Как отмечает одна из составителей альбома заведующая отделом использования и публикации документов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга Елена Князева, хранящиеся в нем материалы имеют не только исследовательское, но и практическое значение. Не случайно в 1944 году инспекция по охране памятников обратилась в архив с просьбой «подобрать сведения о графических материалах и иконографии по пораженным от вражеских военных действий зданий Ленинграда в целях намечаемой их реставрации и исторического анализа». В первую очередь речь шла о «Гостином дворе», Екатерининском институте на набережной реки Фонтанки, жилых домах на главных улицах.
В дальнейшем реставрация превратилась в непрерывный процесс, и научные сотрудники инспекции по охране памятников, а также институтов «Ленпроектреставрация» и «Спецпроектреставрация» стали постоянными посетителями архива на Псковской улице.
В ныне выпущенном альбоме опубликовано более ста архивных документов, относящихся к объектам культурного наследия федерального и регионального значения и использованных исследователями за последние десять лет для подготовки историко-архитектурных экспертиз, требуемых при реставрации. Есть в альбоме и материалы, послужившие источником для воссоздания утраченных сооружений — например, Рождественского храма на Песках и колокольни Воскресенского Новодевичьего монастыря на Московском проспекте.
— При работе со строительной документацией прошлых веков нас, реставраторов, прежде всего интересует практическая информация, которую мы можем из нее извлечь: откуда был поставлен строительный материал, железо для крыши, на какую глубину были забиты сваи под фундамент, где изготавливали стальные каркасы перекрытий, — говорит технический директор фирмы «Возрождение Санкт-Петербурга» Петр Щедрин, участвовавший в подготовке альбома.
Большим подспорьем в проектировании реставрационных работ служат графические документы из фонда петербургской городской управы, в котором сосредоточены архитектурные чертежи по строительству и перестройкам зданий. Не менее полезными оказываются материалы из фонда городского кредитного общества, связанные с залогом недвижимости. В некоторых случаях они хранят единственную историческую фиксацию здания.
— Любое сооружение старше ста лет требует к себе постоянного внимания, — уверен Щедрин. — Оно как хронически больной, его состояние надо контролировать постоянно. Поэтому и реставрация старых зданий — процесс перманентный. И если текущая реставрация завершена, это вовсе не означает, что здание «помолодело». Нет, нам придется возвращаться снова и снова. Существуют срок годности каждого материала, эксплуатационный износ…
В процессе реставрации нередко удается «приобщиться» к быту мастеров давних лет. Ведь раньше строительный мусор не вывозили, а просто засыпали в пространство между перекрытиями и полами. В особняке Половцовых на Большой Морской (материалы, связанные с ним, также вошли в альбом) «в полах» были найдены ботинок строителя, бадья, в которой замешивали раствор…
Иногда деятельность реставраторов напоминает расследование: требуется докопаться до причины и понять, почему в данном конкретном месте происходит разрушение. Именно так случилось с Пиль-башней в Павловском парке, возведенной на берегу реки Славянки в конце XVIII века. Еще на дореволюционных фотографиях можно увидеть мокрое пятно на ее стене — в том месте, где к ней примыкает лестница. Причину намокания долго не удавалось установить.
— Мы смогли выяснить, что она в неправильном наклоне лестницы. Деструкция кирпичной кладки происходила изначально: вода по ступеням текла к стене, напитывая ее влагой. Ошибку строителей исправили только спустя два века после возведения здания, — поясняет Щедрин.
Вообще, по его словам, случаи, когда приходится разбираться с результатами работы строителей прошлых столетий, весьма нередки. Так что утверждение, мол, раньше‑то в Петербурге строили на века, не то что нынче, — в немалой степени преувеличение. И прежде строили по‑разному. Качество зачастую зависело от квалификации нанятых рабочих. От бригадира, наблюдавшего за строителями. И точно так же, как и сейчас, от желания сэкономить на материалах. В прессе и XIX века, и начала ХХ века можно найти немало сообщений о некачественном строительстве, об обрушении возводимых зданий…
Еще Петр I говорил: «Строитель — шельма. Бить батогами нещадно, но в кабаках не отказывать».