества к количеству в «Науке логике» окажется полезным и поможет.
Прежде всего, помните основной принцип движения мысли в «Науке логике»: единый тезис распадается на противоположности в антитезисе, которые затем сливаются в синтезе, - держа эту схему в голове, воспринимать содержание «Науки логики» становится гораздо легче.
Итак, всё начинается с бытия как с самой абстрактной и в некотором смысле фундаментальной категории. Бытие, будучи простой "естьностью" и в то же время ничем, не имея никаких определенностей, распадается на чистое бытие и чистое ничто, которые одновременно оказываются равными и неравными друг другу. Равными, потому что оба пустотны, не имеют никаких качеств. Неравными, потому что логически это всё-таки разные вещи - "есть" и "не есть". Так как бытие пустотно, оно никакое, то оно есть ничто. А так как ничто есть (хотя бы у нас в голове, как логическая операция, мы о нем говорим), значит оно бытие. И в то же время это всё-таки не одно и то же. Это противоречие оказывается разрешенным (снятым) в становлении, которое представляет собой такое единство бытия и ничто, в котором они взаимно переходят, взаимно исчезают, растворяются друг в друге.
Но раз нет больше чистого бытия и чистого ничто, единством которых было становление, значит нет и становления. Оно распалось на возникновение и прехождение. Возникновение - это переход ничто в бытие. Прехождение - это переход бытия в ничто. Но так как бытие и ничто еще не обладают никакими определенностями, так как бытие есть ничто, а ничто есть бытие, то и возникновение и прехождение - это одно и то же, между ними логически нет разницы, как нет разницы между возникновением ноля и прехождением ноля. Соответственно, разница между ними устранена, их больше нет, как разных, их взаимопереходы сняты, а что же осталось? Остался результат становления - то, что стало, то, что просто есть здесь и сейчас - наличное бытие.
Наличное бытие - это уже не то пустое бытие, которое было в начале. Это бытие, ставшее результатом становления, а значит оно уже не пустое, не неопределенное. Оно - бытие чего-то определенного, бытие качества. Куда же делись возникновение и прехождение? Возникновение стало тем, что возникло, что положительно утверждает себя - реальностью, а прехождение стало тем, что ушло или уходит, отбрасывается, той силой, которая ничтожит реальность - отрицание. Таким образом, наличное бытие распалось на реальность и отрицание. И то, и другое есть качества. Реальность есть качество, взятое как бытие. Отрицание есть другое качество, которое отброшено, отторгнуто в противовес первому. И действительно, говоря "это красное", мы логически отрицаем, отбрасываем остальные качества (красное, значит не зеленое, не синее, не желтое и т.д.). Без утверждение одного и отрицания другого было бы вообще логически невозможно что-то определить. Таким образом, и реальность и отрицание являются лишь качествами и существуют неразрывно друг от друга. Вместе они образуют нечто (не (отрицание) + что (реальность)).
Нечто - это субъект качества, его носитель. Качество не существует само по себе. Оно всегда проявляет себя лишь в своей принадлежности какому-то нечто. "Красное" не существует само по себе. Красное, будучи единством реальности и отрицания, проявляет себя только в конкретном нечто. Таким образом, то, что было реальностью в нечто стало в-себе-бытием, то есть моментом равенства с собой (красное яблоко - это конкретное что-то, обладающее конкретными характеристиками), а то, что было отрицанием, стало теперь бытием-для-иного - то есть моментом неравенства с собой (качества, которые логически откидываются, выталкиваются, чтобы строго ограничить наше нечто: красное яблоко - это не желтая груша). Получается, что одно и то же нечто содержит в себе момент равенства с собой и момент неравенства с собой, равно себе и неравно одновременно. Как это возможно? А так, что наше нечто - это не просто нечто, а изменяющееся нечто.
Изменяющееся нечто распадается на определение и характер. Определение - это качество, которое есть во в-себе-бытии нечто и сопротивляется переходу во что-то иное. Это качество, внутренне присущее самому нечто. Характер (внешняя определенность) - это то, что было на прежней стадии бытием-для-иного, то есть та сила, которая отрицает наше нечто и потому отбрасывается им, выпихивается, то, что не присуще имманентно, но изменяется в развитии. Однако и то и другое по-прежнему есть лишь качества, причем качества одного и того же изменяющегося нечто, присущие ему. Определение и характер, то, что противится изменениям и изменяется в развитии слились в одно целое - конечное. Ведь что такое конечное? Это то, что продолжает изменяться, но здесь и сейчас оно есть такое какое оно есть - ограниченное, с определенным набором качеств, то есть продолжающее изменяться, но неизменное в определенных рамках, в своих границах.
У конечного есть предел, иначе оно не было бы конечным, и долженствование - та сила, которая побуждает к выходу за предел, к изменению. Однако предел бессмысленен без долженствования, а долженствование без предела. Они не самостоятельны и не могут существовать обособленно, одно без другого и потому сливаются в бесконечное. Почему в бесконечное? Потому что нечто, которое должно преодолеть свой предел, становится уже другим нечто, иным. Но теперь и это иное тоже должно преодолеть свой новый предел и так происходит до бесконечности. Конечное (логически) переходит в бесконечное. Бесконечный переход от нечто к иному есть дурная бесконечность. Но иное также переходит в свое иное, то есть в иное иного, а значит снова становится нечто.
Логически нечто и иное иного суть одно и то же, подобно тому как если нечто это "+", а иное - это "-", то что есть иное иного, что есть "другое" минуса? Снова плюс. Это так чисто логически, так как на данном этапе мышления у нас еще нет ничего другого, кроме нечто и иного. Такое возвращение нечто к себе через иное Гегель назвал истинной бесконечностью.
Таким образом, бесконечность распалась на дурную бесконечность и истинную бесконечность, обе из которых - лишь переходы от нечто к иному, которые теперь также оказались уравнены, ведь логически нет разницы, что брать за нечто, а что за иное. Со стороны первого нечто, остальное будет иным. Со стороны иного первое нечто становится иным, а само иное - нечто. В этой бесконечной череде одного и того же больше нет никаких различий, нет больше качеств в себе, качеств для иного, а есть одно большое и единое для-себя-бытие, в котором слились нечто и иное, дурная бесконечность и истинная бесконечность.
Для-себя-бытие - это бесконечное бытие нечто, бесконечное, ничем не ограниченное бытие всего, что есть, безотносительно каких-либо различий того, что есть. А значит оно - одно целое, единое, просто одно, как говорил Гегель. Но где есть одно, там есть и многое, иначе без многого мы не знали бы одного, а без одного - многого. Но что такое многое? Это тоже одно. Одно, состоящее из многих одних, подобно тому, как человечество - это нечто одно, но состоит оно из многих людей. Так одно и многое, на которое распалось для-себя-бытие, теперь сливаются, наконец, в количество. Переход качества в количество состоялся. Закончена первая часть "Учения о бытии" - "Количество".
В продолжение темы интересно почитать:
- История философии широкими мазками
- О философии Сократа
- "Наука логики" - книга, которая изменила мою жизнь
- Стоит ли читать "Капитал" К. Маркса?