Согласно концепции, к концу третьего десятилетия XXI века Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой всех критических и сквозных технологий. Предполагается, что будут созданы условия для высокоинтенсивной инновационной активности частного бизнеса — корпораций и предпринимателей. К 2030 году национальная экономика должна обеспечивать производство чипов и другой микроэлектроники, высокоточных станков и робототехники, беспилотников, авиакосмической техники, лекарств и медицинского оборудования, телекоммуникационной техники и программного обеспечения. Причем доля таких отечественных товаров в общем объеме потребления должна составить не менее 75 %.
Для этого необходимо добиться роста внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем на 45 %, уровень инновационной активности в промышленности и других областях должен увеличиться в 2,3 раза, а затраты на эти цели — в полтора раза. Также к 2030 году объем инновационных товаров, работ и услуг должен возрасти в 1,9 раза, а число патентных заявок — в 2,4 раза. Помимо этого необходимо, чтобы число предприятий обрабатывающей промышленности, использующих технологические инновации, увеличилось в 1,6 раза.
— Очевидно, что в связи с санкциями прежняя модель воспроизводства технологических инноваций — с опорой на машиностроительный импорт и импорт технологий — перестала быть актуальной. По сути, впервые за 25 лет, начиная с 2000‑х годов, у нас появляется самостоятельный предмет технологической политики, — заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов.
По его словам, сейчас речь идет о смене модели взаимодействия «наука — производство». Предполагается создание такой среды, когда компании зарабатывают на исследованиях, создавая добавленную стоимость и капитализацию именно за счет разработки и внедрения новых технологий. При этом должна быть сформирована государственная экосистема поддержки таких компаний — от этапа зарождения до выхода на IPO или продажи стратегическому инвестору. Также нужно будет создать условия для роста и малых технологических компаний.
Российское правительство намерено создавать и развивать новые организационные формы реализации технологической политики — исследовательские консорциумы и технологические холдинги, объединяющие исследования, производство и образование. Также планируется обеспечить ускоренное развитие инфраструктуры для опытных конструкторских работ и опытного производства: испытательные полигоны, технологические биржи, демозоны промышленного освоения НИОКР, центры трансфера технологий. К тому же придется возродить институт квалифицированного заказчика (главных конструкторов и главных технологов) на основе передовых инженерных школ. Для технологического прорыва крайне важно снять системные регуляторные ограничения и внедрить «право на риск» при инвестициях в инновационные проекты. Разумеется, придется создать и инструменты рыночной ликвидности прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также институт кредитования под залог интеллектуальной собственности. Это необходимо для того, чтобы технологические инновации реально стали фактором роста капитализации компаний.
В рамках разработки новой технологической политики ранее были подписаны ключевые соглашения о сотрудничестве между бизнесом и государством по «дорожным картам» приоритетных высокотехнологичных направлений: «Перспективные космические системы и сервисы», «Искусственный интеллект», «Технологии новых материалов и веществ», «Развитие водородной энергетики», «Системы накопления энергии».
В настоящее время правительством одобрено свыше 160 проектов в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. На их реализацию до конца следующего года будет направлено более 35 млрд рублей. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, размер вложений за восемь лет должен составить не менее 10 трлн рублей, включая 2 триллиона уже в текущем году. Также в конце марта начал действовать механизм кластерной инвестиционной платформы, предусматривающий предоставление долгосрочных кредитов по льготной ставке. За прошедший месяц было одобрено восемь проектов общей стоимостью около 220 млрд рублей. Еще свыше 40 находятся на рассмотрении, их объем оценивается в 1,3 триллиона.