Найти в Дзене

Австралийское эхо Седьмой симфонии. Ее премьера на далеком континенте состоялась почти 80 лет назад

Австралия присоединилась к британской поддержке СССР уже 24 июня 1941 года. К тому же к власти в стране пришли лейбористы, новый министр иностранных дел Херберт Вер Эватт горячо выступал за сотрудничество с советским правительством. В 1942 году между СССР и Австралией были установлены дипломатические отношения. Активизировалась и «народная дипломатия»: жители проводили «Недели дружбы», конгрессы, фотовыставки, концерты, шествия и митинги для сбора помощи советскому фронту.

Что же касается первого упоминания о Седьмой симфонии, то в австралийских газетах оно появилось на следующий день после выступления Шостаковича 17 сентября 1941 года по Ленинградскому радио. В нем композитор говорил, что, несмотря на военное время, «в довольно быстрый срок написал две части симфонии», и отмечал: «Все мы сейчас несем свою боевую вахту. И работники культуры так же честно и самоотверженно выполняют свой долг, как и все другие граждане Ленинграда».

12 сентября 1942 года в выпуске австралийского журнала ABC Weekly, посвященном непокоренному Ленинграду, говорилось: «Можем ли мы представить, что это значит — жить постоянно под градом гаубичных снарядов и бомб, под пулеметными пулями самолетов по дороге на работу? Что значит иметь резко сокращающиеся запасы еды и дома, превращенные в щебень? Можем ли мы представить город без света, без водопровода, без трамваев или электропоезда, без отопления при температуре 40 ниже нуля по Цельсию?… Мы, Объединенные нации, приветствуем город, чье сопротивление дало нам время готовиться к финальной победе».

Рядом с текстом было опубликовано фото Шостаковича в пожарной каске с подписью: «Преподаватели Ленинградской консерватории учатся обращаться с зажигательными бомбами. Крайний справа (в каске) Дмитрий Шостакович, сочинивший свою уже известную «Ленинградскую» симфонию».

Именно этот портрет стал обложкой журнала ABC Weekly перед премьерой симфонии, состоявшейся 2 мая 1943 года. Сделанную в США запись концерта, на которой Артур Родзинский дирижировал Кливлендским симфоническим оркестром, передали по всем радиостанциям Австралийской вещательной комиссии (ABC).

Одновременно ABC готовила и первое «живое» исполнение Седьмой симфонии. Еще в апреле в Сидней была доставлена партитура на 36 метрах 33-миллиметровой фотопленки (1700 фотокадров). Ее проверили, выстроили кадры в необходимом порядке, по возможности убрали дефекты, перефотографировали и напечатали в трех томах. Репетиции Сиднейского симфонического оркестра, которым управлял известный дирижер Бернард Хайнце, заняли все лето.

Концертная премьера состоялась в Сиднейской ратуше (самом большом общественном здании страны) 24 августа 1943 года. Зал был переполнен. Как сообщалось в прессе, все 80 минут премьеры прошли на одном дыхании и закончились овацией.

В Мельбурне также захотели услышать произведение Шостаковича, и в ноябре 1943 года Бернард Хайнце выступил там с Мельбурнским симфоническим оркестром. Выступления в Сиднее и Мельбурне транслировались и по национальным радиостанциям.

В далекой стране премьера стала главным музыкальным событием года, что объяснялось не только большим интересом к происходившему на Восточном фронте, но и дефицитом современной музыки на континенте. Кроме того, к 1943 году уже возникла мировая мода на Шостаковича. Австралийский музыковед Элис Маршалл Мойл отмечала: «Сомневаюсь, что какое‑либо отдельное музыкальное произведение когда‑либо привлекало такое внимание, как Симфония № 7».

Восхищенные симфонией австралийские слушатели яростно защищали Шостаковича от тех, кто сомневался в оригинальности этого произведения. Так, один из главных местных музыкальных критиков Невилл Кардус отнесся к произведению достаточно снисходительно, интересуясь: мол, насколько советская идеология является источником вдохновения для Шостаковича?

В ответ на это журнал ABC Weekly опубликовал письмо читателя Макса Брауна, который утверждал, что источником вдохновения для Шостаковича служит народ, а вера в марксизм не делает композитора менее великим (как, к примеру, вера Бетховена в идеи французской революции). А в качестве ответа на слова Кардуса про «грубую, неграмотную и неоригинальную» музыку читатель процитировал всемирно известного дирижера Тосканини, который назвал симфонию «очень красивой».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».