Тротуары Невского с годами все меньше принадлежат пешеходам и все больше — заведениям общепита. Горожане вот уже много лет не перестают жаловаться на это обстоятельство. Но все остается по‑прежнему. Даже становится хуже. Нынешним летом четная (солнечная) сторона проспекта от канала Грибоедова до ТК «Невский центр» (более известный, как «Стокманн») обставлена 33 уличными кафе разного размера: от двух-трех до двух десятков столиков. Веранды плавно перетекают одна в другую. Кофе, пирожные, десерты… Салаты, сэндвичи, пиво… Суши, роллы, саке… И вот уже прохожие плотной толпой идут мимо столиков, за которыми граждане поглощают макароны (пардон, пасту) с котлетами. Это ж какие нервы нужно иметь, чтобы трапезничать в непосредственной близости от потока людей и машин? Большинство заведений, правда, отделило своих клиентов от остального мира оградами, тумбами, полиэтиленовыми стенами. Досаждает, признаться, безвкусная искусственная зелень, которая «сидит» в ящиках (пардон, кашпо), расставленных по периметру «едален». Но по большому счету ограждения не меняют впечатления. Все равно одни люди едят в толпе, другие стараются не обращать на это внимания. Особенно странно выглядят уличные кафешки, которые не прижимаются к стенам домов, а отстоят от них на метр-полтора, как, к примеру, у дома № 88. Все дело в том, что здесь работают «подвальные» заведения со ступеньками вниз, которые логично требуют оставить какой-никакой проход для потенциальных покупателей. Дальше чистая арифметика: 3 м для веранды плюс 1,5 на проход. Сколько там остается для пешеходов главного проспекта Петербурга? Все‑таки шире, чем маховая сажень семилетнего ребенка./Фото автора Самое узкое место сейчас расположено в той части, которую горожане привыкли называть Староневским. У дома № 136. Здесь блинная расставила два ряда столиков. При этом, как известно всему Петербургу, тротуары здесь вдвое уже, чем на «основном» Невском. В течение многих лет чиновники Петербурга, получая жалобы граждан (и запросы от СМИ), отвечали, что уличные кафе — естественная вещь для столиц Европы. Но стоит отметить, что, скажем, в Хельсинки невозможно представить кафе на проспекте Маннергейма — главной улице города. А, к примеру, в Стокгольме кафешки под завязку заполняют только пешеходные улицы и площади. И то не все. Так что кивать на Европу некорректно и неправильно. Ну да ладно. Допустим, кафе на Невском можно причислить к нашим местным особенностям. Эта особенность давным-давно была взята в расчет, когда формировался так называемый регламент Невского проспекта. В числе прочего в том документе содержались нормы для уличных заведений: было рекомендовано использовать только бордовые тенты, навесы и зонтики. А кашпо-ограждения — темно-зеленого цвета. Кафе на Невском проспекте можно было оборудовать при ширине тротуара не менее 5 метров. Столики должны были стоять так, чтобы оставался свободный проход не менее трех метров. Тот регламент был отменен судом по иску одного из магазинов. Истца, кстати, интересовали не нормы для уличных кафе, а требования к вывескам и рекламе на Невском. Но документ отменили в полном объеме. Ныне условия едины для всего города. Разница лишь в сумме аренды участка тротуара. В центре, разумеется, дороже. И за занимаемой площадью власти следят. В2023 году с тротуаров убраны не менее полутора десятков кафешек по причине того, что они существовали без договора с городом. И ни одной — из‑за того, что они мешают передвижению людей. По официальной информации, договоры аренды заключают, только если ширина тротуара составляет три и более метра. При этом проход для пешеходов должен составлять не менее полутора. И вот вопрос: не маловато ли для главного проспекта города?
Они мешают нам жить. Тротуары Невского загромоздили торгаши общепита
5 июня 20235 июн 2023
5