Найти в Дзене

4 июня исполнится 120 лет со дня рождения Евгения Александровича Мравинского

Проходя по Михайловской улице, на здании Большого зала Петербургской филармонии они видят мемориальную доску, посвященную Мравинскому, ведь он руководил Заслуженным коллективом Рес­публики Академическим симфоническим оркестром Филармонии 50 лет, возглавив его в 1938 году пос­ле победы на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Моск­ве. И под руководством Мравинского оркестр стал одним из лучших в мире, что неоднократно подтверждалось гастролями. В общей сложности дирижер провел с оркестром около 1000 концертов.

Имя Мравинского неразрывно связано и с музыкой Дмит­рия ­Шостаковича. Сам дирижер в статье, посвященной 60‑летию композитора, писал: «Если бы мне пришлось заполнять анкету, посвященную главным событиям моей биографии, то на ее вопросы я бы ответил так: «Самая значительная человеческая встреча в Вашей жизни?» — «С Шостаковичем». «Самые сильные музыкальные впечатления?» — «От творчества ­Шостаковича». «Самое важное в Вашей исполнительской деятельнос­ти?» — «Работа над произведениями Шостаковича».

Мравинский осуществил премьеры пяти симфоний композитора, начиная с Пятой, и, хотя в его исполнении звучала музыка Прокофьева и других советских авторов, именно Шостакович занимал особое место в его репертуаре, неслучайно Мравинскому посвящена Восьмая симфония композитора. Чаще всего маэстро дирижировал Пятой (59 раз), довольно часто Шестой. Помню программу, в которой Пятая Шостаковича соседствовала с Пятой Чайковского. Шостакович в его интерпретации представал истинным классиком, поднявшимся над трагедиями своего времени на какую‑то надмирную высоту, и, мне кажется, стихотворение Анны Ахматовой, посвященное музыке Шостаковича, относится именно к интерпретации Мравинского:

В ней что‑то чудотворное горит,
И на глазах края ее гранятся,
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

К своим любимым произведениям Мравинский все возвращался и возвращался, пристально вглядываясь в партитуру, репетируя до бесконечности, оттачивая детали исполнения. Именно поэтому его интерпретации были настолько близки к совершенству.

Мне посчастливилось в юности побывать на нескольких концертах маэстро в последние годы его жизни, в 1980‑е. Никогда не забуду самый первый из них. Мравинский уже дирижировал сидя и концерты давал редко, билетов на них было не достать. Чуть ли не с ночи любители музыки записывались в списки. Помню, что приехала часов в семь утра к кассе, задолго до открытия, и, как оказалось позже, опоздала — вожделенного входного билета мне не досталось. Попала лишь чудом: перед концертом какая‑то девушка отдала мне лишний. Тогда Филармония выпускала около 300 входных билетов, кроме того, пускали студентов Консерватории, в зале яблоку негде было упасть. В программе были увертюры к «Нюрнбергским мейстерзингерам», «Лоэнгрину», «Тангейзеру» Вагнера и Четвертая симфония Брамса.

Мравинский вообще был великим вагнеровским дирижером, хотя он не исполнил ни одной его оперы. Как у него звучал оркестр, никогда больше мне не довелось слышать такого сияющего звука у струнных! Это был кристально чистый звук с особым узнаваемым теплым тембром. И интерпретации, и самому облику маэстро был присущ особый аристократизм, шло ли это от дворянского происхождения или внутреннего благородства души — не знаю, скорее, и от того и от другого. Сам Мравинский сравнил в одном из интервью свои концерты со священнодействием и праздником, точнее не скажешь. При этом жесты его были очень лаконичны и скупы, лишены экспрессии. Все внешнее убиралось в пользу внутреннего горения духа. Много позже я узнала, что Мравинский был глубоко религиозным чело­веком, но и тогда сразу ощущалось, что он воспринимал свое исполнение как высокое служение музыке.

Вокруг его личности сложилось много легенд и мифов, как вокруг всякого великого человека. Его концерты остались в памяти, потому что это были ярчайшие музыкальные переживания. В конце жизни он обращался лишь к произведениям, которые были ему по‑особому дороги, составляли сердцевину его репертуара: ­Шостакович (Пятая, Шестая и «предсмертная» Пятнадцатая), Чайковский (Пятая и Шестая), Брамс (Четвертая), Шуберт «Не­оконченная», Вагнер…

Санкт-Петербургская филармония бережно собирает документальные свидетельства и материалы о дирижере, с которыми можно ознакомиться на сайте к ее 100‑летию. Имя Мравинского носит одна из петербургских школ искусств и международный юношеский конкурс. К 120‑летию со дня рождения великого дирижера в Большом зале пройдет концерт Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера оркестра народного артиста России Николая Алексеева, в котором прозвучит музыка Бетховена и Брамса, солисткой выступит австрийская пианистка Ясминка Станчул. А в фойе Большого зала откроется выставка, посвященная работе Евгения Александровича Мравинского с оркестром Филармонии — Зас­луженным коллективом Республики (ныне — Заслуженный коллектив России).