Найти тему

Михаил Коваленко стал серебряным призером чемпионата Армении по футболу

Михаил, первым клубом в вашей профессиональной карьере стала молодежная команда «Зенита». Как оказались в ней?

— Начинал я заниматься футболом в зенитовской академии, но, когда ее возглавил голландский специалист Хенк ван Стее, там все начало меняться и в 15 лет я перешел в «Коломяги». Через пару лет попал в юношескую сборную Петербурга, которая участвовала в зимнем турнире памяти Гранаткина в СКК, — руководил той командой Владимир Казаченок, помогали ему тренер «Коломяг» Сергей Полтавец и Анвер Конеев из академии «Зенита». Сыграл, видимо, успешно, раз после турнира тренер молодежной команды «Зенита» Анатолий Давыдов пригласил меня на сборы, затем я подписал контракт и начал уже с лета выступать за команду. Но вскоре карьера прервалась — призвали в армию.

Проходили службу на общих основаниях или в какой‑нибудь спортроте?

— Первые полгода провел в час­ти в Луге, а затем меня перевели в Петербург и днем отпускали на тренировки. После службы потренировался с «Зенитом»-2 у Владислава Радимова, ему как раз помогал хорошо знавший меня Анвер Конеев. Был заявлен за команду, но в итоге провести ни одного матча за «Зенит»-2 не удалось, и я перешел в «Динамо-СПб», где и начался новый этап карьеры.

С «Динамо-СПб» вы прошли путь до первой лиги. Насколько неожиданным для самих игроков команды стало то, что после своего первого сезона в Футбольной национальной лиге коман­да, что называется «с вещами» переехала из Петербурга в Сочи?

— В принципе для всех нас это стало сюрпризом. Но все произошло очень быстро, так что времени на какие‑то переживания просто не было. А условия, созданные в Сочи и для тренировок, и для игр, были такими, что ни о чем лучшем футболист, наверное, и мечтать не может. Но в основной состав я там не попадал. Главный тренер Александр Точилин, с которым у нас были прекрасные отношения, много разговаривал со мной, успокаивал: «Посмотрим, как сложится ситуация завтра, но ты мне нужен». В итоге провел за «Сочи» лишь один матч, так что, когда поступило предложение от «Тюмени», после довольно долгих раздумий решил согласиться ради того, чтобы получать игровую практику.

Получили?

— Да, в полной мере, только «Тюмень» провела очень неудачный сезон и вылетела из первой лиги. Потом на протяжении трех месяцев пришлось искать новую команду.

Сами искали или с помощью агента?

— И сам, и агент. Ездил на просмотр в «Факел», но в Воронеже решил не оставался, так как чувствовал, что этот вариант мне не подойдет, о чем сейчас совершенно не жалею. Тогда это была совсем другая команда, чем та, которая потом вышла в премьер-лигу и провела в ней нынешний сезон. На тот момент я сделал правильный выбор — летом 2019 года поступило предложение из Армении от клуба «Ноа».

Довольно неожиданный поворот…

— В этом клубе формированием команды тогда занимались специалисты из России, а тренер играл в свое время в нашей премьер-лиге, затем работал в Краснодаре.

Сомневались, принимая предложение? Все‑таки новая страна, новый чемпионат, заграница в конце концов…

— Нет, решился ехать практически сразу, вариант показался хорошим.

В этом году ереванский «Арарат» будет отмечать 50‑летие своей победы в чемпионате и Кубке СССР. В том составе одним из любимцев публики был ваш однофамилец Александр Коваленко. Напоминают вам в Армении об этом?

— Очень часто. Почти постоянно, особенно в первое время, спрашивали, не родственник ли я ему.

Что было самым сложным в Армении в плане адаптации?

— Поначалу, конечно, к жаре привыкать пришлось. Я при­ехал в конце августа, температура воздуха тут была под сорок. В такую погоду очень непросто даже в быту, а тут еще в футбол играть надо.

А что в игровом плане?

— Тут никаких проблем не возникло. Помогло еще и то, что в «Ноа» был очень хороший коллектив — и местные ребята отличные, и много русских игроков.

Когда поступило предложение от «Пюника» уже, наверное, не пришлось сомневаться — и страна, и чемпионат были уже знакомыми?

— Да, получить такое приглашение от чемпиона страны был очень рад.

В прошлом сезоне «Пюник» провел два отборочных раунда в Лиге чемпионов, затем впервые в своей истории сыграл на групповой стадии еврокубков — в Лиге конференций. Насколько полезен был этот опыт?

— Все‑таки на этом уровне многое отличается в плане скорости — как игровой, так и скорости мышления, в требованиях к концентрации внимания в каждом эпизоде. Эти матчи, конечно, сильно отличались от игр чемпионата Армении.

На старте нынешнего сезона «Пюник» терял довольно много очков. Это связано именно с тем, что играть пришлось «на два фронта» — и в чемпионате страны, и в еврокубках?

— Наверное, да, ведь клуб впервые столкнулся с ситуацией, когда пришлось проводить такое большое количество игр. Плюс ко всему были много новых футболистов, которым требовалось время для адаптации. У нас получалось так, что на еврокубковые матчи выходили одни футболисты, а в следующем матче чемпионата Армении состав очень сильно менялся — и было очень тяжело обходиться без потерь, которые потом сказались.

Насколько большим разочарованием стало то, что «Пюник», до самой концовки сезона боровшийся за очередное чемпионство, все‑таки упустил его?

— Во второй половине сезона у нас был потрясающий отрезок — 14 побед и одна ничья, почти догнали лидера чемпионата «Урарту». Все решалось в предпоследнем туре, когда мы и «Урарту» встречались между собой. Было понятно — тот, кто выиграет эту игру, скорее всего, и станет чемпионом. К сожалению, пропустив мяч на последней минуте матча, мы уступили 0:1. Было, конечно, очень обидно, но в клубе нас очень поддержали в этот момент.

Незадолго до конца сезона вы продлили контракт с «Пюником» и продолжите выступать за эту команду. То есть будущее связываете именно с Арменией?

— Да, меня абсолютно все устраивает и в клубе, и в коллективе. Меня здесь ценят, и я очень ценю это отношение. Так что постараюсь сделать все, чтобы в будущем году «Пюник» вернул себе чемпионский титул.

Армянская летняя жара уже больше не так пугает, как поначалу?

— Нет, я к ней уже привык (улыбается).